Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Ретрорепортаж 66.ru: вся история личного и общественного транспорта Екатеринбурга в 50 макетах

2 августа 2016, 12:42
Ретрорепортаж 66.ru: вся история личного и общественного транспорта Екатеринбурга в 50 макетах
Фото: Анна Шевченко для 66.ru
Новая выставка Музея архитектуры и дизайна «Вело Паро Мото Авто» — это уникальные макеты транспорта, ходившего по улицам Екатеринбурга еще в ХIХ веке, и футуристичные концепт-кары, которым еще только предстоит испытать российские дороги.

Первый этаж Музея дизайна на время превратился в огромную дорогу. Пересекаю прерывистую линию и сворачиваю на остановку под названием «ВЕЛО». Эта категория представлена двумя экспонатами XIX в. Первый — макет двухколесного велосипеда Ефима Артамонова, памятник которому установлен на Вайнера.

Ретрорепортаж 66.ru: вся история личного и общественного транспорта Екатеринбурга в 50 макетах

Макет двухколесного велосипеда Ефима Артамонова.

Второй — рельсовый велосипед системы Фон Ренкуля (применяется для осмотра железнодорожных путей). Вы наверняка видели его в Музее истории, науки и техники Свердловской железной дороги, а может быть, даже катались на нем в «Ночь музеев».

Ретрорепортаж 66.ru: вся история личного и общественного транспорта Екатеринбурга в 50 макетах

Рельсовый велосипед системы Фон Ренкуля.

Под указателем «ПАРО» можно найти макет паровоза Черепановых, изобретенный в 1834 г. отцом и сыном. Это первый паровоз не только Свердловской области, но и всей России.

Ретрорепортаж 66.ru: вся история личного и общественного транспорта Екатеринбурга в 50 макетах

Макет паровоза Черепановых.

На другой стороне трассы установлен макет тепловоза 1980 г. Его дизайн придумал уралец Геннадий Халдин, также известный как поэт и художник.

Ретрорепортаж 66.ru: вся история личного и общественного транспорта Екатеринбурга в 50 макетах

Макет тепловоза 1980 г.

Двигаемся дальше вдоль дорожной разметки. Около знака «АВТО» авторы выставки предлагают познакомиться с историей развития автобусов в России.

Ретрорепортаж 66.ru: вся история личного и общественного транспорта Екатеринбурга в 50 макетах

Модели автобусов разных времен.

Особое внимание уделено Курганскому автобусному заводу, из которого выходили самые массовые капотные автобусы в мире. Также на выставке представлены автобус ЗИС-8 (транспорт 30-х гг. Завода им. Сталина) и дипломный проект студентов кафедры индустриального дизайна УрГАХУ — автобус для туристов.

Ретрорепортаж 66.ru: вся история личного и общественного транспорта Екатеринбурга в 50 макетах

На таком автобусе студенты-дизайнеры предлагают катать туристов в Екатеринбурге.

Подхожу к кассовому аппарату и машинально начинаю шарить в карманах в поисках мелочи. Присматриваюсь к этому «дедушке» и понимаю, что на пенсию он вышел еще в конце 80-х. Дорога круто сворачивает вправо и ведет через «останки», то есть детали автобуса…

Ретрорепортаж 66.ru: вся история личного и общественного транспорта Екатеринбурга в 50 макетах

Кассовый аппарат 80–90-х гг.

Прохожу дальше и оказываюсь у центральной точки выставки — карты транспортного машиностроения, где обозначены все основные заводы Урала: Уралвагонзавод, Уралтрансмаш, Усть-Катавский вагоностроительный завод… Кстати, именно последний дал начало индустриальному дизайну на Урале. В 1937 г. Усть-Катавский вагоностроительный завод представил на парижской выставке тракторы С-60 и С-65 и получил Гран-при.

Ретрорепортаж 66.ru: вся история личного и общественного транспорта Екатеринбурга в 50 макетах

Карта транспортного машиностроения.

Следующая остановка — «МОТО». Эта категория представлена всемирно известным Ижевским мотоциклетным заводом, который в 1929 г. выпустил самый первый российский мотоцикл — на тот момент самый массовый и мощный во всем мире, притом еще с коляской. Только за годы Великой Отечественной войны с конвейера сошли более 10 тыс. моделей…На выставке в Музее дизайна можно увидеть «Урал-Соло» 1993 г. — ребрендинг колясочного мотоцикла. Благодаря черным крыльям и выхлопной трубе из нержавеющей стали он легко узнаваем.

Ретрорепортаж 66.ru: вся история личного и общественного транспорта Екатеринбурга в 50 макетах

Мотоцикл «Урал-Соло», 1993 г.

В музее дают возможность почувствовать себя байкером: примерить шлем 60-х гг. (точно такой же вы наверняка видели в фильмах про Шурика), сесть на мотоцикл и сделать фото.

Если вы хотите узнать больше об Ирбитском мотоциклетном заводе и истории индустриального дизайна России, отправляйтесь в кинозал. Он расположен в шаге от остановки «МОТО».

Я смотрю несколько роликов и иду дальше — к трамваям. На выставке можно найти модель самого первого трамвая серии X, трамвай 1937 г., модель трамвая СПЕКТР, который ездит по улицам Екатеринбурга сейчас.

Ретрорепортаж 66.ru: вся история личного и общественного транспорта Екатеринбурга в 50 макетах

Трамвай СПЕКТР (Уралтрансмаш).

Здесь же находится модельный проект низкопольного трамвая, который Уралвагонзавод представил на «Иннопроме» в прошлом году.

Ретрорепортаж 66.ru: вся история личного и общественного транспорта Екатеринбурга в 50 макетах

Модель низкопольного трамвая Уралвагонзавода.

Конечная станция — современные концепт-кары кафедры индустриального дизайна УрГАХУ и транспорт будущего. Здесь можно увидеть уборочную технику (дипломный проект одного из студентов для Машиностроительного завода им. М.И. Калинина) и даже индивидуальный транспорт для зимних Олимпийских игр в Сочи — 2014.

Ретрорепортаж 66.ru: вся история личного и общественного транспорта Екатеринбурга в 50 макетах

Современные концепт-кары и макет индивидуального транспорта для зимних Олимпийских игр в Сочи — 2014 (на фото слева внизу).

Один из самых знаменитых выпускников УрГАХУ — Владимир Пирожков. В прошлом — разработчик интерьеров моделей Citroen, старший дизайнер в европейском дизайн-центре Toyota. Сейчас Владимир — основатель и президент центра промышленного дизайна и инноваций «АСТРАРОССА дизайн».

Марина Соловьева, куратор проекта:

Ретрорепортаж 66.ru: вся история личного и общественного транспорта Екатеринбурга в 50 макетах

— На самом деле сначала мы хотели ограничиться только экспонатами ВНИИТЭ (Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики), который существовал с 1962 по 1992 гг. Всего в нем было три отдела: народного потребления, транспорта и графического дизайна. Но оказалось, что в Екатеринбурге остались только те сотрудники, которые занимались транспортным дизайном. Я в течение двух лет встречалась с ними и собирала материал. Так и получилась эта выставка.

В создании выставки «Вело Паро Мото Авто» Марине Соловьевой помогали Музей РЖД, Музей истории трамвайно-троллейбусного управления, Автотранспортное предприятие №6 и ДРСУ.

Не исключено, что уже в следующем году в Музее дизайна откроется еще одна выставка ВНИИТЭ. Только на этот раз она будет посвящена не транспорту, а товарам народного потребления.

Выставка проходит в Музее архитектуры и дизайна до 11 сентября.

Вход: 200 руб. Для школьников, студентов, пенсионеров — 100 руб.

Текст; фото: Анна Шевченко для 66.ru