Друзья, после первых упоминаний нового трамвайного вагона от УВЗ 71–411 [RUSSIA ONE/R1] в интернетах сразу нашлись сотни промышленных дизайнеров, инженеров, конструкторов и просто очень осведомленных граждан в области вагоностроения. Очень отрадно понимать, что не вся страна сидит в депрессии и не все у нас бухгалтера и экономисты.
Примечание редакции: напомним, известный дизайнер Артемий Лебедев назвал новый вагон «трамваем-убийцей», заявив, что даже случайно задетый им прохожий отправится прямиком под колеса. Фото: Антон Буценко, архив 66.ru |
На такой волне компетентных замечаний и конструктивной критики я решил разобраться в некоторых претензиях, предъявляемых к конструкции кабины R1.
Самым важным нюансом оказалась форма кабины, а именно обратный наклон лобового стекла. Как действующий представитель эксплуатации скажу, что такой наклон для водителя полезен и удобен.
Во-первых, это защита от солнца и бликов. Да, в России и на Урале, в частности, зима 9 месяцев. Но это совершенно не значит, что солнце прогревает и бликует только летом. В кабине жарко и при -20 °С за бортом. А игривые солнечные зайчики, учитывая изогнутую поверхность ВСЕХ лобовых стекол ныне выпускаемых вагонов в России, очень любят преломляться и сильно мешать водителю. Отсюда и появляются всякие наклейки на верхней части лобового, защитные самопальные козырьки из сигнального жилета и обложек от скоросшивателей на магнитах.
Осадки на такое стекло будут попадать меньше. Особенно это касается мокрого снега. Но сейчас есть масса специальных полимерных покрытий, которые вообще исключают задержку влаги и пыли/грязи на поверхности. И среди отечественных производителей есть такие, кто производит эти полимеры за вменяемые деньги.
В трамвайном вагоне R1, с его обратным наклоном лобового стекла, проблема бликов и прямых солнечных лучей решена, пусть и не полностью, но в большей мере. Про обзор и исключение мертвых зон в такой кабине я уже писал в первом обзоре R1.
В трамвайном вагоне R1 проблема бликов и прямых солнечных лучей решена в большей мере. Фото: TramEkb |
Обратный наклон, на который грешили в интернетах, мол, при перпендикулярном столкновении водителя засыплет битым стеклом, замечу, что такие столкновения происходят чуть чаще, чем почти никогда. Если, конечно, гипотетически подходить к разработке внешнего вида трамвая, то, считаю, что и возможность падения на вагон подводной лодки тоже исключать не стоит. С такой интенцией и подходом можно вообще ни одно ТС с завода не выпускать. Мало ли чего?
Теперь про триллеры с попаданием пешеходов под вагон.
Вообще, ДТП трамвая с участием пешеходов — это большая редкость. Я специально пересмотрел несколько видеозаписей таких дорожных происшествий и проанализировал.
Если мы говорим о боковых или касательных столкновениях, то тут форма кабины вообще не играет никакой роли. Учитывая средние скорости в таких случаях, массы вагона и человека и направления их движения, такие наезды заканчиваются тем, что пешехода отбрасывает в сторону и вперед, согласно вектору движения вагона и его кинетической энергии. Ни одно боковое столкновение из тех, что я видел, не привело к наезду.
Форма контура внешней поверхности кузова мало влияет на его способность препятствовать попаданию под тележки каких-либо предметов.
При боковом или касательном столкновении пешехода отбрасывает в сторону и вперед. Фото: TramEkb |
Решающее влияние оказывает площадь наибольшего ортогонального сечения (если анализировать точнее — то площадь и периметр его части на высоте от 0 мм до 500 мм от головки рельса), она определяет минимальный размер предмета, способного потенциально попасть в пространство между нижней поверхностью вагона и рельсовым полотном.
Читаем СМТ ЭТ 006–04 Вагоны трамвайные пассажирские: «Вагон должен быть оборудован специальным устройством, исключающим попадание под колесо любого предмета размером более 100×100×100 мм, находящемся на уровне поверхности головок рельс». Для прохождения сертификации любой вагон оборудуется стандартным путеочистителем или так называемым плугом. И вагон R1 не исключение. Иначе бы трамвай не был трамваем.
Помимо пассивных устройств безопасности, R1 оборудуется ультразвуковыми и инфракрасными датчиками приближения, анализирующими периметр вагона в 2-метровой зоне и сигнализирующими водителю о приближении объектов в мертвых зонах в том числе.
Другое дело, когда пешехода затягивает под вагон сбоку, в районе первых сидений с правой стороны [читать, как в районе передней тележки]. Это происходит по двум причинам. Во-первых, сами тележки нынешних трамваев не защищены кожухом, а фальшборта в нижней части имеют выступающие элементы, которые и цепляют человека, оказавшегося сбоку от вагона. А сами фальшборта находятся очень высоко от головки рельса, что в совокупности с боковым зазором между кузовом и, например, краем посадочной площадки способствует более легкому попаданию в область тележки предметов.
Конструкция защитных кожухов, нижней части кузова трамвая R1, описанные выше вероятные ситуации исключает из-за низкого расположения крайней нижней части фальшбортов. Иными словами, если даже человек и окажется сбоку вагона или между кузовом и остановочной площадкой, то его не зацепит и не затащит под вагон, а проволочет, что нельзя сказать про вагоны с отрытыми тележками, имеющими полость между крайней боковой точкой кузова и самой выступающий частью телеги.
Если даже человек и окажется сбоку вагона или между кузовом и остановочной площадкой, то его не зацепит и не затащит под вагон. Фото: TramEkb |
Во-вторых, у вагонов Т-3 есть стойка кузова в районе первой посадочной площадки. Именно на эту зону и приходится значительная часть всех столкновений с пешеходами. Кузов R1 в этой области монолитный и не имеет выступающих элементов, которые бы могли спровоцировать достаточной силы удар, чтоб сбить пешехода с ног.
Источник: tramekb.livejournal.com
Мало мест сидячих. Тут и образования ненужно иметь, достаточно представить что там сидишь а перед тобой бомжара какой нить немытый.
Нашел ролик годичной давности... "ОНИ САМИ НЕ ЗНАЮТ ЧТО ХОТЯТ!"
- "низкопольный" - для него нужна платформа из 3-х ступеней?
- камера наблюдения вместо зеркал заднего вида... насколько это практично в разные погодные условия и в обесточенном режиме?
- рекламируется "ВИП" комфорт... тут уже написали, что видеть перед собой "чье-то пузо" или свисать "своим пузом" над кем-то. выглядит достаточно не комфортно. Такая компановка используется в вагонах метро, так там и скорости посадки высадки другие и смотреть по сторонам не на что.
- наблюдать "за красотой города" спиной, тоже занятие на любителя.
- что касается ваших положительных отзывов о наклонном стекле кабины, думаю, что это только ваша теория, практика будет другой... никакой наклон не спасет от дождя, снега, а от прямого попадания солнечных лучей всегда удобнее использовать обычную защиту...
- форма "глиссера" вообще ничем не оправдана, кроме "авторского виденья", но действительно может быть опасна, в случае наезда.
Да просто у конкурентов , например у Alstom трамваи куда красивее и практичнее :
1894907[/ photo]
1894939[/ photo]
Этапять!!!
Поясните, пжлст, что вы имеете этим в виду?
Мне удивительно то, что вам из этого опуса стало понятно, что можно удешевить вагон, изменив форму кабины. Поделитесь соображениями. Честно, мне не понятен ход ваших мыслей. Хочу разобраться.
Да и текстом выше я наоборот старался пояснить важные моменты в обеспечении безопасности. Странно, что вы не поняли это. Вроде старался максимально просто изъясняться. Видать, моя недоработка.
А про черный цвет машин, например, вы думали? Они по статистике, на минуточку, реже попадают в ДТП, чем светлые.
Давайте общаться. Только конструктивно, прошу вас.
Внутренняя компоновка крайне неудобна. Зачем осознанно увеличивать кол-во стоячих мест в транспорте, который даже с места трогается, создавая дискомфорт для пассажиров?
Тут говорилось, что трамвай бережет водителя от бликов. А не станет ли он источником этих самых бликов для других участников движения?
По компоновку уже писал, что она изменится. Но не нужно ждать трамвай, в котором будет 120 мест для сидения.
Такой вагон при пуске и торможении вообще никаких неудобств не доставляет пассажирам за счет конструкции тележек и электродвигателей. Это вам не Татра-3. Ход у такого вагона очень плавный.
о, да ладно, вы ездили в современных-то трамваях? вообще никакого дискомфорта, тряски, толчков
2. Мне негде запитать регистратор и у меня нет компьютера, чтоб резать видео и публиковать его.
И еще раз. Мне некуда, простите, пихать флешку. Не во что.
И вдвойне обидно то, что все меня подозревают в какой-то продажности кому-то. Но никто денег не предлагает( я б с удовольствием взял
1. Как такой трамвай будет разъезжаться в повороте с другим трамваем, который едет на встречу?
2. Почему в низкопольном трамвае нет выкатного подиума для заезда инвалида-колясочника?
3. Где у него зеркала и поворотники?
4. На сколько надежны сидушки из драпа и поручни из медицинской стали? :)