Раздел Бизнес
23 июля 2008, 12:55

Свердловский Роспотребнадзор проверил потребкредиты банков и не нашел ни одного честного

Роспотребнадзор намерен вновь провести проверку предоставляемых банками потребительских кредитов.
Ожидается, что общероссийская ревизия пройдет в конце лета. Между тем, уральским банкам масштабных проверок ждать не стоит. Начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Свердловской области Наталья Афанасьева рассказала Накануне.RU: "Мы на сегодняшний день не планируем особых проверок – они идут постоянно по мере поступления жалоб и обращений потребителей". В 2008 году в управление поступило более 40 обращений, и она отмечает, что в 100% случаев анализа заключаемых договоров они содержат условия, ущемляющие права потребителей. "У нас не было ни одного банка, материалы которых мы бы рассмотрели и могли сказать, что здесь нет основания для привлечения к административной ответственности", – заявила Наталья Афанасьева.

Она отмечает, что к таким условиям относятся не только дополнительные комиссии – их гораздо больше. "По каждому банку в договорах встречается около десяти нарушений. Поэтому говорить только об одних комиссиях на сегодняшний день нельзя. Достаточно распространенное для нерегиональных банков нарушение заключается в том, что они обязывают потребителя рассматривать споры только в московских судах. Так как сфера деятельности банка – вся Россия, то, естественно, что потребителю ехать в Москву для выяснения отношений с банком становится накладно".

Также достаточно распространенное условие – зачисление платежа на счет в день его поступления, а не в день, когда потребитель заплатил взнос по кредиту. "На практике этот разрыв может составлять несколько дней, и заемщикам начисляют штрафы", – рассказала начальник отдела защиты прав потребителей.

Она констатирует, что это основные нарушения, которые встречаются практически у всех банков. Также в практике встречаются односторонние изменения договоров, когда в одностороннем порядке меняются тарифы, процентные ставки и другие условия, а потребитель извещается об этом путем лишь размещения информации на сайте банка.

В целом же, отмечает Наталья Афанасьева, ситуация в этой сфере постепенно меняется в лучшую сторону, и многие банки начинают отказываться от дополнительных комиссий. Также уже есть ряд банков, которые рассматривают обращения потребителей и решают вопросы с ними в добровольном порядке.