Мэрия посчитала, что с улиц города в период с 2016 по 2018 год исчезнут 40% ларьков. До 20 апреля администрации районов обязаны провести инвентаризацию нестационарных торговых объектов (НТО), а к 25 мая чиновники составят схему размещения легальных павильонов и приступят к ликвидации нелегальных.
Вопрос на 4 миллиона
На первый взгляд все выглядит так, будто мэрия вдохновилась федеральной повесткой: в начале февраля вся страна обсуждала «ночь длинных ковшей» — резонансную кампанию по сносу ларьков в Москве. Однако в Екатеринбурге задумались об этом не вчера: свою программу «зачистки» мэрия начала разрабатывать еще в 2011 году в связи с подготовкой к мундиалю-2018. С тех пор, по отчетам властей, опубликованным на сайте горадминистрации и в новостных лентах, было ликвидировано 2358 объектов: в 2012 году — 600, в 2013-м — 800, в 2014-м — 587, в 2015-м — 371.
Как сообщили Порталу 66.ru в городском комитете по товарному рынку, в этом году порядок процедур будет такой же, как и раньше: после того как чиновники определят, что владелец ларька работает незаконно, ему выдадут предписание на демонтаж павильона. Если предприниматель откажется его исполнять сам, сотрудники МВД составят протокол, а подрядчики демонтируют киоск и вывезут его на штрафстоянку. В мэрии пояснили, что в таком случае владельцы ларьков должны будут оплатить штраф и услуги хранения, а затраты на перемещение НТО ложатся на городской бюджет.
Алексей Леонов, главный специалист городского комитета по товарному рынку:
— На 2016 год на вынос, хранение и ликвидацию нестационарных объектов мелкорозничной торговли и временных сооружений в местах несанкционированного размещения выделено 4 млн 123 тыс. рублей. Стоимость демонтажа одного объекта варьируется, но в среднем это 5–8 тыс. рублей.
Операция «Ликвидация»
Ранее замглавы администрации города по вопросам потребрынка Владимир Боликов уверял, что резкого сокращения числа объектов нестационарной торговли не планируется и речь идет именно о несанкционированных НТО, «владельцы которых отбирают хлеб у предпринимателей, соблюдающих правила честной игры» (слова чиновника приводил сайт мэрии в 2014 году).
Казалось бы, с этим и не поспоришь. В частности, с политикой горадминистрации полностью согласны в Свердловском областном фонде поддержки предпринимательства (СОФПП).
Евгений Копелян, директор СОФПП:
— На мой взгляд, снос незаконных строений глобально не изменит ситуацию на рынке торговли, процент такого бизнеса по отношению к общей массе небольшой. Если взять в пример страны Европы, то на их улицах вы практически не увидите самовольно возведенных киосков, павильонов и ларьков, вся торговля происходит в специально предназначенных местах. Согласитесь, что это гораздо эстетичнее и правильнее.
Однако под зачистку попадают и добропорядочные предприниматели, что кардинально меняет ракурс обсуждения вопроса. Так, например, по словам регионального бизнес-омбудсмена Елены Артюх, к ней регулярно поступают жалобы от владельцев ларьков и киосков. Отчитываясь за 2015 год в Заксобрании, Артюх отметила, что ей удалось зафиксировать несколько фактов незаконной ликвидации павильонов.
Кроме того, согласно постановлению, опубликованному в середине марта на сайте горадминистрации, для коммерческих точек вводятся новые критерии. Они не должны находиться ближе 25 метров от техсооружений и наземных вестибюлей станций метро (кроме торговых автоматов на станциях, киосков по продаже прессы, театральных билетов и абонементов на транспорт); не должны быть размещены в пятиметровой зоне от окон и витрин и располагаться в арках, на газонах, тротуарах и детских площадках и так далее.
Правда, как пояснили в мэрии, указанные критерии применимы «только для мест размещения нестационарных объектов, планируемых к рассмотрению на заседании комиссии по разработке схемы размещения нестационарных объектов на 2017–2018 годы. Критерии не будут применяться к объектам, уже включенным в схему на 2015–2016 годы».
Малый и еще меньше
Собственник фирмы по продаже готового бизнеса «Урал-Дело» Евгений Ганеев рассказывает, что достаточно большое количество людей, решив попробовать себя в предпринимательстве, звезд с неба не хватают — покупают автомойку или киоск. Однако уже четыре года как «Урал-Дело» отказалось от продажи НТО.
Евгений Ганеев, собственник компании «Урал-Дело»:
— Мы уже давно не принимаем и не выставляем на продажу киоски, простейшие павильоны — они не проходят нашу проверку по критерию «устойчивость правового статуса». Слишком велика нестабильность в требованиях к киоскам, есть риск возникновения узаконенных поборов и самое главное — сноса. Интересно, что их часто спрашивают: начинающие предприниматели обычно желают именно киоск-павильон. Это как бы их первая мечта, альтернатива работе по найму, первая платоническая бизнес-любовь, если можно так сказать. Приходится их переубеждать, идти немного на опережение, переделывать спрос.
В своем отчете, посвященном проблемам НТО, омбудсмен Елена Артюх пытается обосновать областным и муниципальным властям важность существования микробизнеса: «С экономической точки зрения малые форматы по объективным причинам менее эффективны, чем крупный ритейл. Но и они создают существенное число рабочих мест и формируют налоговые поступления в бюджет».
Ранее в разговоре с корреспондентом 66.ru владелец сети киосков «Товары Нового Света» Дмитрий Соколов высказывал мнение, что зачистку улиц от торговых точек могут лоббировать крупные сети. Но даже если действия мэрии не подкреплены ничьим лобби, а являются лишь собственной инициативой, очередная попытка чиновников зарегулировать этот сектор вряд ли скажется положительно на предпринимательском климате города.
Текст: Полина Борисевич; 66.RU