— Молодому поколению выпала непростая судьба. Нынешние дети, повзрослев к 2020 году, столкнутся с периодом социально-экономических перемен. К этому времени они обогатятся разнообразным опытом конкретной деятельности, но еще не разочаруются в возможностях глобальных перемен. Так что именно этому поколению предстоит, по-видимому, сыграть самую важную роль и в самих этих переменах, и главное — в ускоренном движении в будущие возможности.
Но им важно не потерять способность критически мыслить, сформировать цельную картину мира. Если такой цельной картины нет, то им рано или поздно впарят туфту.
Во-первых, нынешнее образование в значительной мере нацелено не на создание, а на разрушение такой картины. Во-вторых, когда ее у вас нет, когда вы воспринимаете мир просто как мозаику разрозненных, независимых друг от друга фактов, у вас нет надежных средств отличить достоверные факты от недостоверных.
Потому, на мой взгляд, лучшее средство от оглупления — это именно наличие цельной картины мира. То есть представление о мире как о месте, где действует сравнительно небольшое число закономерностей. Каждая из них пронизывает весь мир. И взаимодействие этих закономерностей порождает все наблюдаемое многообразие явлений.
Что делать, чтобы такая картина сформировалась? Читать книги.
Для взрослых я рекомендую всего четыре книги: Фридрих Энгельс «Анти-Дюринг», Станислав Лем «Сумма технологии», Ричард Докинз «Слепой часовщик», Дэвид Дойч «Структура реальности». Этих книг, по моему опыту, достаточно для цельной картины мира. Их чтение дает в общих чертах такую картину мира. А дальше остается ее только уточнять, заполнять.
Для детей, боюсь, эти книги слишком сложны, но, скажем, детская энциклопедия издания 50-х гг., которую я читал в своем детстве, судя по моему опыту, кроме множества конкретных знаний дает еще и эту самую цельную картину мира.
Ну а когда есть такая картина, если факт в нее не укладывается, значит, либо факт недостоверен, либо картину надо менять.
Я, например, был вынужден в период где-то с 2005 по 2008 год полностью изменить ту часть своей картины мира, которая сложилась у меня еще в детстве на почве сказок дедушки Никиты.
Первые политические тексты, которые я читал, это были стенограммы XX съезда компартии. Съезд проходил с 14 по 25 февраля 1956. Мне было около девяти лет, ну и сами понимаете, что у меня просто не было никаких возможностей воспринимать эти тексты критически.
И только сравнительно недавно под напором неопровержимых улик я оказался вынужден признать, что портрет кровавого тирана Сталина Никита Сергеевич Хрущев рисовал, сидя перед зеркалом. Вложил в этот портрет все свои собственные недостатки и преступления.
Реальный Иосиф Виссарионович Джугашвили не только не совершал того, в чем его сейчас положено обвинять, но и активно боролся с теми, кто это творил. Борьба была очень сложная, потому что у него, опять же вопреки хрущевской легенде, никогда не было ни неограниченных полномочий, ни непререкаемого авторитета.
С ним спорили многие, и очень активно, и голосовали далеко не всегда так, как он считал нужным. Поэтому борьба была сложной и шла с переменным успехом. И в частности, тот самый большой террор — это следствие одного из его поражений в этой борьбе.
Но если бы у меня вообще не было никакой картины, если бы я вообще не задумывался о том, что происходило у нас в 30-е годы, то для меня что Хрущев, что Чумихин были бы одинаково пустыми звуками. И это, пожалуй, хуже, чем неверная трактовка фактов.
Вот вам и ответ - почему наши дети тупеют. Мы сами не показываем им, что в нас хоть изредка проскакивают искры мыслей разумных, Человеческих. Мыслительный процесс большинства, по моему мнению, сводится: к не проспать на работу, сделать работу, сделать перекур, откосить от дополнительной работы, похвастаться своей работой перед начальником - чтобы больше заработать денег, на что их потратить, потом что приготовить/поесть на ужин, что идет по ТВ, что пишут в блогах/соцсетях, где провести отпуск, на какую другую работу сменить эту, нелюбимую ну и все в таком духе. И это - работа мысли? Нет. Мы просто живем на инстинктах. Как животные. Пока еще цивилизованные. Но при отсутствии мысли мы очень быстро деградируем. А дети вырастут и их мысли побегут по нашему неразомкнутому кругу: дом- работа - деньги - секс - любовь - деньги. Научите думать нас! И каждый должен захотеть думать, а не думать о "хлебе насущном"