Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Владимир Фролов: «Пора спасать экономику, а не обслуживать клановые интересы чиновников-воров»

29 апреля 2014, 17:02
Генпрокурор Юрий Чайка предложил заменить штрафы за коррупцию тюремным сроком. С научной точки зрения о коррупции и реальных методах борьбы с ней Порталу 66.ru рассказал доктор экономических наук, банкир с более чем 20-летним стажем Владимир Фролов.

Если воровство — норма жизни, то в стране практически ничего нельзя сделать. Сколько бы денег ни выделяли на дороги, медицину, образование — половину разворуют. А значит — разбитые дороги, бесконечные очереди в больницах, постоянно деградирующее образование. Привычной стала болтовня российских казнокрадов о том, что воровство — это наша национальная традиция и ничего с этим не поделать. Остается разве что только гордиться лихостью наших казнокрадов.

Проблема в том, что единого понимания проблемы коррупции нет. Соответственно, нет и общепринятого в мире определения коррупции. Как следствие — предлагаются самые различные способы борьбы с ней, которые малоэффективны.

В рамках нашего проекта достаточно строгое определение коррупции дал Алексей Букин: коррупция — это один из незаконных способов достижения какого-либо интереса (подробнее о том, как появилось это определение, можно почитать здесь, — прим. ред). Причем способ с точки зрения практики наиболее эффективный по сравнению с законными действиями. Возможно, и единственный, если законодательство делает невозможным достижение этих целей.

Отсюда — коррупция в любой стране развита настолько, насколько неразвиты ее институты, призванные регулировать и способствовать развитию общественных отношений. Поскольку это явление системное, борьба с ним должна осуществляться в первую очередь за счет изменения общественного устройства. Без этого ни один, даже идеальный, закон работать не будет.

Среди простых и эффективных методов — 20-я статья Конвенции ООН против коррупции («Незаконное обогащение»), а также декларация о расходах. Тем более что опыт применения декларации о расходах у нас есть. Самое главное — сделать декларацию о расходах тотальной — для всех граждан России, чтобы чиновник не мог оформить своё имущество на подставных лиц. С точки зрения переустройства экономики принятие этих двух документов — первое, что необходимо сделать, иначе всё остальное не даст никакого результата.

Часто говорят, что эти меры не помогут. Мол, надзирающие службы не проявят надлежащей ретивости в отношении наших высокопоставленных воров. Я с этим категорически не согласен. Миллионы интернет-активистов выявят живущих не по средствам и принудят правоохранителей употребить в отношении них закон. Да и среди сотрудников надзорных инстанций найдется немало любителей раскрутить громкое дело, распиарить себя.

Тучные годы закончились. Надо забыть о клановых интересах ворующего чиновничества, а начать думать уже о том, как спасти экономику страны.

Был в Черногории. Строится громадный отель. Стройку, как говорят черногорцы, затеяла одна высокопоставленная российская дама. Но должность она потеряла и доходы, наверное, тоже, поэтому не смогла достроить вовремя. Отель перешел за символические деньги в собственность местного жителя. Другой высокопоставленный российский гражданин купил за десятки миллионов евро землю на острове в Средиземном море. Хотел построить коттеджный поселок. Но оказалось, что это земля заповедная и строить на ней ничего нельзя. А налоги за земельный участок надо было платить. Земля была продана обратно за один евро.

Такие истории можно рассказывать до бесконечности. Но исход очень часто один и тот же: крадут российские деньги, навыков управления активами нет никаких, и в конечном итоге их теряет незадачливый «инвестор», а главное — безвозвратно теряет их Россия. Вот так и проходят тучные годы бездарно — как для России, так и для многих воров.