Первый этаж Музея дизайна на время превратился в огромную дорогу. Пересекаю прерывистую линию и сворачиваю на остановку под названием «ВЕЛО». Эта категория представлена двумя экспонатами XIX в. Первый — макет двухколесного велосипеда Ефима Артамонова, памятник которому установлен на Вайнера.
![]() |
---|
Макет двухколесного велосипеда Ефима Артамонова. |
Второй — рельсовый велосипед системы Фон Ренкуля (применяется для осмотра железнодорожных путей). Вы наверняка видели его в Музее истории, науки и техники Свердловской железной дороги, а может быть, даже катались на нем в «Ночь музеев».
![]() |
---|
Рельсовый велосипед системы Фон Ренкуля. |
Под указателем «ПАРО» можно найти макет паровоза Черепановых, изобретенный в 1834 г. отцом и сыном. Это первый паровоз не только Свердловской области, но и всей России.
![]() |
---|
Макет паровоза Черепановых. |
На другой стороне трассы установлен макет тепловоза 1980 г. Его дизайн придумал уралец Геннадий Халдин, также известный как поэт и художник.
![]() |
---|
Макет тепловоза 1980 г. |
Двигаемся дальше вдоль дорожной разметки. Около знака «АВТО» авторы выставки предлагают познакомиться с историей развития автобусов в России.
![]() |
---|
Модели автобусов разных времен. |
Особое внимание уделено Курганскому автобусному заводу, из которого выходили самые массовые капотные автобусы в мире. Также на выставке представлены автобус ЗИС-8 (транспорт 30-х гг. Завода им. Сталина) и дипломный проект студентов кафедры индустриального дизайна УрГАХУ — автобус для туристов.
![]() |
---|
На таком автобусе студенты-дизайнеры предлагают катать туристов в Екатеринбурге. |
Подхожу к кассовому аппарату и машинально начинаю шарить в карманах в поисках мелочи. Присматриваюсь к этому «дедушке» и понимаю, что на пенсию он вышел еще в конце 80-х. Дорога круто сворачивает вправо и ведет через «останки», то есть детали автобуса…
![]() |
---|
Кассовый аппарат 80–90-х гг. |
Прохожу дальше и оказываюсь у центральной точки выставки — карты транспортного машиностроения, где обозначены все основные заводы Урала: Уралвагонзавод, Уралтрансмаш, Усть-Катавский вагоностроительный завод… Кстати, именно последний дал начало индустриальному дизайну на Урале. В 1937 г. Усть-Катавский вагоностроительный завод представил на парижской выставке тракторы С-60 и С-65 и получил Гран-при.
![]() |
---|
Карта транспортного машиностроения. |
Следующая остановка — «МОТО». Эта категория представлена всемирно известным Ижевским мотоциклетным заводом, который в 1929 г. выпустил самый первый российский мотоцикл — на тот момент самый массовый и мощный во всем мире, притом еще с коляской. Только за годы Великой Отечественной войны с конвейера сошли более 10 тыс. моделей…На выставке в Музее дизайна можно увидеть «Урал-Соло» 1993 г. — ребрендинг колясочного мотоцикла. Благодаря черным крыльям и выхлопной трубе из нержавеющей стали он легко узнаваем.
![]() |
---|
Мотоцикл «Урал-Соло», 1993 г. |
В музее дают возможность почувствовать себя байкером: примерить шлем 60-х гг. (точно такой же вы наверняка видели в фильмах про Шурика), сесть на мотоцикл и сделать фото.
Если вы хотите узнать больше об Ирбитском мотоциклетном заводе и истории индустриального дизайна России, отправляйтесь в кинозал. Он расположен в шаге от остановки «МОТО».
Я смотрю несколько роликов и иду дальше — к трамваям. На выставке можно найти модель самого первого трамвая серии X, трамвай 1937 г., модель трамвая СПЕКТР, который ездит по улицам Екатеринбурга сейчас.
![]() |
---|
Трамвай СПЕКТР (Уралтрансмаш). |
Здесь же находится модельный проект низкопольного трамвая, который Уралвагонзавод представил на «Иннопроме» в прошлом году.
![]() |
---|
Модель низкопольного трамвая Уралвагонзавода. |
Конечная станция — современные концепт-кары кафедры индустриального дизайна УрГАХУ и транспорт будущего. Здесь можно увидеть уборочную технику (дипломный проект одного из студентов для Машиностроительного завода им. М.И. Калинина) и даже индивидуальный транспорт для зимних Олимпийских игр в Сочи — 2014.
![]() |
---|
Современные концепт-кары и макет индивидуального транспорта для зимних Олимпийских игр в Сочи — 2014 (на фото слева внизу). |
Один из самых знаменитых выпускников УрГАХУ — Владимир Пирожков. В прошлом — разработчик интерьеров моделей Citroen, старший дизайнер в европейском дизайн-центре Toyota. Сейчас Владимир — основатель и президент центра промышленного дизайна и инноваций «АСТРАРОССА дизайн».
Марина Соловьева, куратор проекта:
— На самом деле сначала мы хотели ограничиться только экспонатами ВНИИТЭ (Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики), который существовал с 1962 по 1992 гг. Всего в нем было три отдела: народного потребления, транспорта и графического дизайна. Но оказалось, что в Екатеринбурге остались только те сотрудники, которые занимались транспортным дизайном. Я в течение двух лет встречалась с ними и собирала материал. Так и получилась эта выставка.
В создании выставки «Вело Паро Мото Авто» Марине Соловьевой помогали Музей РЖД, Музей истории трамвайно-троллейбусного управления, Автотранспортное предприятие №6 и ДРСУ.
Не исключено, что уже в следующем году в Музее дизайна откроется еще одна выставка ВНИИТЭ. Только на этот раз она будет посвящена не транспорту, а товарам народного потребления.
Выставка проходит в Музее архитектуры и дизайна до 11 сентября.
Вход: 200 руб. Для школьников, студентов, пенсионеров — 100 руб.
Текст; фото: Анна Шевченко для 66.ru