Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Миядзаки и безумный Макс в стимпанк-вселенной. Павел Матяж о фильме «Хроники хищных городов»

7 декабря 2018, 16:42
Колонка
Миядзаки и безумный Макс в стимпанк-вселенной. Павел Матяж о фильме «Хроники хищных городов»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Новозеландец Кристиан Риверс, художник спецэффектов из команды Питера Джексона, снял фильм по книге Филипа Рива «Хроники хищных городов». Получилось очень эффектно.

Бывают такие фильмы, которые признаются в любви ко всему, что считается самым важным в кино, литературе, живописи, стремятся быть сопричастными этому, цитировать, использовать, а потом хотят присвоить, сделать частью себя. И все одновременно. Не так давно что-то подобное сделал Стивен Спилберг в «Первому игроку приготовиться». Но тот поставил (имея на это полное право) в центр истории самого себя, потому что действительно являлся ее автором. «Хроники хищных городов» не так эгоцентричны (полюса у них, по крайней мере, два), хотя действуют по схожей схеме.

Неизвестно, когда точно случился конец света, но известно, что длился он 60 минут. После того как все было кончено, земная твердь развалилась на миллионы кусков, моря и суша перемешались и образовали какие-то новые континенты и архипелаги, а выжившие поставили на колеса свои уцелевшие жилища, соединили их между собой и принялись кочевать в поисках ресурсов.

Миядзаки и безумный Макс в стимпанк-вселенной. Павел Матяж о фильме «Хроники хищных городов»
Фото: kinopoisk.ru

Ресурсов осталось мало, поэтому циклопические машины-города принялись есть друг друга. Ну, в смысле поглощать, присваивать, использовать, делать частью себя. Не все хотят быть хищниками, есть, например, милые баварские городки ремесленников, которые пытаются искать какой-то баланс с окружающей средой. Но по-другому в пустыне не выжить, и все они рано или поздно оказываются в пасти самого большого и жадного города на пустошах – Лондона.

Миядзаки и безумный Макс в стимпанк-вселенной. Павел Матяж о фильме «Хроники хищных городов»
Фото: kinopoisk.ru

Точно так же как всепожирающий Лондон, сюжет «Хроник хищных городов» использует как топливо все то, чему признается в любви и стремится быть сопричастным, короче, все, что считает достойным переработки. С первых минут начинает ощущаться японская ДНК. Похоже, «Хроники» сожрали Миядзаки. И дело не только в «Ходячем замке», хотя это, конечно, первая ассоциация для всех, кто хоть что-нибудь знает об анимэ. Типа там ходил этот замок, а здесь города ходят. Но не тут-то было. В чреве «Хищных городов» и «Небесный замок Лапута», и «Навсикая из долины ветров», и «Порко Россо», и «Унесенные призраками». Но только японской культурой сыт не будешь. Где-то в глубине гигантскими стимпанковскими колесами переработаны «Безумный Макс», «Водный мир», «Звездные войны» и даже бессмертный металлический демон Шрайк из космической оперы Дэна Симмонса «Гиперион».

Миядзаки и безумный Макс в стимпанк-вселенной. Павел Матяж о фильме «Хроники хищных городов»
Фото: kinopoisk.ru

Лондон является родиной главного героя архивариуса Тома, а на самом деле, конечно, символизирует Запад. Все начинается с Лондона. Здоровенного и злобного осколка европейской машинной цивилизации, желающей поглотить все остальное. Как Звезда Смерти, он бросается в погоню и пожирает каждый независимый город на Пустошах. Это называется «муниципальный дарвинизм». Руководит Звездой Смерти, в смысле мега-Лондоном, безумный фанатик-технократ Валентайн, его играет Хьюго Уивинг, что вполне логично. И как полагается суперзлодею-технократу, Валентайн разрабатывает супероружие.

Миядзаки и безумный Макс в стимпанк-вселенной. Павел Матяж о фильме «Хроники хищных городов»
Фото: kinopoisk.ru

Потому что далеко на Востоке, в бананово-лимонном Сингапуре, сохранились остатки восточной цивилизации. Там никто никого не пожирает, люди живут оседло, по старинке, в гармонии с природой и хранят все самое чистое и миядзаковское, что можно вообразить, тут и бесстрашные пилоты на одномоторных самолетиках, и самураи-камикадзе в масках, и маленькие девочки, готовые в одиночку противостоять Звезде Смерти. А также все друиды, дриады, эльфы и все, что символизирует силы матери природы. Во главе с Далай-ламой и всей духовной силой тибетских монахов.

Миядзаки и безумный Макс в стимпанк-вселенной. Павел Матяж о фильме «Хроники хищных городов»
Фото: kinopoisk.ru

Про русских, как обычно, забыли. Может, англичане все-таки считают русских частью европейской цивилизации и значит, их уже поглотил мега-Лондон, может, русские не уцелели во время той 60-минутной заварухи (ну тут и правда шансов у нас немного, раз сам верховный главнокомандующий это признает), а может, русские появятся в продолжениях, которых теоретически может быть еще три штуки, так как британец Филип Рив написал пока четыре книги из цикла «Хроники хищных городов». Справедливости ради, это же мы придумали избушку на курьих ножках.

Миядзаки и безумный Макс в стимпанк-вселенной. Павел Матяж о фильме «Хроники хищных городов»
Фото: kinopoisk.ru

Последний островок восточной мудрости, разума и добра защищает циклопическая стена и батарея мегаорудий. Именно для этого Валентайну и нужна суперпушка. Чтобы разрушить мегастену и сожрать там всех эльфов и друидов. Но вряд ли ему это удастся, ведь ему противостоит не только маленькая девочка, архивариус Том и вся духовная сила тибетских монахов. Злу противостоит Любовь. Так что тут без шансов, конечно.

Миядзаки и безумный Макс в стимпанк-вселенной. Павел Матяж о фильме «Хроники хищных городов»
Фото: kinopoisk.ru

Любителей серьезного кино от такой банальщины может стошнить. Тем более, наворовали эти «Хищные города» у всех, до кого смогли дотянуться. Но спецэффекты и вообще размах, с которым режиссер Риверс и продюсер Джексон ворочают культурными пластами и внешнеполитическими категориями, впечатляет и вызывает восхищение. Получилась такая цивилопедия для самых маленьких. Крошка-сын к отцу пришел и спросила кроха: что такое терроризм, антиглобализм, урбанизм, дарвинизм, социальный детерминизм – это хорошо или плохо?