Раздел Бизнес
11 марта 2009, 10:27

У нефтяников отнимут заправки

Федеральная антимонопольная служба начала очередной раунд войны с нефтяниками за снижение цен на топливо.
Штрафные санкции пока не привели ровным счетом ни к чему, и теперь ведомство замахнулось на святое. Оно хочет забрать из состава вертикально-интегрированных НК бизнес по продаже топлива и уже сделало соответствующее предложение правительству

ФАС поясняет, что почти во всех регионах России, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, уровень конкуренции на розничных рынках нефтепродуктов недостаточен. Все дело в том, что этот рынок "в той или иной степени" контролируются крупнейшими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями или их "дочками". Монополисты злоупотребляют своим положением, устанавливая высокие цены на нефтепродукты как в оптовом, так и в розничном звене. Пытаясь пресечь факты сговора и злоупотреблений, ФАС в прошлом году наложила штрафы на сумму 6 млрд рублей, в том числе на ОАО "Газпром нефть", "ТНК-BP", "ЛУКОЙЛ", "Роснефть".

Однако, пока юристы нефтяных компаний оспаривают в судах законность наложенных ФАС штрафов, цены на бензин стоять на месте не хотят, и виноваты в этом все те же вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), считает ФАС. Со второй половины января они "резко повысили оптовые цены на нефтепродукты, снизив доходность операторов розничного рынка". Так, с начала января оптовые цены на бензин А-95 выросли на 14%, А-92 на 57%, А-76 на 37% - приводит ФАС данные независимого информационно-аналитического центра "Кортес". Рост оптовых цен привел к снижению доходности розничных операторов. Антимонопольное ведомство расценивает это как попытку компаний приобрести активы независимых розничных продавцов, терпящих убытки.

При этом, с августа 2008 года по январь 2009 года темпы снижения розничных цен на автомобильное топливо значительно отставали от уровня снижения цен на нефть и оптовых цен на нефтепродукты. Это обстоятельство и последующее резкое увеличение оптовых цен в январе-феврале взаимосвязаны между собой, считает ФАС. "Оба процесса имеют нерыночный характер и управляемы со стороны крупных нефтяных компаний. Данное явление следует оценивать как планомерное изменение ценовой политики вертикально-интегрированных нефтяных компаний и переноса ценовой нагрузки на оптовое звено", - утверждает служба.

Контроль вертикально-интегрированных НК за розничным рынком нефтепродуктов не дает конкуренции развиваться, в результате цены поддерживаются на высоком уровне. В то же время, в мировой практике автозаправки - это достаточно традиционная сфера развития малого, в том числе семейного бизнеса.

ФАС нашла способ окончательно решить проблему монополизма на розничном рынке нефтепродуктов. Необходимо принципиально изменить структуру бизнеса ВИНК, выделив из их состава компании-владельцы АЗС и обособив этот бизнес от остальных видов деятельности нефтяных компаний. Но это решение должно быть на законодательном уровне. Предложение такой закон разработать ФАС уже внесла в правительство.

Эффектное предложение отобрать у российских нефтяных компаний автозаправочный бизнес, возможно, и не лишено экономической логики как способ борьбы за снижение цен на розничном рынке нефтепродуктов. Но нефтяники, имея мощное лобби во всех структурах власти, наверняка способны свести все эти усилия ФАС на "нет". Красивая идея полностью независимых АЗС может так и остаться предложением на бумаге. Равно как и штрафы монополистам, которые пока только выписаны, но не скоро будут выплачены, если вообще когда-нибудь будут.