С этого года в России заработала новая система уничтожения и утилизации коммунально-бытовых отходов. Вернее, она как бы заработала. Законодатель вроде бы приказал всем регионам и муниципалитетам не просто выкидывать отходы на свалку, а сортировать их и направлять годный для вторичного использования материал в переработку. Но как это сделать, в Свердловской области никто не знает.
Министерство энергетики и ЖКХ, которому поручили разработку схемы работы с отходами, концепцию больших перемен публике еще не представило. Как утверждает начальник отдела оперативного контроля и реагирования упомянутого ведомства Владимир Лобанов, столичные законотворцы еще не оформили должным образом несколько сотен очень важных бумаг. А без них у региональных чиновников связаны руки, считает г-н Лобанов.
Тем временем, по данным государственных ревизоров, свалки растут. Желающих забрать оттуда ценный утиль — в избытке. Но полезный мусор по-прежнему валят в кучу и оставляют гнить.
|
---|
Причем горы мусора растут на окраинах городов без должного контроля. Это подтверждается хотя бы тем, что ответственные органы часто даже не знают, кому полигон принадлежит, на каком основании работает и кто будет отвечать, если, к примеру, ядовитые отходы попадут в грунт, скважины или водопровод.
|
---|
По мнению чиновников Екатеринбурга, от надвигающихся мусорных чудовищ города спасут раздельный сбор отходов и его последующая сортировка. Как уточняет глава муниципального комитета экологии и природопользования Егор Свалов, с текущего года управляющие компании обязаны ставить во дворах разноцветные мусорные контейнеры и вывозить отходы раздельно: вторсырье — на сортировку, органику — на свалку. Но пока, отметим, программа «дуального сбора» в областном центре далека от стопроцентного выполнения.
|
---|
Да и мощности сортировочного комплекса в Екатеринбурге не способны справиться со всем мусором города, добавляет Андрей Сазонов, владелец мусороперерабатывающего предприятия, экс-директор первого на Урале сортировочного завода. Он предлагает о раздельном сборе забыть и построить «нормальную сортировку по современным технологиям, а не пудрить людям мозги и не заставлять их раскладывать мусор по разным контейнерам».
В любом случае планы по модернизации городского мусорного хозяйства пока остаются планами. Все напряженно ждут. Но нервы уже сдают. Так, на слушаниях в Общественной палате Свердловской области не выдержал руководитель крупнейшего объединения мусоропереработчиков Урала. Не смог смолчать после того, как присутствовавший в зале представитель областного министерства заявил, что схему переработки отходов в регионе создает состоящая из чиновников рабочая группа и что она ждет дополнительного финансирования этого проекта из областного бюджета.
Александр Таганкин, президент Союза предприятий по сбору и переработке отходов производства и потребления:
— Почему никто не интересуется мнением бизнеса? В Москве наше мнение интересно, а в Свердловской области — нет. У нас в союзе 35 предприятий. Я у руководителей специально спросил. Никого из них ни разу никто не позвал. Даже не посоветовались. Зато ждете какого-то финансирования. Зачем оно вам? В министерстве сотрудники работают за зарплату. А мы готовы советы давать бесплатно.
По мнению г-на Таганкина, предприниматели отлично знают рецепты борьбы с мусором. Потому что для них это деньги, которые до сих пор выкидывают на помойку. В качестве подтверждения он приводит цифры, показывающие, как бизнес умудряется зарабатывать на отходах даже в ситуации нынешнего нормативно-правового хаоса.
|
---|
Отдельно приведем некоторые цифры, иллюстрирующие прошлогодние масштабы переработки макулатуры в Свердловской области.
|
---|
В итоге Общественная палата обещает победить надвигающуюся экологическую катастрофу традиционным для таких учреждений способом: «Все предложения и наработки оформить резолюцией общественных слушаний и направить ее в органы государственной власти». «Многие эту проблему не замечают. Но со временем она превращается в угрожающую. Подобная обстановка уже беспокоит не только граждан, но и руководство региона и области», — подытоживает председатель палаты Станислав Набойченко.
Инфографика: Сергей Логинов для 66.ru