Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Виктор Долженко: Дайте «Иннопрому» время для раскрутки

22 июля 2011, 13:44
интервью
В интервью 66.ru замминистра инвестиций и развития Свердловской области подвел итоги «Иннопрома» и объяснил, почему на выставке не было эксклюзивных инноваций.

— Один из главных итогов «Иннопрома» — это то, что количество посетителей в этом году существенно больше, чем в 2010 году — 43 тыс. человек против 20 тыс. Это один из аргументов в пользу строительства выставочного комплекса. Теперь мы можем в достаточно комфортном режиме обслуживать такое большое количество людей. Отмечу, что пиковая нагрузка была в воскресенье. И если бы у посетителей были какие-то негативные отзывы, то вряд ли мы в «детский день» собрали аншлаг.

С точки зрения экономического эффекта «Иннопром» прошел выше наших ожиданий: заключено соглашений на 172 млрд рублей. Объем заключенных соглашений сравним с консолидированным областным бюджетом. Мы рассчитывали на более скромную сумму. Для сравнения: в 2010 году она составила 45 млрд руб.

Интересная деталь — обычно все соглашения подписываются в один день, а у нас это продолжалось все четыре дня.

С точки зрения экономического эффекта (соглашения на 172 млрд руб.) «Иннопром» прошел выше наших ожиданий. Мы рассчитывали на более скромную сумму.

— На «Иннопроме» были заключены десятки соглашений. Какие из них наиболее важные и интересные?
— Я бы разделил их на два типа. Первые — это инвестиции в промышленную инфраструктуру. Например, соглашение с «Энель ОГК-5». Они будут модернизировать Рефтинскую ГРЭС. Благодаря этому существенно уменьшится количество выбросов в атмосферу.

Также мы заключили соглашение о развитии малой генерации в ЖКХ с компаний RU-COM (один из лидеров в этой сфере) и договор о намерениях относительно генерации для особой экономической зоны «Титановая долина» с компанией «Интертехэлектро — Новая генерация».

Мне представляется, что это очень важные договоренности, поскольку инфраструктура является ключевым фактором для развития промышленности. Поймите, что все крупные компании на стадии выбора региона для строительства нового производства первым делом смотрят на энергетическую составляющую. Инвесторы оценивают, насколько областная инфраструктура готова обеспечить их потребности.

Второй тип — соглашения по взаимодействию со «Сколково». Это дает импульс для развития инноваций. У нас уже есть два проекта в Свердловской области, которые являются резидентами «Сколково». Сейчас мы подключаем к этому процессу университет. Плюс к тому разрабатывается идея более широкого представительства области в «Сколково».

Отдельной строкой идут соглашения между участниками. Быть может, не на столь значительные суммы. Но они как раз являются следствием инфраструктурных соглашений: чем больше их мы подпишем сейчас, тем больше новых проектов появится в дальнейшем.

Смотрите, среди соглашений, которые были заключены в прошлом году, было много договоров с консалтинговыми компаниями. Некоторые из них уже вылились в такие знаковые проекты, как ВСМ-2 (высокоскоростная железнодорожная магистраль из Екатеринбурга в Москву). Сейчас эти проекты начинают финансировать и они выходят в стадию проектирования.

— А были ли какие-то соглашения, которые возникли благодаря случайной встрече, например, того же Вексельберга и Пумпянского?
— Я думаю, что это точно было, но на несколько звеньев ниже. Например, я общался со специалистами, которые занимаются вопросами очистки воды. Они приехали в Екатеринбург по какому-то своему поводу. И оказались на выставке. В результате они унесли такие большие стопки раздаточных материалов со стенда водоканала. Специалист находит специалиста, они о чем-то разговаривают, договариваются. И это здорово. Это то, что мы хотели.

Приведу еще один аргумент в пользу «Иннопрома». Когда мы представляли область на зарубежных выставках, то нам бизнесмены часто говорили, что они хотят работать в России, но им нужны партнеры, они не понимают, каким образом их находить. Выставка — это именно то место, где иностранная компания может найти себе партнера. Думаю, что мы достигли цели — «Иннопром» стал площадкой для кооперации.

У меня нет такого ощущения, что выставочная деятельность умирает. Я думаю, что этот рынок будет расти.

— Одна из главных претензий к «Иннопрому» заключается в том, что на выставке, по мнению тех же блогеров, было слишком мало инноваций. Например, та же «Ласточка», которую станут производить в Верхней Пышме, далеко не самая современная электричка.
— Я читал в комментариях, что, если мы показываем электровоз, то давайте выставлять какой-то суперсовременный, аналогов которым нет в других странах. Но надо понимать, что мы должны пройти определенный эволюционный путь, чтобы на выставке появились какие-то совсем эксклюзивные экспонаты. Сначала идет борьба за качество промышленной экспозиции, а на следующем этапе появятся инновации. Сейчас же промышленные компании представляют новые разработки и технологии.

— Некоторые блогеры отмечают, что выставки посещают все меньшее количество людей и они, по сути, умирают.
— У меня нет такого ощущения, что выставочная деятельность умирает. Мы в этом году ездили на выставку в Ганновер. И нам немецкие эксперты говорили, что действительно была определенная «яма», когда посещаемость выставок падала, но теперь все в порядке. Например, последняя выставка в Ганновере прошла весьма успешно — финансовые результаты вернулись к докризисному уровню.

Веяние каких-то информационных технологий может представлять опасность для форумной части программы. Но у нас ключевое мероприятие — это выставка, а значит, в любом случае останутся экспонаты, презентаторы, раздаточные материалы. Именно поэтому я думаю, что этот рынок будет расти.

— Многих интересует, почему на «Иннопром-2011» не приехали некоторые крупные бизнесмены и политики, которые изначально анонсировались? Например, не было того же президента «Роснефти» Эдуарда Худайнатова или гендиректора «Русского алюминия» Олега Дерипаски.
— Действительно, были определенные договоренности. Вице-премьер Игорь Сечин курирует промышленность, а потому многие бизнесмены ориентировались на него. Он в этом году не смог посетить выставку. Возможно, именно поэтому не приехали Дерипаска и Худайнатов.

Для мероприятия отсутствие большого количества федеральных чиновников — определенный стресс-тест. Было интересно посмотреть, что у нас получится в таких условиях. Очень показательно, что даже в этих условиях нам удалось обеспечить высокий уровень присутствия бизнесменов. У нас были: первое лицо Siemens в России Вексельберг, Пумпянский, главы «ОГК-5» и RU-COM.

В сложившихся условиях мы показали такой существенный экономический эффект, это показывает, что форум готов быть биржей для взаимодействия предпринимателей. Без какой-то значимой федеральной поддержки. Надеемся, что в следующем году получим мощную федеральную поддержку и тогда «Иннопром» сделает еще один скачок в развитии выставки.

«Иннопром» должен пройти определенный эволюционный путь, чтобы на выставке появились какие-то совсем эксклюзивные экспонаты.

— Всех интересует вопрос:что дальше будет с выставочником?
— У нас есть управляющая компания, задача которой — привлекать туда мероприятия. До конца года там пройдет минимум пять выставок. Плюс к тому мы должны переманить в «Экспо» часть выставок, которые уже проходят в городе.

Еще один вариант использования — разного рода шоу. Когда в первый день выступал «Моральный кодекс», то мы увидели, что эти помещения вполне подходят для концертов.

В октябре в Екатеринбург приезжает Cirque du Soleil. Если бы это было через год, то уверен, что выставочник вполне мог бы побороться за это мероприятие.

— Говорилось, что к управлению выставочником привлекут какую-то иностранную компанию. Появилась ли какая-то конкретика?
— Иностранцы уже приезжали на «Иннопром» — Ирина Вайссхаар, глава представительства Deutsche Messe в России и СНГ. Они встречались с губернатором, смотрели на выставочник. Но окончательное решение пока не принято.