Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Тяжелый люкс отменили. Почему руководители компаний теперь одеваются проще, чем их сотрудники

3 июля 2023, 16:06
Колонка
Тяжелый люкс отменили. Почему руководители компаний теперь одеваются проще, чем их сотрудники
Фото: предоставлено героем публикации, Анна Коваленко, 66.RU
Иван Зубарев, глава компании «Труба — Дело», рассказывает, как изменились его пристрастия к одежным брендам. И приходит к выводам о переменах в деловом этикете. Тяжелый люкс больше не в тренде, считает он, а дорогая одежда, скорее, порой мешает произвести правильное впечатление.

Я вырос в бедной семье. Папа работал слесарем-сантехником, мама вела хозяйство. Денег всегда не хватало, а родители моих одноклассников уже занимались коммерцией и покупали детям вещи, которых не было у меня. Я утешался мыслью, что джинсы и кроссовки — не главное. Но если ты одет хуже других, комплекс нищеброда все равно тебя настигнет.

Когда появились деньги, я попытался наверстать упущенное. Много внимания уделял своему внешнему виду. Наверное, даже слишком много. Одежда стала основной статьей затрат. Мне надо было пройти через этот цикл, когда в гардеробе висело 25 сшитых на заказ пиджаков с золотыми буквами. Деловым изданиям я объяснял, как должен одеваться предприниматель.

Вещи — от горнолыжных до парадно-выходных костюмов — я привозил из-за границы, совмещая туристические и деловые поездки с шопингом. В конце января — начале февраля путешествующих по Европе заметно меньше, и всюду максимальные скидки — до 80%. Номер в гостинице обходился на 50% дешевле, чем летом, авиабилеты — на 20–40% (сейчас из-за дополнительных пересадок такой возможности уже нет). В России все то же самое стоит намного дороже.

Два русских стиля в одежде

Те, кто не привык экономить — их тоже немало, — предпочитают категорию «тяжелый люкс».

По этому поводу есть история о бренде Billionaire. Мне ее рассказала стилист Анна Мальцева, много лет работающая в fashion-индустрии.

По ее словам, в 2004 году один итальянский миллиардер, проживающий в Лондоне, решил создать собственную марку одежды, пригласил дизайнера и запустил фабричное производство. В первую очередь он ориентировался на свой вкус. Бренд получился откровенно китчевый — он не прижился ни в Англии, ни в Италии. Даже японцы и китайцы — несмотря на их экстравагантный (иногда) стиль — обходят его стороной. Бизнес ждал неминуемый крах, если бы его не спасли русские, которым весь этот тяжелый люкс и китч пришлись по вкусу. С тех пор основными — практически единственными — потребителями Billionaire стали наши соотечественники.

В то же время многие предприниматели, построившие в России успешный бизнес, обходятся без дорогих костюмов, дресс-кодов и имен-отчеств. Они носят удобные вещи оверсайз — футболки, толстовки, худи, бомберы, спортивную обувь. Некоторые мои знакомые, живущие в центре Екатеринбурга, раньше ездили с водителем, а сейчас ходят пешком и не испытывают никаких неудобств. Это становится модным. ЗОЖ опять же. Я сам 80% времени провожу в кроссовках, хотя раньше надевал их только на тренировки.

Недавно был случай. Мой приятель — он одевается очень просто, чтобы не сказать аскетично — выгнал одного арендатора. Тот пришел весь упакованный в люкс просить отсрочку платежа и услышал в ответ: «Если твою одежду сейчас продать в секонд-хенде, ты мог бы оплатить аренду за месяц».

Это называется «встречать по одежке».

Раньше эту поговорку понимали буквально: хочешь, чтобы тебя считали своим — приходи в хорошем костюме и дорогих часах. Сейчас все перевернулось с ног на голову. Владельцы компаний часто одеваются проще, чем их сотрудники, — глядя со стороны, не всегда разберешь, кто на кого работает. Отношение к одежде стало другим, в том числе благодаря коронавирусу — на удаленке граждане ходили во всем домашнем, время от времени накидывая на себя что-нибудь для общения в зуме, а потом поняли, что стандарты в одежде — совсем не догма.

Наверное, пройдет еще какое-то время, и дресс-код останется только для официальных мероприятий и закрытых клубов. Меня бы это порадовало.

Меньше денег, меньше усилий

Сам я по-прежнему покупаю вещи в Европе, обычно — в Италии. Там появилось много недорогих одежных марок, почти неизвестных в России. Я нашел способ не тратить на покупку одежды много времени. Шопингом занимаюсь в начале года, когда в Европе распродажи. Те же джинсы и футболки можно купить в три-четыре раза дешевле.

Посвятить этому делу пару дней не жалко.

Из-за границы я обычно привожу два чемодана вещей/подарков и до следующего января ничего больше не покупаю. Все необходимое для дома заказываю в интернете.

Чтобы не ломать голову, что с чем надеть, одежду и обувь на ближайший сезон — три-четыре месяца — я готовлю заранее. Раскладываю вещи по квартире, приглашаю своего стилиста, и он помогает мне собрать комплекты, которые сочетаются друг с другом. Летом это две-три ветровки, двое джинсов, пара брюк, три-четыре рубашки, пять футболок. То, что выбрали, раскладываю по полкам. Одежду для других сезонов упаковываю и отвожу на склад — остается только самое необходимое.

Такой лайфхак сильно экономит время. Наши квартиры — большие и маленькие — обычно доверху забиты вещами прошлых лет. Одно жалко выкинуть, другое еще не надевал. Это осложняет выбор — приходится каждый раз ломать голову, в чем пойти на день рождения, на прием, поехать на дачу.

А когда вещей немного и они друг с другом сочетаются, задача становится проще. Главное — удалить из гардероба все, что вызывает сомнения.

Со временем я научился собирать небольшой чемодан, отправляясь, например, на неделю в Москву, где программа предполагает деловые встречи, выезды на природу, походы в театр и ночные клубы.

Это почти искусство. Кого заинтересует, могу рассказать подробнее.