В первый раз я задумался об этом вопросе, когда на сельском ТВ-канале Урала увидел в новостях репортаж о зависимости людей от этой игры с трансляцией ролика, где толпа ищет покемона в Central Parke. Потом тот же ролик в тот же день я вижу на канале «Россия-24». И это не была проплаченная реклама, это был выход в СМИ, который коммерческая игра получила бесплатно, на проф. сленге это называется — Earned Media.
Сопоставив еще пару фактов («не во всех странах можно скачать», «частые падения серверов из-за количества пользователей», не новая идея с дополненной реальностью), я понимаю, что имею дело с качественно спланированной PR-кампанией, в которую вкладываются бешеные деньги, да такие, что аж до Урала докатился вирусный эффект.
Два важных термина в технологии создания медийных вирусов:
- В любой вирусной PR-кампании есть наиважнейший этап, который называется «посев». Посев — это платное (или бартерное) размещение информационного повода в «посевных СМИ», который должны подхватить люди и другие СМИ для дальнейшего распространения. Такой «посев» или «платное размещение» называется Payed media (оплаченное); размещение в собственных инфоканалах называется «Owned media» (во владении); а полученное бесплатно — Earned media (заработанное).
- А также второй термин — «коэффициент вирусности». Этот коэффициент указывает, как много мы получаем бесплатных просмотров на количество купленных. Например, если мы купили 1 млн просмотров, а итоговое количество просмотров через определенное время 2 млн, значит коэффициент вирусности равен двум. Этот коэффициент применим абсолютно к любой информации.
Признаками «посева» являются:
Моментальная реакция. Т.е. информация обычно появляется сразу на многих ресурсах в кратчайшие часы от даты размещения вирусного видео (к примеру), на которое все эти новости ссылаются.
СМИ, на котором размещается информация. Идеально — это уважаемое СМИ, которое не размещает непроверенную и коммерческую информацию.
Заголовок. Он содержит название продвигаемого продукта и точный информационный посыл, который должны подхватить другие СМИ.
Содержание и оформление новости. Оплаченная новость (Payed media) обычно оформляется качественно, в нее вставляют картинки с логотипами и видео. Обычная журналистская заметка более краткая, содержит факты, разные фотографии (а не одну, которую активно продвигают, или видео), в обычной новости избегается упоминание бренда и описание фактов с воодушевлением.
А вот в Earned media дальнейшее распространение информации отличается тем, что реакция запоздалая, заголовки более простые, новости короткие и сухие, журналисты стараются с другой стороны посмотреть на информационный повод. В общем, вторую волну новостей, за которые не платили, очень легко узнать по их бедноте брендированного контента. Но на них никто не обижается, так как это же бесплатно!
Первым делом я решил обсудить PR-кампанию Pokemon Go с профессионалами digital-рынка и узнать, что они думают по этому поводу, но получил в ответ возмущения и тотальное непонимание. Мне даже приводили вот такие графики с посылом: «О чем тут вообще говорить, если такой скачок акций у Nintendo? Понятно же, что это вирус! Само расползается!»
И когда уже в личных переписках я получил аналогичное непонимание от мэтров digital-рынка, я решил потратить пару часов, чтобы разобраться в вопросе.
Результаты своих изысканий я публикую в этой статье. Признаюсь честно, что я не профи раскапывания информации, а проводимая PR-кампания (которая все еще идет!) Pokemon Go намного шире и глубже того, что я откопал. Вот график из Google Trends, где видно, что тренд начался в сентябре 2015 года, а потом продолжился с января 2016 года:
Начнем с июльского ралли информационного посева, стартовавшего с даты выхода игры, потом увидим, как это развивалось, а потом копнем немного в историю, как велась подготовка этой кампании. Особенность этой PR-кампании в том, что в ней были задействованы с самого начала практически все самые известные мировые СМИ. Как ребятам удалось протащить столько коммерческих новостей в СМИ, остается только гадать, а также сколько это им стоило.
Найти первые вбросы при посеве может каждый. Просто берете всемирно известное СМИ и делаете запрос «Pokemon» по дате начала предполагаемого посева, как на скриншоте. И видите все первые, наиболее вероятно оплаченные выходы, а дальше уже идет волна «полученных выходов» (earned media), но с задержкой в некоторое количество дней.
Здесь вы можете прочитать мини-карту посева инфоповодов через крупнейшие мировые СМИ по датам.
На что я хотел бы обратить ваше внимание:
На скорость и масштаб информационного давления (я нашел только самую верхушку айсберга).
На суть информационных посылов, большинство имеют вирусное содержание для того, чтобы их подхватили другие СМИ.
Рано делать выводы и давать оценки самому продукту (на самом деле меня как маркетолога и пиарщика сам продукт интересует во вторую очередь), в статье опубликованы общедоступные факты, которые касаются PR-кампании этой игры.
Цель моей статьи:
- обратить внимание на работу мировых PR-профессионалов и публично разбирать с профессиональной точки зрения их работу;
- если кто-то знает человека, который руководит этой кампанией, я буду признателен за ссылку (в комментах или в личку) на его аккаунт, или сайт, или канал в vimeo, чтобы следить за его проектами и учиться у него. Спасибо!
«Посе́в» — общественно-политический журнал, орган Народно-трудового союза российских солидаристов (НТС); выходит с 11 ноября 1945 года. Издаётся одноимённым издательством. Девиз журнала: «Не в силе Бог, а в правде» (Александр Невский).
Периодичность журнала менялась: он начал выходить как еженедельное издание, некоторое время выходил 2 раза в неделю, а с начала 1968 года (номер 1128) журнал стал ежемесячным.
Скачек акций произошел элементарно из за огромного количества юзеров и хайпа игры, если у игры есть донат(а он скорее всего есть) он принесет Нинтендо миллиарды, так же можно с лёгкой руки нажиться на платных скинах итд.
Обычный пузырь надули, который через год-два по тихоньку начнет сдуваться, как в своё время SS или Злые Птички.
Про саму игру уже тоже давно было известно, её создатели уже выпусли Ingress и после анонса покемонов го уже было понятно что это будет своего рода инновация.
К тому же сама франшиза покемонов довольно популярна, к этому можно добавить выросшее поколение которое фанатело в детстве от мульсериала, собирая всякие наклейки и фишечки.
— Ниантик основан Джоном Хэнком (John Hanke), так же основавшим Keyhole, Inc ( "Замочная скважина" ) — проект для картографирования поверхности, выкупленный все тем же Гуглом и создавшим на его базе Гугл-карты, Гугл-Земля, Гугл-Стритс.
— А теперь внимание. Keyhole, Inc спонсировался венчурным фондом In-Q-Tel. Это фонд ЦРУ, вполне официально созданный в 1999 году.
Посредством вышеуказанных аппликаций, были решены важные задачи:
— Обновляемое картографирование поверхности планеты, включая дороги, базы и тд. А ведь когда-то, карты-километровки считались стратегическими и секретными. В гражданские карты даже специально вносились погрешности.
— Автомобили-роботы от Гугл-Стритс заглянули во все переулки, картографировав наши города, машины, лица...
Оставалась одна проблема. Как заглянуть в наши дома, подвалы, тенистые аллеи, казармы, госучереждения и так далее, по списку?
И что бы вы думали? Все та же конторка, Niantic Labs, выпускает гениальную вирусную игрушку, новомодной технологии дополнительной реальности.
Стоит вам скачать приложение, и дать ей соответствущие права (доступ к камере, микрофону, гироскопу, GPS, подключаемым устройствам, в том числе - носителям USB и тд), и ваш телефон тут же завибрирует, сообщая о нахождении первых трех покемонов! (Первая тройка всегда появляется сразу и поблизости).
Игра потребует заснять их со всех сторон, счастливо наградив вас первым успехом. А заодно получив фото помещения где вы находитесь, включая координаты и угол наклона телефона.
Поздравляю вас! Вы только что провели съемку вашей квартиры! Дальше объяснять?
Кстати, устанавливая игру, вы принимаете условия оферты. А она — не простая. Niantic вас официально предупреждает: "Мы сотрудничаем с государственными структурами и частными компаниями. Мы можем раскрыть перед ними любую информацию о вас или вашем ребенке...". Но кто же это читает?
А еще там есть пункт 6: "наша программа не имеет возможности выполнять запрос вашего браузера "Do not track" — "Не следи за мной". Другими словами — следили и будут следить.
Итак, помимо добровольного и радостного картографирования всего и вся, открываются еще забавные возможности.
Например, захочется сами_знаете_кому узнать — что сейчас делается в здании, скажем, ГосДумы? И у десятков депутатов, уборщиц, журналистов — завибрируют телефоны: "Пикачу рядом!". И счастливые граждане извлекут свои смартфоны, активируя камеры, микрофоны, GPS, гироскопы... И закрутятся на месте, глядя в экран и нагружая каналы связи терабайтами видеопотка...
о боже , ну хоть бы редакторами текста чтоль учились пользоваться , в английском не склоняются слова , как в русском
вам , самим неужели слух не режет ?
или пофиг , так сойдёт ?
щас да на донате поднимут, по всем показателям игра даст нинтендо бабла больше чем за всю жисть до этого )) вот так в наше время дела делаются ))