Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Изнанка бизнеса. Как Наина Ельцина чуть не сорвала свадьбу в Екатеринбурге

14 октября 2015, 08:00
Что может заставить агентство расстаться с женихом и невестой на полпути до торжества, почему опытный организатор свадеб никогда не станет жалеть молодоженов и как команде энтузиастов-самоучек пробиться в лакшери-сегмент свадебной индустрии — читайте в новой серии спецпроекта 66.ru.

Наш герой, как и многие организаторы свадеб в России, самоучка. За несколько лет работы в свадебном бизнесе путем проб и ошибок он сформулировал для себя несколько правил общения с молодоженами, подрядчиками и коллегами по цеху. Сегодня он готов рассказать, кто и как попадает в свадебную индустрию и что на самом деле думают о своих клиентах организаторы свадеб.

Причуды на свадьбах бывают самые разные: одни хотят, чтобы в разгар торжества из торта выпрыгнул карлик, другие готовы выложить любые деньги ради свадьбы в русском стиле и выписывают прямо из столицы живую белку...

Организатором свадеб становятся случайно. Бывает, что ты делаешь сам свою свадьбу, выкладываешь фотографии в интернет — и к тебе начинают обращаться за советом. Ты помог одному, потом другому... Не успеешь оглянуться, как записная книжка в твоем телефоне наполовину заполнена контактами подрядчиков, и вот тебе уже предлагают сделать большую свадьбу с нуля. И плевать, что ты самоучка. Просто в России так принято.

Не нужно жалеть молодоженов и занижать цену. Мысли вроде «Да, у него мало денег, но ничего — мы справимся!» приводят к тому, что ты вместе с этим заказчиком огребаешь по полной. Причем за смешные деньги! Люди думают, что, заключив с тобой договор, они покупают тебя целиком. Вместе с твоим личным временем и твоей личной жизнью. Они получают возможность нахамить тебе или материться в твоем присутствии. У меня была одна клиентка, которая говорила: «Вы обязаны стать моими друзьями, я вам заплатила!» Для меня это дико. В этот момент лучше уйти. Да, отказываться от заказчика безумно трудно, особенно если у вас маленькая компания. Но поверьте, так надо.

Форс-мажор в свадебном бизнесе — дело обычное. Бывает и так, что за несколько дней до свадьбы невеста сбегает с деньгами жениха.

На рынок свадебных услуг Екатеринбурга нужно заходить со словами: «Мы делаем VIP-свадьбы». Таким фирмам потом легче пробиться в лакшери-сегмент. Тем, кто в начале своего пути скромничал и позиционировал себя как «агентство, которое делает недорогие свадьбы», лакшери-клиентов не видать.

В Екатеринбурге есть пара агентств, которые делают свадьбы только от миллиона. Если ты лакшери — то ты идешь к ним. В сезон у них бывает до 20 пар. Для Екатеринбурга это хорошо. У больших агентств другие проблемы. Если ты делаешь свадьбы по 10 млн, то, как правило, тебе приходится выслушивать от клиентов много всякой дряни. Но, как говорится, just a business, ничего личного. Да, ты зарабатываешь бабки, но не нужно ждать никакого общения. Твои клиенты вряд ли станут твоими друзьями. Это работает по схеме «дал выбор — получил ответ».

Иногда организаторам свадеб приходится собирать пробки от шампанского, чтобы отчитаться перед молодоженами: официанты выставили на стол весь алкоголь, а не выпили его сами после торжества где-нибудь в подсобке.

Свадебные агентства в Екатеринбурге дружат друг с другом. Мы можем что-то посоветовать, попросить какое-то оборудование или взять в аренду декор. Между нами нет соперничества. То же самое можно сказать и про подрядчиков. Но есть агентства, которые стараются всё подписать под свой бренд. Не важно, кто делал макияж, кто работал фотографом, оператором на свадьбе, кто был декоратором. Как правило, с такими агентствами второй раз подрядчики работать не соглашаются. Это специалисты, которые заслужили свое имя, они работают на него, поэтому справедливо считают, что агентство обязано его указать. Это правильно, это красиво, это честно.

Труднее всего работать с интеллигентными молодоженами. Да, это люди с высшим образованием (может быть, и не с одним), но они очень долго принимают решения, пытаются продавить какие-то смешные скидки (этакий бизнес по-русски), ставят смешные условия. Как-то молодожены заказали на свадьбу десять бутылок супердорогого шампанского и попросили нас в конце вечера собрать со стола все пробки, пересчитать их и убедиться, что персонал не унес дорогой алкоголь в подсобку и не выпил его там. Другой распространенный случай — когда на свадьбу приглашают гостя из Москвы, известного и уважаемого человека (депутата Госдумы, например). Молодожены сразу выставляют очень жесткие требования: усадить его необходимо на особое место, так, чтобы ему не дуло, чтобы музыка около него не гремела. Сразу становится понятно, что свадьба делается не для себя, не ради удовольствия, а для кого-то. Как правило, ничего хорошего из этого не выходит.

Больше всего денег уходит на банкет и декор.

Найти площадку за три дня до свадьбы — это реально. Как-то раз нас выгнали из отеля из-за приезда Наины Ельциной. Это было как раз за три дня до церемонии. Регистрация должна была пройти в vip-коттедже одной из гостиниц, где всегда останавливается бывшая первая леди. Как правило, в таких ситуациях менеджерам гостиницы на вас наплевать. Они просто звонят и сообщают, что всё отменяется, возвращают деньги и прямо говорят, что им глубоко наплевать, что вы будете делать дальше. При этом договор составлен таким образом, что придраться невозможно.

Гости часто не понимают, чем занимается организатор на свадьбе. За десять минут до церемонии на площадку может прийти мама невесты или жениха и начать выяснять, почему столы стоят именно так, а не иначе, почему мы взяли именно эту вазу, почему на каравае плетенка не такая… И вот ты начинаешь объяснять человеку, что за еду отвечает персонал на кухне. «Давайте сейчас я позову официанта — и вы с ним всё обсудите». — «А вы здесь тогда для чего?!» Ну явно не для того, чтобы обсуждать плетенку на каравае.

Фото: кадры из мультфильма «Жил-был пес» («Союзмультфильм», 1982 г.)