Образовательному мегапроекту УГМК в сентябре будет год. Общий объем инвестиций в проект с учетом софинансирования УрФУ и правительства Свердловской области составил около 1,4 млрд рублей. Суммы внушительные, но уже спустя год после открытия в компании смело говорят: деньги вложили не зря. В Техническом университете УГМК учатся не только сотрудники металлургического холдинга, но и работники предприятий со всей области. Такого молниеносного признания не ждали даже сами создатели специализированного учебного заведения, признается директор Технического университета УГМК Евгений Караман.
|
---|
С Евгением Вадимовичем мы встретились на «Иннопроме». В прошлом году на выставке инноваций Технический университет презентовали как проект, который готовится к запуску, а в этом году — уже как успешно реализованный. |
— Прошел год с тех пор, как вы презентовали проект Технического университета УГМК. Сегодня это реально работающее учебное заведение. Чего вам удалось достичь за этот год?
— С сентября 2012 года в университете УГМК разработали 150 образовательных программ, у нас прошли обучение более 5 тысяч инженеров, руководителей и специалистов самых разных направлений. По итогам 2014 года повышение квалификации по плану должны пройти 7200 человек. Для понимания масштаба: эта цифра сопоставима с численностью экономически активного населения Верхотурья. Но главное не количество, а качество. И вот как раз качество оценили не только предприятия Уральской горно-металлургической компании, есть и внешний заказ: учиться к нам отправили несколько групп инженеров с завода «Уральские локомотивы» (группа «Синара»), специалистов с Нижнесергинского метизно-металлургического завода (группа НЛМК). Отработали, отладили свою методику разработки курсов под корпоративного заказчика.
— В чем отличие вашего университета от других учебных заведений, например, классических вузов?
— Мы работаем не со вчерашними школьниками, а со взрослыми людьми — это влияет на нашу работу и подход к обучению. Во-первых, мы должны обеспечить интерактивность: общение слушателей между собой, общение с экспертами, общение с преподавателями. Важно обсуждать конкретные производственные задачи, разрешать сложные ситуации. Во-вторых, наши образовательные программы строятся на основе профессиональных стандартов. Мы вначале описываем требования к должности, к рабочему месту, к знаниям и компетенциям сотрудника, а уже потом думаем, как этому научить. Образовательная программа выстраивается под совершенно конкретные задачи бизнеса. В классических вузах все по-другому. Вот почему всех выпускников на производстве приходится доучивать.
|
---|
За первый год в Техническом университете УГМК прошли обучение более 5 тысяч инженеров, руководителей и специалистов самых разных направлений. |
Второй важный момент — время обучения. У нас нет возможности учить сотрудников по несколько лет. В интересах производства надо быстро вложить в голову работника всю необходимую информацию. Вот почему нам жизненно необходимо применять такие технологии, которые бы обеспечивали быстрое понимание слушателями сути проблемы. У нас очень большие требования к визуализации учебного материала, определенной подаче, формам работы со слушателем. Поэтому в ходу всевозможные тренинговые формы, электронные курсы, визуализация и инфографика, геймификация. Например, мы разработали компьютерную игру, которая позволяет смоделировать внештатные ситуации в цехе. Все условия смоделированы как в реальной жизни, вплоть до внутреннего обустройства. За основу брали медеплавильный цех головного предприятия УГМК — «Уралэлектромедь».
— Предприятия разбросаны по всей стране. Всех привозите в Верхнюю Пышму?
— Это еще одна важная наша особенность. Последние полгода мы были заняты внедрением системы дистанционного обучения. Мы использовали самые лучшие решения, которые сегодня существуют в России. Во-первых, учебный материал доступен слушателям в любое время, в любом месте и с любых устройств — с ноутбука, планшета, смартфона. Во-вторых, активно используем систему видео-конференц-связи HD-качества. Находясь на расстоянии в тысячу километров друг от друга, работники разных предприятий могут чувствовать себя как будто в одной аудитории.
|
---|
В обучении УГМК использует самые передовые технологии — дистанционное обучение, мобильные версии учебных материалов, интерактивные занятия и даже компьютерные игры. |
— Кого сложнее всего учить?
— Конечно, сложнее учить взрослых людей, имеющих большой опыт. Вот, скажем, у нас есть группа будущих директоров заводов. Это люди с огромным опытом и с огромным потенциалом. Представляете, какая сложная задача стоит перед преподавателем — ввергнуть слушателя в ситуацию открытия, доказать, что им еще есть чему поучиться. Авторитет у преподавателя для топ-менеджмента должен быть непререкаемый.
— А преподаватели Технического университета — это сотрудники УГМК?
— Не только. У нас работает около сотни корпоративных преподавателей — это практики, производственники, руководители наших отделов, начальники цехов. Но мы также привлекаем к обучению и сторонних преподавателей, например, представителей заводов — производителей оборудования.
— C молодежью сложно? Сейчас все крупные компании говорят о проблеме поколения Y…
— Молодой человек, который приходит на предприятие после студенческой скамьи, требует большого внимания. Он далеко не всё знает, зачастую он в глаза не видел конкретного производства, не сталкивался с оборудованием, которое используют в промышленности. Он плохо коммуницирует с коллегами-рабочими и с начальством. На адаптацию новичка уходит достаточно долгое время. Вчерашних студентов приходится учить очень многому. И возможность получить новые знания молодые люди воспринимают как дополнительный бонус. Однако не все готовы к тому, что обучение — это такой же труд. Оно проводится за счет компании, в рабочее время. У нас такой принцип: вы пришли сюда работать, на данном этапе от вас требуется постижение новых знаний — и это тоже работа! Это не вуз, где жить весело от сессии до сессии. То, чему мы учим сегодня, пригодится на производстве уже завтра.
|
---|
«Наши программы четко заточены под нужды производства. То, чему мы учим сегодня, пригодится завтра на работе». |
— Ваш опыт обучения сотрудников заинтересовал и другие компании. А вы готовы взять на себя роль образовательного центра для всей отрасли?
— Мы просто обязаны этим заниматься. С одной стороны, у нас есть коммерческий интерес. Технический университет УГМК живет за счет доходов от образовательных услуг. С другой стороны — это очень важная роль, которую УГМК взяла на себя, сделав огромные вложения в организацию учебного заведения. В советское время было множество отраслевых институтов повышения квалификации. В 90-е годы многие из них ликвидировали, и сейчас промышленность всей страны испытывает острый дефицит хорошего, качественного дополнительного образования. Есть спрос.
Мы, признаться честно, не ожидали, что к нам будут обращаться сторонние компании. Но они видят, как мы готовим своих людей, и хотят использовать наш опыт. Я уже рассказывал, что мы реализовали несколько проектов для коллег по рынку — крупных предприятий. В этом залог нашего дальнейшего развития, были бы заказы. Совсем недавно даже государство доверило нам обучать специалистов. Мы получили спецзаказ от Министерства энергетики России на обучение 871 руководителя бюджетных организаций — школ, колледжей. Сейчас они готовятся защищать проекты по энергоменеджменту. Это вообще уникальный опыт в масштабах всей страны: все говорят об энергоэффективности, но обучению по этим вопросам внимания ранее не уделялось.
|
---|
Сейчас в Техническом университете УГМК готовятся к запуску нового лабораторного комплекса с уникальным оборудованием. Это совместный проект с Уральским федеральным университетом, который создал в университете УГМК базовую кафедру металлургии. |
— В проект в совокупности было вложено примерно 1 млрд 400 млн рублей. Вернутся ли эти инвестиции?
— Сейчас за счет корпоративных заказов мы работаем в ноль. Но напрямую оценить доходность или окупаемость таких инвестиций сложно. Я всегда говорю так: представьте, сколько может стоить незнание? Гораздо дороже! Любая ошибка на производстве, любая авария может стоить реальному производству миллиарды рублей и, что самое страшное, может унести бесценные человеческие жизни.
|
---|
«Самый простой способ оценить важность инвестиций в техническое образование — задуматься над тем, сколько может стоить незнание. Любая ошибка на производстве может привести к потере миллиардов рублей, а главное — человеческих жизней». |