Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Исламовед Роман Силантьев: «В Екатеринбурге осталась еще пара десятков террористов»

10 февраля 2016, 13:30
Колонка
Исламовед Роман Силантьев: «В Екатеринбурге осталась еще пара десятков террористов»
Фото: архив 66.ru
Главный специалист по исламу в России рассказывает в авторской колонке о том, кто поддерживает боевиков ИГИЛ в Свердловской области, как они вербуют новых адептов и почему не стоит радоваться аресту семерых террористов.

Почему террористы, которых на днях задержали в Екатеринбурге, оказались именно на Урале, хотя их присутствия здесь никто не ожидал? Для начала, это один из крупнейших городов России, центр федерального округа, где много денег. Это всегда привлекает террористов, которых в крупном городе гораздо больше, чем в маленьком.

Есть и другие моменты — бдительность властей. Хотя, в принципе, в Екатеринбурге дела с этим обстоят неплохо: терактов пока не было.

Еще один момент связан с мусульманскими организациями. Если они со своей стороны противодействуют росту числа этих товарищей, не пускают их в свои мечети, то боевикам гораздо сложнее закрепиться. Очень часто вербовка ведется именно через официальные мечети, в которых зачастую правоохранители обнаруживают склады с боеприпасами. В Свердловской области эта проблема всегда стояла особенно остро. Точно могу сказать, что террористов вербовали в мечети «Рахмат», которую не так давно закрыли на Уралмаше. Хотя это далеко не единственная мечеть, где вербовка происходит до сих пор.

Когда «Рахмат» еще работала, она собрала под собой довольно обширную группу боевиков, которые сейчас разошлись по другим местам, официальным и неофициальным. Как бы то ни было, террористы знают, что их союзники в Екатеринбурге были, есть и будут. Поэтому уничтожение мечети «Рахмат» проблемы особо не решило: люди же не были изгнаны или посажены.

Проблема и в том, что несколько мусульманских лидеров Свердловской области исповедуют не совсем традиционный ислам. В данном случае речь идет о представителях Казыятского управления мусульман Свердловской области Совета муфтиев России, которым и принадлежала «Рахмат». Символично, что главу этой организации Альфрида Мустафина сейчас привлекают по статье 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе»). Кроме того, председатель Духовного управления мусульман азиатской части России Нафигулла Аширов является прямым пособником организации «Хизб ут-Тахрир».

То есть наличие в области общин Совета муфтиев России упрощает развитие терроризма, так как боевики легко находят у них поддержку. И чем меньше будет активность Совета муфтиев России в Свердловской области, тем легче будет ловить террористов.

Мигранты из Средней Азии попадают в ИГИЛ, как правило, двумя способами. Первые — это те, кого в начале нулевых и в конце 90-х выгнали из своих стран как ваххабитов. То есть они не просто поехали сюда деньги зарабатывать, а были вытеснены спецслужбами своих стран. Нетрудно догадаться, какую идеологию они распространяют. В дальнейшем кого-то выдали, кто-то сам уехал: влияние снизилось, но не исчезло полностью — они создали общины, стали имамами, нашли новых последователей. Вторые — это новоприбывшие узбеки и таджики, которые попадают в эти мечети, где их уже и вербуют. Таких случаев в России очень много.

А вообще, согласно моим исследованиям, вербовка ведется путем непосредственного физического контакта. То есть в мечети присматривают человека и начинают аккуратно пробивать его взгляды: рассказывать о войне в Сирии, говорить о притеснениях мусульман, аккуратно интересоваться отношением к властям России... Если человек дает правильные ответы, подходит им по психологическим параметрам, то начинается дальнейшая вербовка. И потом из этих людей сколачивают ячейки, как правило, не очень большие.

Через интернет это может происходить параллельно или последовательно. Человек в интернете делает какие-то запросы, попадает на ваххабитский сайт, начинает задавать вопросы — и ему предлагают встретиться. Это как с наркоманией: людей вовлекают через физический контакт, человек редко становится наркоманом только через интернет.

Чтобы устроить теракт, не нужно сто человек. И семь пойманных в Свердловской области бандитов вполне могли с этим справиться. Но думаю, что в Екатеринбурге осталась еще пара десятков террористов. И они довольно умные люди. Скорее всего, потеря семи бойцов у них была просчитана. Так что, в принципе, они сейчас могут попробовать взять числом покушений и будут надеяться, что так они прорвутся через оборону спецслужб. Любая оборона может быть продавлена количеством: если 30 терактов можно предотвратить, то 300 — вряд ли.

Пока с бдительностью у спецслужб в Свердловской области все хорошо, а если исключить присутствие в регионе Совета муфтиев России, это сильно оздоровит ситуацию.

архив 66.ru