Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Странный рэпер Наум Блик: «Все наши проблемы – во лжи»

19 октября 2012, 19:34
Странный рэпер Наум Блик: «Все наши проблемы – во лжи»
Фото: Игорь Черепанов
В интервью Порталу 66.ru хип-хоп артист, реинкарнирующий классику российской поэзии, рассказал о своих фанатах-гопниках, деградации русского рэпа и о пороках, пожирающих страну изнутри.

Дмитрий Dry Ice — участник уральского рэп-коллектива EK-Playaz. Вместе с коллегами по группе он читал со сцены ироничные треки с незамысловатыми оптимистичными сюжетами.

Благодаря песням «Валера», «Не надо работать», «Богатыри» и др. уральские рэперы быстро стали известны на малой родине.

А после участия «эких» в телевизионном шоу «СТС зажигает суперзвезду» по всей стране расползлись их треки «Гламур» и «Реалити-шоу».

Но, казалось бы, на пике популярности группы Дмитрий резко сменил амплуа и решил выступать соло. Под псевдонимом Наум Блик он записал целый альбом на стихи классиков русской поэзии (Пушкина, Тютчева, Пастернака, Маяковского, Волошина и т.д.), собрал труппу из танцоров, спорстменов-экстремалов, музыкантов и создалсценическое действо, сильно отличающееся от традиционных рэп-концертов.

Зрители в зале всегда сидят на местах, а не топчутся по танцполу, пока на сцене разворачивается целая постановка с единой сюжетной линией.

После «RE: Поэтов» Дмитрий записал еще две сольные пластинки — уже на собственные стихи. И остался верен образу предельно серьезного Наума Блика. Причины сценических метаморфоз Дмитрий раскрыл в интервью 66.ru:

— Группа EK-Playaz всегда старалась отличаться. Когда мы только начинали, рэп был, так скажем, очень депрессивный. Цензура в стране пропала, делай что хочешь. Вот и бились все в юношеском максимализме: жестко, страшно, с матерщиной. А мы подумали: «Нафиг это надо?». Стали делать такой позитивный, ироничный рэп и сразу договорились, что в треках материться не будем.

А в начале нулевых все резко поменялось. У всех в стране все стало более-менее хорошо. И мрачная «социалка» перестала интересовать слушателя. Вот тут-то все и начали писать позитивные песни с шутками-прибаутками.

— И тогда ты решил «отстроиться» от толпы?
— Можно и так сказать. Началось все с того, что мне пришла в голову идея записать альбом «Re: Поэты» — положить на музыку стихи классиков. Работать над этой пластинкой я начал еще в 2004 году, а вышла она только в 2010-м. Параллельно писал уже свои тексты для альбома «Импульс». К моменту выхода «Re: Поэтов» материал для этой пластинки был уже готов и были серьезные наработки для альбома «Антарес».

Странный рэпер Наум Блик: «Все наши проблемы – во лжи»

«Я не люблю быть в толпе. И в эпоху массового развлекательного рэпа я решил говорить о серьезных вещах, о вечном»

— То есть для тебя главное — отличаться? Все делают «социалку». Ты — ироничный рэп. Все начинают шутить. Ты становишься предельно серьезен.
— Да. Это сознательная позиция. Мне важно отличаться от основной массы.

— Зачем?
— Не знаю. Генетически во мне это заложено, видимо. Я вообще не люблю быть в толпе. И в эпоху массового развлекательного рэпа я решил говорить о серьезных вещах, о вечном.

— Что ты пытаешься донести до слушателя?
— Я на полном серьезе хочу менять людей. Хочу взывать к самым корням сущности человеческой, чтобы они задумались и решились на какие-то активные действия. Меня не устраивает современное общество, его нравы, повсеместная коррупция и разруха. Я видел сюжет в какой-то телевизионной передаче. Там рассказывали о глухом уголке России, где на 20 деревень работает одна скорая помощь. И всем наплевать. Всех больше занимает Олимпиада в Сочи и другие мега-проекты напоказ.

— Но твои тексты далеки от таких проблем.
— Это только кажется. По-моему, подобные истории — это просто следствие. А причины — они в человеческой сущности кроются. И надо взывать туда — в самую глубь. А про то, что у нас страна рассыпается, что власти наплевать на реальные потребности граждан — об этом уже все всё сказали. Не интересно даже еще раз об этом писать.

Странный рэпер Наум Блик: «Все наши проблемы – во лжи»

«Конечно, ты можешь обмануть, кинуть человека, предать его и не испытывать никаких угрызений совести. Но это все мелочи жизни. Это все игра».

— В чем главная беда? Что в человеческой сущности надо менять?
— Все наши проблемы — во лжи. Она кругом, все у нас построено на желании обмануть других, перехитрить, пролезть без очереди. Нам друг на друга наплевать — вот в чем проблема.

— Страна у нас такая. Строгость законов нивелируется необязательностью их исполнения. Все, по-моему, привыкли так жить.
— Это не правда. Далеко не всех это устраивает. Меня вот — категорически не устраивает. Это вопрос личного воспитания, личной совести. Конечно, ты можешь обмануть, кинуть человека, предать его и не испытывать никаких угрызений совести. Но это все мелочи жизни. Это все игра. Потом, где-то там наверху, с тебя спросят по пунктам. Вот об этом мои тексты.

— Ты думаешь, что музыка донесет такой посыл?
— Да. Тот, кто способен думать, услышит и сделает выводы.

— Но таких перевоспитывать не надо. Они изначально принимают близкие тебе ценности…
— Я понял, о чем ты. Горбатого могила исправит. Согласен. Но на молодых людей, чьи моральные ценности еще не сложились, можно повлиять.

— Как считаешь, «думающий слушатель» оценит твои песни?
— Конечно. Почему нет?

— Потому что на твоих альбомах стоит клеймо: «рэп». А для массового, непосвященного слушателя рэп — это «телки», «клубы», «трава»…
— Понял. Да. Рэп в нашей стране не взрослеет, это правда. Жутко смотреть на 30-летних исполнителей, которые со сцены читают для 15-летних подростков. Причем, делают это на полном серьезе, пытаются что-то донести. А публике плевать.

Когда в интернете появляется очередной трек рэп-исполнителя, в комментариях под видео ровно две оценки: «Качает» и «Не качает». Как обезьяны, честное слово. На каком-то физиологическом инстинкте выбирают музыку. И так устроена индустрия. Рэп работает на подростков. И не многие исполнители могут себе позволить повзрослеть.

Странный рэпер Наум Блик: «Все наши проблемы – во лжи»

«Рэп в нашей стране не взрослеет. Жутко смотреть на 30-летних исполнителей, которые со сцены читают для 15-летних подростков».

— Но такой простецкий рэп сделал эту музыку действительно популярной. Разве не к этому стремились рэперы в эпоху становления хип-хопа в России?
— Да. Мы хотели популяризации культуры. Мы стремились сделать рэп массовым. Но не такой ценой. Ты только посмотри на всех этих «рЕперов». Они же слово «рэп» в русской транскрипции правильно написать не могут. Музыкальные познания — на нуле. Умения слагать строки в стихи — вообще в минусе.

— Тем не менее, ты же должен понимать, что этот штамп стоит и на твоих альбомах. Зачем думающему меломану слушать рэп-альбом?
— Я считаю, мой слушатель меня находит. Не забывай, что по обложке пластинки никто давно не выбирает. В магазины за музыкой не ходят. Песни распространяются через социальные сети. И здесь все решают рекомендации друзей. Когда твоя композиция находит хотя бы одного слушателя, она начинает расползаться в интернете среди таких же, как он.

— Ты считаешь себя популярным исполнителем?
— Если честно, нет.

«Да. Мы хотели популяризации культуры. Мы стремились сделать рэп массовым. Но не такой ценой».

— Для тебя важно, чтобы тебя слушали? Или ты готов писать в стол?
— Важно, конечно. Шел я недавно от УрГУ в сторону центра по аллее на Ленина. А там на скамеечке два молодых парня «отдыхали». Знаешь, такие классические гопари в спортивных костюмах. Пьяные в усмерть. Один уже просто лежал в совершенно бессознательном состоянии. Второй вокруг него как-то неловко суетился. И тут я иду. Так они меня увидели, узнали и давай мне в след мои же песни орать. «Вот оно — признание» — подумал я, улыбнулся и дальше пошел.

— Это и есть твой слушатель?
— Нет, конечно. Это просто такая забавная история из жизни. Не более. То есть, моя музыка разным людям нравится. Но равняюсь я на другого слушателя.

— На какого?
— Меня как-то спросили об этом. Я отшутился, что пишу для «среднего класса». Но вообще, я, как правило, слежу за тем, кто выкладывает мои треки в социальных сетях, ставит «лайки», оставляет комментарии. Захожу на их страницы. Я вижу, что это молодые, образованные люди. Я бы сказал, что они такие же, каким был я в студенческие годы. И это приятно.

Странный рэпер Наум Блик: «Все наши проблемы – во лжи»

«Стыдно признаться, я даже за границей не был ни разу. Музыка отнимает все время и все деньги».

— Рэп — это твоя профессия? Ты можешь себе позволить не работать и заниматься только музыкой?
— Скажем так, я к этому стремлюсь. Моей фамилии нет в штате ни одной из компаний города. Музыка мне приносит какие-то деньги, но все они идут на оплату студии, на съемки клипов и так далее. То есть, вся жизнь вокруг музыки вертится. Стыдно признаться, я даже за границей не был ни разу. Музыка отнимает все время и все деньги. Но я надеюсь, что однажды она начнет приносить какие-то ощутимые дивиденды.

— Ты останешься Наумом Бликом? EK-Playaz мы больше не услышим?
— Еще как услышите. У нас все отлично. Мы пишем новый альбом. Скоро все узнаете.

Фото: Игорь Черепанов Аудио и видео: naumbleek.com