Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Чернецкий, Россель и Куйвашев основали «художественный квартал»

9 апреля 2013, 18:30
Чернецкий, Россель и Куйвашев основали «художественный квартал»
Фото: Алиса Сторчак; 66.RU
Весь екатеринбургский бомонд собрался сегодня на Добролюбова, 14 — напротив резиденции полпреда Игоря Холманских ради похода в музей. Впрочем, политики и о делах не забыли.

Сенаторы Аркадий Чернецкий и Эдуард Россель, губернатор Евгений Куйвашев и новый министр культуры Павел Креков с благословления Зураба Церетели представили широкой общественности новый музей Эрнста Неизвестного.

Таких, как он, называют живыми классиками, но до сего дня в родной стране о творце не вспоминали. Восполнить историческую несправедливость в прошлом году решили два друга художника — Виталий Волович и Михаил Брусиловский. Вместе с доверенным лицом Михаилом Петровым они обратились к губернатору и, к их удивлению, предложение нашло отклик. Согласно приказу, под музей ушло старое двухэтажное здание на Добролюбова — памятник архитектуры, когда-то функционировавший в качестве гостиницы. На переоборудование дали всего три месяца — нужно было успеть ко дню рождения художника.

Чернецкий, Россель и Куйвашев основали «художественный квартал»

Сегодня наш земляк Эрнст Неизвестный, автор статуэтки «ТЭФИ», празднует 88-летие. Несмотря на говорящую фамилию биография и творчество художника широко известны во всем мире, а цена на его работы достигла заоблачных высот.

Стоил ли музей таких усилий — решать вам. Однако биография Неизвестного куда интереснее голливудского триллера. Художник родился в семье баронессы и белого офицера в 1925 году, по всем статьям семья его должна была терпеть гонения, но благодаря находчивости матери его родные избежали расстрела. Молодого Эрнста освободили от армии по состоянию здоровья, однако молодой человек все равно ушел на фронт, где в 17 лет получил перелом позвоночника, был парализован и некоторое время числился мертвым. Уральский художник Виталий Волович познакомился с Эрнстом в 15 лет и до сих пор с удовольствием вспоминает об этом.

Виталий Волович, художник:

— Это случилось в 1946 году — я учился в художественном училище, а он после фронта — в Рижской академии художеств. Он приехал к нам в училище и показал свои рисунки. У него был облик пожившего, видавшего виды человека; мы, ребята лет 14–15, смотрели на него раскрыв рот, даром что он был всего лишь на 3–4 года нас старше. Опыт смерти сделал его взрослее. Мы наивно полагали, что заинтересовали его и он приезжает ради нас; а потом выяснилось, что на курс младше меня училась Зиночка Мухина, которая стала его женой, и ездил он ради нее. Давняя история.

Рассказывая об этом, Волович улыбается. По его словам, тогда Неизвестный производил впечатление гения, невысокий, но очень плотный, широкоплечий, с мощной головой. «Каждую минуту своей жизни он реализовывался — говорил ли, писал ли, рисовал ли. Причем на невероятном уровне интеллектуального напряжения, — вспоминает Волович. — В 1976 году он эмигрировал из страны, и в ту ночь мы с ним проговорили до утра. Он общался не как обычные люди, а фонтанировал идеями, это интеллектуально одаренный философ, что не так часто встречается среди художников».

Чернецкий, Россель и Куйвашев основали «художественный квартал»

Есть в экспозиции и сам Волович — на нижнем фото Эрнста Неизвестного. По жизнестойкости он сравнивает друга с травой, пробивающейся сквозь асфальт.

В какой-то момент художника подвела собственная самоуверенность: в своих работах он часто использовал части человеческого тела и вызвался сам провести Хрущева по собственной выставке. «Почему ты так искажаешь лица советских людей?» — недовольно отозвался о его творчестве политик, и после этого у художника начались проблемы. Из 400 работ продалось только четыре, из страны не выпускали, работы не было. Часто на улицах его поджидали незнакомцы, ломавшие Неизвестному то нос, то пальцы или ребра. Следующий шаг мог стать решающим.

Виталий Волович:

— У него была безвыходная ситуация — нужно было эмигрировать. Но все дело в том, что человек такой мощной личности, как Эрнст Неизвестный, — как трава, которая пробивает асфальт. Он бы достиг успеха везде. Его воля мощная и творческая энергия реализовались бы в любых обстоятельствах.

Творец решается перебраться в Австрию, где ему мгновенно предоставляют помещение и гражданство. Но Эрнст на этом не останавливается и принимает приглашение в Швейцарию от Пауля Шоненберта, одного из богатейших людей мира. Не выдержав жизни в доме миллионера, вскоре он перебирается в США, где его покровителем на какое-то время становится знаменитый Энди Уорхол. Последнему приписывают утешительную фразу: «Хрущев — средний политик эпохи Эрнста Неизвестного». К слову, памятник на могиле Хрущева сделал именно Неизвестный. Впоследствии художник много преподавал в Гамбурге, в Гарварде, в Колумбийском университете и в Нью-Йоркском — искусство, анатомию, философию.

Чернецкий, Россель и Куйвашев основали «художественный квартал»

По словам Воловича, для своих лет Неизвестный по-прежнему активен, хотя и ходит с трудом. Он живет в нескольких часах езды от Манхэттена, владея гектаром земли и большим особняком на острове Шелтер, который в народе именуют островом миллионеров.

Музей, возведенный в столь короткий срок, определенно впечатляет. Нечасто в музеях пахнет дорогим евроремонтом, да и сама экспозиция сделана достаточно креативно, с использованием современных зарубежных технологий — кругом мультимедийные экраны и инсталляции. Как рассказала корреспонденту Портала 66.ru директор Свердловского областного краеведческого музея Наталья Ветрова, работу над экспозицией закончили только сегодня утром — сроки поджимали. До сих пор в помещении нет кондиционера, и когда здесь собираются более пяти человек, стремительно кончается кислород. Эту и многие другие недоделки обещают исправить чуть позже.

Чернецкий, Россель и Куйвашев основали «художественный квартал»

Новые интерактивные экраны, не в пример вентиляции, уже работают. «Многие работы Эрнста Неизвестного можно увидеть лишь на экранах — размеры не позволяют разместить их в экспозиции. Художник был монументалистом. Впрочем, это его достоинство», — смеется Наталья Ветрова.

В музее около ста экспонатов, все они — подлинники, более половины из них предоставили дарители, что стало для музея приятной неожиданностью. Работы слали из Нью-Йорка, Сингапура, Швейцарии и, конечно, из Екатеринбурга — одним из известных дарителей стал Евгений Ройзман, давний поклонник творчества художника. Сам Эрнст Неизвестный подарил музею 22 офорта из серии «Судьба художника».

Чернецкий, Россель и Куйвашев основали «художественный квартал»

«Мы очень хотели получить «Сердце Христа» (на фото), и Эрнст Неизвестный сделал нам этот подарок. Это одна из самых знаковых его работ», — отмечает Наталья Ветрова.

Как пояснил министр культуры Павел Креков, средства для музея собирали из нескольких источников, часть дала область, но именно средства разнокалиберных дарителей позволили достроить музей быстро, интересно и в срок.

Павел Креков, министр культуры Свердловской области:

— Деньги, о которых идет речь, — 12 млн рублей. С позиции оформителя, это небольшая сумма — такой музей стоит гораздо дороже. Были и дары, некоторые экспонаты сложно оценить материально, поскольку они практически бесценны.

В своих словах министр присоединился к мнению Эдуарда Росселя, отметившего, что «город наконец-то выполнил свой нравственный долг». Впрочем, политиков, как обычно, более интересовала тема «Экспо-2020».

Чернецкий, Россель и Куйвашев основали «художественный квартал»

Евгений Куйвашев и Аркадий Чернецкий осматривали экспозицию, как братья-близнецы. Оба отметили, что музей станет интересным объектом для культурной жизни «Экспо-2020».

Свою приветственную речь Куйвашев начал с упоминания о звонке Эрнсту Неизвестному — ему не терпелось лично поздравить художника с днем рождения и сообщить приятные новости из Екатеринбурга. Политик упомянул о том, что, возможно, на улицах Екатеринбурга вскоре появится полноразмерное произведение Эрнста Неизвестного. Также день рождения художника станет днем вручения грантов губернатора в области музейного дела.

Чернецкий, Россель и Куйвашев основали «художественный квартал»

Павел Креков обсудил возможность расширения музея с Аркадием Чернецким за бокалом шампанского.

Встречей в музее и политики, и музейщики пользовались на полную катушку. Так, представитель Эрнста Неизвестного Михаил Петров обратился к уральским бизнесменам и меценатам.

Михаил Петров, представитель художника:

— Нам необходимо приобрести для музея холст, с ним наша коллекция станет полной. Холст представлен на фасаде здания — мы же хотим приобрести первопресс.Художники в открытую мечтали о

Сейчас художники мечтают превратить улицу Добролюбова в художественный квартал — по примеру квартала литературного. А директор музея мечтает о расширении площадей. «Экспозиция достаточно удачна и вся размещена, но площади не позволят нам значительно размещаться», — задумчиво рассказывала мне Наталья Ветрова, директор музея. Впрочем, увидев у меня за плечом заинтересованное лицо Павла Крекова, женщина попросила добавить благодарности Министерству культуры. Им предстоял обед, за которым министр и директор решили обсудить детали следующих проектов и — чего греха таить — отметить открытие.

Для «простых смертных» музей Эрнста Неизвестного заработает завтра, 10 апреля, и будет открыт каждый день с 11 до 18. Выходные в музее — понедельник и вторник. Адрес — Добролюбова, 14.

Алиса Сторчак, Антон Буценко