Раздел Бизнес
16 декабря 2013, 09:00

Дьявол носит Prada? Как работает медиабизнес на Урале

Дьявол носит Prada? Как работает медиабизнес на Урале
Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru
Развеиваем мифы о работе в медиабизнесе в специальном репортаже из крупнейшего медиахолдинга на Урале.

Помните историю из фильма «Дьявол носит Prada»? Согласно голливудскому сценарию, работать в медиабизнесе совсем непросто. Но в России все устроено несколько иначе.

Чтобы узнать, каково работать в крупном медиахолдинге на Урале, мы отправились в гости к нашим коллегам — в «АБАК-ПРЕСС». Компания работает уже два десятилетия, за это время «Абак» вырос из регионального издательского дома в медиахолдинг федерального масштаба.

Миф №1. Будущее бумаги — в интернете

Для начала поговорим о перспективах как таковых. Есть ли вообще смысл работать в бумажных изданиях, когда все вокруг уходит в интернет?

МИФ №1. Будущее бумаги — в интернете.

НА САМОМ ДЕЛЕ. Действительно, интернет сегодня наиболее перспективная сфера для развития массмедиа. И правильные медиакомпании это понимают. Они уделяют большое внимание интернет-проектам. Фото: kinopoisk.ru

«Бумага потеряет привлекательность. Когда? Это лишь вопрос времени. Но готовиться к этому нужно уже сейчас, — уверенно заявляет Андрей Фефелов, руководитель отдела веб-разработки медиахолдинга «АБАК-ПРЕСС». — Например, для «Пульса цен» портал уже давно стал основой, а бумажная копия дорабатывает последние дни перед «уходом на пенсию».

По словам главного веб-разработчика, успешный медиабизнес последние несколько лет целенаправленно уходит в онлайн — это единственно правильный путь для развития.

«Я сам, когда выбирал место работы, думал: если идти, то только не в издательство. Но оказалось, что «Абак» — это уже давно не бумага. Тут умеют считать деньги, а потому развивают те продукты, которые будут приносить деньги. Для разработчиков тут и задачи интересные есть, и перспективы, и заработок хороший, что тоже немаловажно», — говорит Андрей Фефелов.

Андрей пришел в «Абак» три года назад. Тогда в отделе веб-разработки было всего 15 человек, сегодня — почти 60. Серверный парк с тех пор вырос с трех серверов до 40. Посещаемость самых раскрученных интернет-проектов («Пульс цен» и Blizko.ru) увеличилась в четыре раза. Сегодня все проекты в месяц собирают около 17 миллионов посетителей. «Заслуга разработчиков в том, что мы этот трафик выдерживаем», — отмечает Андрей.

Миф №2. Работать в медиахолдинге «с историей» — скучно

20 лет — внушительный возраст для компании. Далеко не каждая компания с таким багажом легко внедряет инновации. Но «Абак» — приятное исключение.

МИФ №2. Здесь вам не Голливуд. Работать в холдинге «с историей» скучно.

НА САМОМ ДЕЛЕ далеко не всегда так. Прогрессивные медиакомпании не только делают ставку на развитие новых интернет-проектов, но и беспокоятся о том, чтобы их сотрудникам было комфортно работать.

Фото: kinopoisk.ru

Признаться честно, помещение медиахолдинга похоже на офис крупной ИТ-компании. В большом и на первый взгляд запутанном здании не просто череда кабинетов, а продуманное и с любовью обустроенное пространство. Благоустройством внутреннего мира холдинга занимаются самые ответственные люди — Служба офиса.

Коридоры превращаются в настоящий ботанический сад…

За зеленой изгородью нередко скрываются укромные уголки для переговоров на любой вкус и цвет.

В зоне для отдыха сотрудников есть огромный аквариум…

А в отделе веб-разработки висит настоящий светофор. Находится тут он не для красоты, а чтобы разработчики знали, что все системы работают исправно. Как только что-то пойдет не так — зеленый свет сменится красным. Придумали и собрали его, кстати, сами разработчики.

Коридоры словно картинная галерея — здесь всегда есть чем полюбоваться. Сейчас, например, в холдинге выставка работ каталонского художника Жоана Миро.

«Когда я попала сюда первый раз, завороженно разглядывала все вокруг. Все так красиво и органично, а главное — сделано для людей, — вспоминает Мария Коновалова, редактор по новостным агрегаторам dkvartal.ru.Я понимала, что, если захочу поесть, то могу пойти в столовую, если захочу отдохнуть — то могу поболтать с коллегами на диванчике».

В обновленной столовой есть не только столы и стулья, но и нарисованные фламинго, мини-газон и барная стойка, чем-то похожая на рояль.

В команде «АБАК-ПРЕСС» Маша новичок — отработала чуть больше года и пока уходить никуда не собирается.

Миф №3. Женский коллектив, сплетни и скандалы — вот что вас ждет

«Абак» по большей части женский коллектив. «Но никакой внутренней конкуренции нет, никаких подсечек или заговоров, — рассказывает Мария Коновалова. — Я сама удивилась тому, как быстро и легко меня приняли. Помогли, научили, рассказали и показали. Помню, как мне помогала во всем моя руководительница Ольга Беляева».

МИФ №3. Женский коллектив, сплетни и скандалы — вот что вас ждет.

НА САМОМ ДЕЛЕ все зависит от ценностей внутри компании.

Фото: kinopoisk.ru

За год, что Маша работает в холдинге, она сама стала руководителем и из простого рерайтера выросла до редактора по новостным агрегаторам. В подчинении у юной и хрупкой Маши четыре внештатных журналиста. Подчиненными она их, правда, не называет — все время говорит «моя команда». Сейчас задача Марии не просто переписывать новости, а приносить порталу трафик.

«Это работа на стыке СЕО, рерайта и журналистики. Мы, по сути, пишем тексты не только для человека, но и для роботов — для поисковых машин. Задача сложная, но тем интереснее ее выполнять. Инструментам продвижения в соцсетях и поисковиках не учат на журфаке, это совершенно новая журналистская работа. Учиться пришлось уже на работе, слушала вебинары, разбиралась сама. А теперь уже учу ребят из своей команды», — рассказывает Маша.

«Работая здесь, я поняла, что не только какие-то желтые и трэшевые новости дают большое количество просмотров. У нас, например, очень хорошо собрали трафик новости про материнский капитал. Это радует», — признается редактор по новостным агрегаторам dkvartal.ru.

Вместе с повышением выросла и зарплата. «Я снимаю квартиру, покупаю одежду, хожу с друзьями в кафе, кино… На все хватает», — говорит Мария.

Миф №4. Всех денег не заработаешь

Всех денег на свете, конечно, не заработаешь. Но потолка для продавцов никто не ставит, более того — именно процент с продаж главный аргумент работодателя. Работа эта не из легких, но есть реальный шанс довольно быстро выйти на хороший уровень зарплаты.

МИФ №4. Всех денег не заработаешь.

НА САМОМ ДЕЛЕ хочешь хорошо зарабатывать — иди в продажи.

Фото: kinopoisk.ru

Яркий, но не единственный пример успешного старта в продажах — Юлия Балахонова, менеджер по продажам портала Blizko.ru. В продажи она пришла из… медицинского научно-исследовательского института. «Я очень хотела попробовать поработать именно в «Абаке». Я знала журналы и интернет-проекты издательского дома, у меня в голове был сложившийся образ стабильной компании, которая все время развивается и растет. Поэтому, когда я увидела вакансию менеджера по продажам в новый проект «Абака», сразу откликнулась», — рассказывает Юлия. Опыта продаж у нее не было совсем. Тем не менее после двух собеседований и двухнедельного обучения ее приняли.

«Проект Blizko.ru тогда только запускался. Мы были первопроходцами, и нам приходилось нелегко. Это сейчас бренд продает сам себя, а два года назад мы каждому клиенту рассказывали, что это за проект и почему в рекламу на нем стоит вкладываться. Особенно тяжело было выстроить доверительные отношения с клиентом исключительно по телефону», — вспоминает менеджер по продажам Blizko.ru.

Спустя два года команда продавцов Blizko.ru практически не изменилась. «Платят хорошо и стабильно, — объясняет Юлия. — Проект стартовал хорошо, продажи постепенно растут, так что нет ни одной причины задуматься о смене работы. Я сейчас вообще чувствую себя более свободным человеком. Захотела что-то купить — иду в магазин и покупаю. Захотела съездить в отпуск с ребенком — поехала в отпуск. Не приходится брать кредиты или у кого-то занимать. Это чувство финансовой свободы дорогого стоит».

Миф №5. О карьере и не мечтайте

Принято считать, что устроиться работать в модный журнал или ведущее деловое издание, а тем более построить там карьеру — сложно. Как показывает практика «АБАК-ПРЕСС», непреодолимых сложностей нет, особенно если у кандидата имеется минимальный опыт и большое желание. В компании отточены процессы обучения и адаптации, через которые проходят все новички.

МИФ №4. Сделать карьеру в медиабизнесе сложно.

НА САМОМ ДЕЛЕ если есть минимальный опыт и большое желание, то это не так уж сложно.

Фото: kinopoisk.ru

В «Абаке» есть собственная «Школа продаж». Каждому новичку подробно рассказывают о самом продукте, который ему предстоит продавать, и собственно базовых технологиях продаж. Но на этом все не заканчивается. Специальная программа есть и для опытных специалистов. Ежегодно всех продавцов и их руководителей обучают новинкам медиарынка.

Елене Пальшиной всего 25 лет, но она уже руководитель отдела продаж «Пульс цен — Москва». Это один из самых молодых руководителей во всем «Абаке».

«Школу продаж» Елена прошла с самого начала. За шесть лет, которые она работает в компании, она училась и продавать, и руководить. «Я попала сюда совершенно случайно. Училась вообще на закройщика, на последнем курсе техникума решила подработать. Устроилась в отдел продаж «Пульс цен — Ростов-на-Дону» на неполный рабочий день. Мне тогда казалось, что просто работать в офисе — это престижно и здорово. Куда лучше, чем промоутером», — рассказывает Лена. Телефонные продажи (а «Пульс цен» по всей России продает из Екатеринбурга и исключительно по телефону) дались легко. После того как получила диплом в техникуме, Лена не стала искать работу закройщика, а осталась в «Абаке». Четыре года отработала менеджером по продажам, меняла отделы, но оставалась в одном проекте — «Пульс цен».

Елена вспоминает: «Был момент, когда продажи немного наскучили, хотелось что-то изменить. Я даже начала задумываться о смене работы. К поиску вакансий я не приступила, но, признаться честно, мысль о смене места работы закралась в голову. Как раз в этот момент мне предложили стать руководителем отдела продаж. Я с головой окунулась в новую работу: нужно было научиться подбирать людей в команду, научить их и замотивировать. Мне иногда говорят: ты слишком добрая для руководителя. Но у меня у самой всегда были начальники, которым я доверяла, к которым могла без страха прийти с любым вопросом. И я стремлюсь быть таким же руководителем».

Елена признается, что, если и уйдет из «Абака», то только в декрет.

За шесть лет зарплата Лены выросла в 15 раз. Конечно, столь внушительная цифра вышла потому, что самая первая зарплата была совсем скромной — работать приходилось неполный рабочий день, да и опыта было мало.

«Зато какая была радость, когда я смогла позволить себе снимать отдельное жилье, а не ютиться с подружками в съемной комнате. Помню еще, как купила себе норковую шубу. Сама! Тогда для меня, молоденькой девчушки, это было достижением. Сейчас я оплачиваю вечернее обучение в институте — получаю высшее образование как специалист по рекламе, коплю на жилье. Думаю, совсем скоро мы с моим будущим мужем будем жить уже в собственной квартире», — заключает она.

В общем, живется уральцам намного легче, чем героям голливудских фильмов: люди добрее и приветливее, карьерные перспективы понятны и достижимы. Из минусов — поработать под начальством самой Мерил Стрип не удастся. Но вы же понимаете, что так бывает только в кино.

Дмитрий Горчаков, 66.ru; архив «АБАК-ПРЕСС»