От небоскребов, чада и трафика нашего «златоглавого Дубая» иногда надо и того — отдохнуть. Вариант поехать в деревню не катит: там еще страшнее. Перемена нужна кардинальная. Потому сегодня мы отправляемся к истокам — во времена лаптей, розг, коромысел и династии Романовых. В Хохловку.
Хохловка — тоже деревня. Но музейная. Здесь нет коттеджей из полистиролбетонных блоков и финских саун. В это селение под Пермью свезены и там кропотливо восстановлены деревянные постройки XVII-XIX и отчасти XX века. То есть дома, в которых жили и баре, и крестьяне задолго до нашего с вами рождения.
В свое время (а было это в семидесятых) аутентичные постройки собирали по всему Пермскому краю и близлежащим волостям, разбирали по бревнышку и восстанавливали уже на месте. В итоге за пять десятилетий насобирали чуть меньше двух десятков экспонатов, самый старый из которых датируется серединой аж XVII века! Это сторожевая башня из села Торговище, Суксунского района.
|
---|
Немногие знают, но башня эта — не подлинник, а всего лишь копия. Оригинальная сгорела в Торговищах еще сотню лет назад, но умелые мастера изготовили в 1905 году точную копию. Такой вот XVII век. |
Еще один древнейший экспонат — Богородицкая церковь 1694 года постройки. Реставрировали ее почти два года — с 1980 по 1981 гг.
|
---|
Так уже давно не делают. Конструкция церкви напоминает корабль с «палубой», у которого на одном уровне хранится утварь и предметы быта, а на втором — верхнем — проводят ритуалы, обряды и службу. |
На первый взгляд, экспонаты по огромной площади музея разбросаны слегка беспорядочно. На самом деле, есть внутренняя логика. Где-то постройки выставлены близко по эпохе, где-то собраны тематически. Так, на берегу Камы расположилась «соляная» часть экспозиции.
Здесь мы находим соляные амбары, рассолоподъемную башню и непосредственно солеварню (фото выше, на заднем плане). Но гораздо краше там виды. На рубеже лета и осени побережье еще в той стадии, когда зеленый только-только ржавеет желтизной, а небо из прохладно-голубого вверху переходит в густую синеву речного отражения.
На такой-то вот лирично-ванильной волне мы буквально воспарили в гору и увидели охотничьи, если угодно, угодья.
Быту суровых бородатых мужчин с ружьями наперевес не позавидуешь. Спать чуть ли не на голой земле приходится, а подстреленную дичь надо хранить в специальных закромах высоко над землей. Чтоб другая дичь, еще не стрелянная, наживу не стащила.
Охотничий уголок обустроен в Хохловке сравнительно недавно и находится слегка на отшибе от основной экспозиции. Расположен, надо сказать, весьма аутентично — в лесной глуши. Пробираешься по ней, вдыхая ароматы хвои и клопов, и тут внезапно перед тобой вырастает пожарное депо:
Наверху расположена смотровая вышка, с которой зоркий парень озирал окрестности на предмет наличия отсутствия пожаров. Если огонь где-то таки вспыхивал (что в те времена далекие, да в окружении деревянных построек иногда случалось), на помощь спешили бравые пожарные на телегах. Надо ли говорить, что спасти удавалось немногое. Даже Москва, как мы помним, семь раз выгорала дотла. Что уж про пермские селения говорить.
Но кое-что, как видим, осталось. Даже мельница ветряная XIX века выпуска. Внутри ничего интересного, но если лечь около нее на травку, то увидишь эпическую картинку.
Мельница — одно из многих собранных здесь инфраструктурных сооружений стародавних времен. Еще есть овин с гумном и массой сопутствующих инструментов внутри.
Рядом пасется трогательный северный олень и детёныш его — оленька. Голова щедро намазана зелёнкой. Болеет, что ли. То ли рога прорезаются.
Если оторваться от созерцания этих умильных животных, то можно продолжить осмотр экспозиции.Ближе к выходу собраны уже не охотничьи и не ритуальные здания, а вполне себе бытовые, из серии «Так жили баре».
Что сильнее всего бросается в глаза (а иногда и отзывается шишками на лбу) — это габариты построек. Как внешние, так и внутренние. Предки наши с вами то ли низкорослые такие были, то ли передвигались в помещении сугубо на полусогнутых.
| |
---|---|
Местами макушкой цепляешь потолок, так что потом ходишь, инстинктивно вжав голову в плечи. Но страшно даже не это. |
Внутрь многих хозяйственных построек не войти иначе, как, простите, рачком — настолько низок дверной проём.
Зато с чистым сердцем и едва скрываемым удовольствием говоришь «Сначала дамы». Еще и галантным кавалером прослывешь!
| |
---|---|
«После дам», — говоришь ты спутнице. «Да мне и сейчас не надо», — отвечает она. |
Узкие и низкие дверные проемы — следствие отсутствия центрального отопления и газовых котлов. В те времена вопрос сохранения тепла стоял очень остро, особенно когда на дворе заворачивало за -30. Чтоб тепло не выходило почем зря, все щели тщательно затыкались, а дверные проемы получались вот такими. С ними-то тепло точно не выйдет! Правда, и сам зайдешь еле-еле.
Внутреннее убранство домов иначе как «спартанским» не назовешь. В этом, правда, чуть наряднее, чем в соседних, потому что в горнице собраны фрагменты аутентичной местной росписи по дереву.
В других домах чего-то яркого и красочного поменьше. Дерево, дерево, дерево. Все утилитарно, просто и незатейливо. Из декора (правда, уже позднего) — замечательные песенники с текстами фольклорных произведений, висящие на стенах.
| |
---|---|
Здесь, например, рассказана типичная история знакомства юноши и девушки. За сто лет принцип не изменился: он подкатывает к ней на пафосной карете в окружении таких же как он дружков-лоботрясов, зовет покататься, обещая взять замуж («…я тебя люблю/за себя замуж возьму/горенку срублю/стол сколочу») и т.д, и т.п. К исходу второго куплета хочется закричать: «Беги, милая! Брешет пёсий сын. Ему не меньше 30, живет с мамой, а бричка кредитная». |
Стоит ли все это того, чтобы потратить на путешествие и осмотр экспозиции денек-другой? Безусловно, стоит. Хотя бы просто потому, что такого разнообразия древних построек на натуре вы больше вряд ли где-то увидите. Чтобы пересчитать музеи деревянного зодчества под открытым небом, вам даже не надо руки — хватит пары пальцев. Навскидку вспоминается еще только один подобный — в Золотом кольце, в Костроме.
|
---|
Про костромской музей мы вам подробно рассказывали два года назад, когда путешествовали по Золотому кольцу на быстрой «Шкоде». Поминутно вспоминали эту поездку и сейчас: есть в этих музеях много схожего. С той лишь разницей, что экспозиция в Костроме несравнимо обширнее и богаче, и древнее. Ну, так ведь и Золотое кольцо чуть постарше Урала будет. |
Тем более от нас до Хохловки — всего 400 километров. Порядка 380 до Перми по Московскому тракту и чуть-чуть от нее на северо-восток. Если постараться, можно обернуться за один день. Если не напрягаться, то лучше переночевать там же, в Хохловке. Инфраструктура, правда, слабая, но есть приличный гостевой коттеджик за 5 000/сутки и нумера в придорожной гостинице. Ценник смешной, к оплате принимают банковские карты, кормят вкусно. Еще и виды из окна красивые, и воздух ложкой хлебать можно.
Детальный маршрут можно посмотреть на «Яндекс.Картах». Мы же по традиции чуть-чуть объясним на пальцах. Готовы? Поехали.
Если завершить все дела пораньше и выехать часиков в 16:00 в пятницу, то Металлургов проскочите без затруднений: область еще не поехала в супермаркеты за колбасой, движение рабочее. До Перми — все время прямо, в паре мест сворачивая по указателям. В любом случае — не промахнетесь. Там, где кончается асфальт и начинается Земля до начала времен, — это и есть Пермский край.
| |
---|---|
Дороги у соседей по чуть-чуть приводят в порядок. В самом городе за последние пару лет стало совсем хорошо, но на подъездах по-прежнему кровь, боль, слёзы, отчаяние и безысходность. |
Въезд в саму Пермь начинается по местной автостраде. «Пять минут Америки» — называют ее местные. Хайвей, правда, скоро кончится, жестко возвращая в реальность и вливаясь в улицу Героев Хасана, на которой придется миновать серьезный дорожный ремонт.
По Героев Хасана вам нужно следовать в самое ее начало. Там на развилке, приняв левее, вы попадете на Комсомольский проспект, центральную улицу Перми. По левую руку останется серый шпиль Башни Смерти (попросите местных, они расскажут вам не одну легенду об этом названии), а вам предстоит проехать по всему Комсомольскому проспекту до другого шпиля — желтого.
Поднявшись (!) почти до самой Камы, на Т-образном перекрестке поверните налево, на улицу Монастырскую. Два квартала до улицы Попова, поворот направо — и вы увидите гордость пермяков, красавицу Каму.
После Камского моста ваш путь лежит через Камскую долину до Соснового бора, а там на круговом движении вам нужен первый съезд. Аккуратно: приоритет у тех, кто на кольце. После этого поворота дорогой Дружбы (ул. Новогайвинская) нужно ехать до микрорайона Гайва. Там можно сделать небольшой привал, повернув направо к Камской ГЭС. Если повезет, увидите эпичный сброс воды. Нам не повезло.
Та же дорога немного забирает в гору, образуя фрагмент серпантина. На круговом движении сложно заблудиться, все въезды и выезды обозначены делинеаторами. Вам вверх на улицу Репина (второй съезд), затем до местного ДК, обогнуть его справа, проехать мимо березовой рощи, повернуть направо, через 20 метров налево и еще раз направо на улицу Гайвинскую. По ней следовать до указателя на Ильинский тракт. Он двухполосный, укрыт свежим ровным асфальтом, размеченный постоянной сплошной. Не проглядите крутой поворот направо. Ориентир — на указатель «Хохловка».
Дорога в Хохловку свежим асфальтом не радует, порой заставляя оттормаживаться перед выбоинами. Зато она быстро кончается. Мимо мелькают местные деревеньки — Христофоровка, Митрофановка, Скобелевка, Мысы… На спуске с горки вам откроются живописные виды: залив, хвойный лес на том берегу и деревянные купола. Считайте, вы на месте.
Невошедшие в основной материал картинки, по традиции, можно посмотреть в галерее ниже.
|
---|
Кирилл Зайцев и Анастасия Вяткина специально для портала 66.ru Екатеринбург — Пермь — Хохловка, сентябрь'13 |