«Уральские пельмени» — это прежде всего Сергей Исаев, Андрей Рожков, Дмитрий Соколов, Дмитрий Брекоткин, Вячеслав Мясников, Максим Ярица, Сергей Калугин, Сергей Ершов, Александр Попов и, конечно, Юля Михалкова и Илана Юрьева. Каждого из них вы много раз видели на сцене Дворца молодежи или на экране телевизора. Но мало кто знает, что на самом деле «Пельменей» гораздо больше. Это и сценаристы, и режиссеры, и декораторы, и костюмеры, и гримеры, и реквизиторы, и ассистенты… Всего — более ста человек.
|
---|
Встретив их на улице, вы, скорее всего, пройдете мимо, даже не догадываясь, что без этих людей не может состояться ни одно выступление вашей любимой команды. В эти выходные корреспондент Портала 66.ru побывал за кулисами премьерного шоу «Нельзя в иллюминаторе» и поговорил с теми, кто всегда остается за кадром.
|
---|
Большинство участников команды называют себя «тружениками тыла», и директор «Уральских пельменей» Сергей Исаев с этим определением согласен: без них ничего бы не было.
Сергей Исаев, актер и директор «Уральских пельменей»:
— Со стороны может показаться, что наша команда состоит только из десяти человек, которые выступают на сцене, но вы даже представить себе не можете, как много людей трудится за кулисами! Без них все было бы очень плохо. Было бы не шоу, а какой-нибудь художественный коллектив, выступающий на голой сцене, без костюмов, декораций, грима, света и звука.
|
---|
Во время шоу «Пельменей» в Екатеринбурге за кулисами Дворца молодежи работают 130 человек, а в Москве еще больше — 200. Интересно, что команда в разных городах отличается. Возить с собой больше ста человек было бы слишком затратно, поэтому на гастроли актеры берут только тех специалистов, без которых точно не обойтись: костюмера, реквизитора, режиссера, гримера.
|
---|
За время существования «Уральских пельменей» в Екатеринбурге сложилась крепкая команда. Многие работают здесь десятилетиями. Сегодня мы познакомим вас с мастером игрового реквизита, художником по реквизиту, ассистентом по работе с актерами, художником по костюмам и режиссером. Каждый из них расскажет о себе сам.
Алексей Лазарев, мастер игрового реквизита
|
---|
Алексей Лазарев работает с «Уральскими пельменями» 16 лет. Говорит, повидал за эти годы многое, зато теперь может смастерить все что угодно из подручных материалов. За это время у Алексея даже появились свои приметы. «Если приносят очки и просят выдавить линзы, значит Рожков опять будет играть бабушку, а очки потеряли», — рассказывает реквизитор. |
— Однажды за несколько минут до выхода на сцену ко мне подошел Дмитрий Соколов и сказал: «Мне нужна деревянная тумбочка 48-го размера, которая бы ловила ОРТ и могла бы приготовить яичницу!» И я ее сделал. В другой раз он попросил изготовить 20 сабель, стилизованных под времена татаро-монгольского ига. За час! На самом деле сначала Соколов просил 100, но они не нашли столько актеров.
Часто «Уральским пельменям» требуются для номера сигареты, а настоящие нельзя. Я могу сделать так, чтобы дымило, но «не курило». Мясников у нас, например, очень боится ножей. Приходится делать резиновые или «тупить» настоящие. Даже если бы мне сейчас сказали сделать «Феррари» для номера, то я бы сделал. Хоть из хлебного мякиша.
Обычно я смотрю сетку с номерами и прикидываю, какой кому нужен реквизит и из чего его можно сделать. Покупаю материал и делаю из него все необходимое прямо здесь, за кулисами. У меня всегда с собой перевозная мастерская. Маленький завод по производству всего. Недавно я посчитал на складе, что сделал за эти 16 лет. Если поставить всё на весы, то получится, наверное, 50 тонн. Думаю, что можно будет музей скоро открывать!
Артур Базновский, художник по реквизиту
|
---|
Артур Базновский отвечает за более крупный реквизит. Он оценивает декорации на сцене и решает, чем их можно дополнить. |
— Помню, как-то Андрей Рожков играл Бабу-ягу. Он должен был палицей бить Брекоткина. А палицу забыли поставить на сцену. Андрей очень долго ходил по сцене, искал ее. Зритель, конечно, ничего не заметил. Подумал, что это часть шоу. В общем-то так всё и выглядело… В какой-то момент Рожков не выдержал и стал кричать так, чтобы было слышно и за сценой: «Палицы нет! Палицы нет!» Мы в это время уже все поняли, нашли палицу и стояли за кулисами, смеялись — не знали, как нам эту палицу ему передать. Не нашли ничего лучше, как просто перебросить ее через декорации. Так что она буквально свалилась на него с неба. Выглядело это очень смешно. Рожков не растерялся и сказал: «О, палицы с неба падают!»
Оксана Троицкая, ассистент по работе с актерами
|
---|
Во время концерта за кулисами творится что-то невероятное. В спешке артисты могут забыть переодеться или сменить грим. А то и вовсе появятся на сцене в самый неподходящий момент. Для таких случаев в команде есть специальный человек — ассистент по работе с актерами Оксана Троицкая. |
— Самое сложное и вместе с тем увлекательное — то, что за сутки концепция может измениться несколько раз. Меняют местами номера, порядок выхода, самих артистов. Утром нужны карлик и дрессированный дог, к вечеру шесть маленьких детей, ночью дети заменяются на толстяков с хореографической подготовкой. Время очень ограничено — репетиции занимают всего два с половиной дня. За эти 70 часов нужно успеть всё, а если не успел — найти другое решение. В случае с толстяками, например, мы подложили животы танцорам обычной комплекции.
Однажды со мной случилась по-настоящему страшная история. Мы пригласили двух актеров, они были очень старенькие. Помню, как они гордились тем, что их позвали участвовать в шоу! Они долго сидели и ждали своей очереди, а потом выяснилось, что их номер отменили… На самом деле так часто бывает. За пять минут концепция может измениться десять раз. Но тогда я просто не знала, как сказать им об этом… Конечно, мы посадили старичков в зал, извинились за потраченное ими время. Такое тоже случается.
Всем, кто работает на площадке, присущ особый драйв. Темп задают сами «Пельмени», и ты или работаешь с ними на одних скоростях, или выпадаешь «из кастрюли» насовсем. Я варюсь уже второй год и каждый раз с восторгом слежу за тем, как за пару недель создается офигенное шоу.
Елена Шабалина, художник по костюмам
|
---|
Ни один концерт «Уральских пельменей» не обходится без человека, который решает, во что сегодня актеры будут одеты и будут ли одеты вообще. Все без исключения признают, что за сценой главная — она, художник по костюмам Елена Шабалина. |
— Я работаю с «Пельменями» 14 лет, и за это время я приобрела над ними огромную власть. Меня это очень радует. Я могу одеть их, как захочу, сказать, что это хорошо, и они мне поверят. Я очень люблю работу с «Уральскими пельменями», поэтому пока команда будет существовать, я буду в ней всегда.
Все наши гастроли — это череда смешных событий. Но одну историю я помню особенно хорошо. Для номера нам нужны были барабан и палочка. Барабан нам предоставили, но в последний момент владелец почему-то забрал его обратно. Очень уж боялся, что с ним что-то случится. И вот нужно выходить на сцену, а барабана-то нет! А именно на нем завязан весь номер, главная шутка! В этом номере и так шуток было немного, если бы еще эта провалилась, то вообще все бы посыпалось.
Мы нашли какую-то тумбочку около сцены, и Дима Соколов вышел с этой тумбочкой на ножках, как с барабаном. И долбил по ней какой-то палкой, которую нашел где-то за кулисами. Получилось очень смешно!
Екатерина Розова, второй режиссер
|
---|
Екатерина отвечает на площадке за всё и за всех, поэтому она по праву считается одним из самых незаменимых и ответственных работников закулисья. |
— Первый режиссер «Уральских пельменей» полностью отвечает за то, как выглядит номер. Поэтому во время репетиций он сидит в зрительном зале, советует, как лучше подать ту или иную фразу, дает рекомендации по сцендвижению. В Екатеринбурге эти задачи решают сами актеры, потому что первый режиссер есть только в московской команде. Моя же задача как второго режиссера — воплотить в жизнь поставленные ими задачи и проследить за тем, чтобы во время шоу всё работало. Актеры должны выходить на сцену и играть, а не беспокоиться за свой реквизит, за декорации, свет...
Во время концерта я координирую работу всех служб: слежу за тем, чтобы музыканты играли именно столько, сколько нужно; чтобы был правильный свет, декорации; чтобы локация, которая выезжает на сцену, не была пустой; чтобы все вещи стояли на своих местах. Конечно, и у нас бывают промахи. Иногда актеры разговаривают не по телефону, а по ладошке или стреляют из пальца. Это человеческий фактор. По-моему, избежать этого невозможно. Мы всегда работаем в спешке. Такой у нас формат.
Если локация уже повернулась, и мы замечаем, что не хватает какой-то детали, то стараемся всеми правдами и неправдами вытолкнуть ее на сцену. Если зрители это замечают, то обычно начинают аплодировать или смеяться. Поэтому иногда непредвиденные трудности даже спасают номер. Но что бы ни произошло, мы никогда не останавливаем концерт. Даже на съемках в Москве.
Кто-то из закулисной команды «Уральских пельменей» попал в нее случайно, кого-то долго искали, а кто-то давно мечтал о том, чтобы здесь работать. Во время разговора участники шоу признавались, что очень любят свою работу и больше всего на свете хотят чувствовать себя полезными и нужными за сценой. Они называют себя одной семьей и всегда поправляют, когда об «Уральских пельменях» говорят как о театре. «Как говорила Фаина Раневская, театр — это террариум единомышленников, — заметил один из наших собеседников. — А «Уральские пельмени» — это не театр, это дружба».
Напомним, что в ближайшее время увидеть «Уральских пельменей» зрители из Екатеринбурга смогут 8 и 9 апреля. Команда представит новую программу «Ваше огородие». Билеты можно купить на официальном сайте шоу.
Текст: Диана Нагуманова; Ирина Варкентин для 66.ru. Фото: Александр Осипов; архив 66.ru