Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Екатерина Петрова: «Свердловское правительство придумывает чрезвычайные ситуации, чтобы вытащить деньги из Резервного фонда»

28 марта 2016, 10:30
Колонка
Екатерина Петрова: «Свердловское правительство придумывает чрезвычайные ситуации, чтобы вытащить деньги из Резервного фонда»
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; архив 66.ru
Юрист «РосПила» уличила правительство Свердловской области в использовании схемы, позволяющей тратить деньги, отложенные на случай чрезвычайной ситуации, на модернизацию ЖКХ. А заодно заключать контракты с выгодными для правительства компаниями. В авторской колонке на Портале 66.ru Екатерина Петрова рассказывает, почему нести ответственность за использование незаконной схемы приходится не областным властям, а мэрам городов, которые просто становятся заложниками ситуации, и что с этим делать.

Существует общероссийская практика вытаскивания денег из Резервного фонда с помощью объявления режима чрезвычайной ситуации. Схема незаконна, но действенна. Принцип такой: деньги в Резервном фонде предусмотрены на определенные нужды, в том числе их можно тратить, если происходит какая-то ЧС: падает метеорит, на федеральной трассе проваливается асфальт и так далее.

Однако областные власти зачастую объявляют ЧС тогда, когда ее фактически нет, и таким образом выбивают деньги на что-то другое. В Москве, например, по режиму ЧС строили аэропорт, в Челябинске стелили газон. В Свердловской области эту схему активно используют при модернизации ЖКХ.

Средства на ремонт теплосетей, котельных и так далее должны выделяться по областной программе модернизации ЖКХ. У нас ее сократили, оставили в ней буквально 200 миллионов, которых толком ни на что и не хватает. Поэтому, по моим сведениям, главам муниципалитетов приходится обращаться в министерство ЖКХ Свердловской области, которое предлагает мэрам следующий вариант: объявляйте в городе режим чрезвычайной ситуации в связи со срывом отопительного сезона, а мы дадим вам денег на ремонт из Резервного фонда. Правда, еще придется заключить контракт с выгодной для нас компанией.

За два года мэры свердловских городов заключили контрактов по режиму ЧС на сумму около 1 млрд рублей. И в большинстве случаев контракт заключался с группой компаний «Корал». Иногда уходил ГУП «Газовые сети», которые в свою очередь, тоже безо всяких конкурсных процедур, заключали контракты с «Коралом». Судя по тому, что схема каждый раз одинаковая, я подозреваю, что кто-то в областном правительстве представляет интересы этой компании.

Чтобы далеко не ходить за примером, вспомним Верхотурье. Там 90% всех теплосетей отдали в аренду коммерсанту. Он сразу поднял тарифы, так что люди, подключенные к его сетям, платили в среднем в 1,5 раза больше, чем те, кто подключен к остальным 10%. Таким образом, за полгода он накопил денег и объявил, что вложил собственные средства в модернизацию сетей. А в конечном итоге в городе объявили ЧС — и он получил еще 111,9 миллиона рублей из Резервного фонда на модернизацию тепловых и водопроводных сетей от котельных Верхотурья.

На прошедшей комиссии по ЖКХ на Заксобрании министр жилищно-коммунального хозяйства региона Николай Смирнов сказал, что в Верхотурье не потратили ни копейки бюджетных денег. Я присутствовала на собрании и говорила ему, что это неправда, что деньги были из Резервного фонда, который вообще-то является частью бюджета, но он как-то пропустил это мимо ушей.

Примеров полно: в Дегтярске буквально в конце прошлого года, также по режиму чрезвычайной ситуации, из Резервного фонда выделили 139 миллионов; Верхним Сергам дали 74 миллиона по двум контрактам на блочную газовую котельную. При этом по части контрактов вообще нет сведений, так что невозможно даже посмотреть проекты, сметы, проверить стоимость работ и сроки.

В итоге депутат свердловского Заксобрания написал запрос в прокуратуру по всем фактам предоставления денег по режиму ЧС из Резервного фонда, и ведомство подтвердило нарушения. Прокуратура выписала мэрам 17 штрафов, хотя наказали, по сути, тех, кто вынужден был пойти на такую схему, иначе они бы вообще не получили денег и жители их городов попросту бы замерзли. Я не исключаю, что некоторые мэры сами сглупили и вовремя не подали заявку по программе модернизации ЖКХ, но не могли же все разом ошибиться.

Кроме прокуратуры незаконность такой схемы вытаскивания денег из Резервного фонда подтвердила и Федеральная антимонопольная служба. В ФАС заявили, что Резервный фонд можно использовать только на определенные цели, к которым не относится срыв отопительного сезона. Так что вполне можно заявить, что имело место нецелевое расходование средств. По-хорошему, по всем фактам надо провести проверку Счетной палате. И проверять должны не мэров, а именно деятельность правительства Свердловской области. Правда, чтобы это случилось, мэры городов, участвующие в схеме, должны дать показания на областные власти. А они, видимо, пока боятся.

Практика выуживания денег из Резервного фонда, который по сути является неприкосновенным запасом, должна прекратиться. У нас должна быть нормальная программа модернизации ЖКХ, по которой средства на ремонт теплосетей, котельных и прочего будут выделяться вовремя и в нужном объеме. Чтобы всё было публично и прозрачно, и если где-то опять будет срыв отопительного сезона — можно было наказать подрядчика. А заодно проверить, сколько денег он потратил и на что.

Реальные чрезвычайные ситуации у нас в области происходят не так часто, поэтому, думаю, имеет смысл ужать Резервный фонд и перекинуть освободившиеся средства на программу по модернизации ЖКХ. Чтобы в области весной можно было отыгрывать нормальные аукционы, летом приступать к работе, а осенью уже видеть результат. А не как обычно: начинать только осенью, когда уже холодает, и впопыхах заканчивать зимой, когда в квартирах становится холоднее, чем на улице.