Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Марк Марков: «Мэрия вообще могла отключить интернет три года назад»

24 июля 2013, 15:45
интервью
Марк Марков: «Мэрия вообще могла отключить интернет три года назад»
Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU
Чиновники администрации Екатеринбурга говорят, что могли обрезать кабели провайдеров еще три года назад, но не стали лишать жителей города Интернета. Но время уговоров прошло.

Главным борцом с провайдерскими кабелями на столбах в мэрии назначили председателя комитета по связи и информационным технологиям администрации Екатеринбурга Марка Маркова. Сити-менеджер Александр Якоб подписал постановление о демонтаже ВОЛС с опор освещения и контактной сети еще в 2011 году. Согласно этому документу, уже в 2012 году они должны были исчезнуть из квартала улиц Челюскинцев — Восточной — Фурманова — Московской, в текущем году — из микрорайонов «ВТУЗ-городок», УПИ, «Пионерский поселок», ЖБИ, «Парковый».

Но провайдеры изо всех сил борются за свое право использовать опоры и столбы. К делу подключили антимонопольщиков и суды разного уровня. В итоге провайдеры победили и постановление отменили. В мэрии об этом факте говорят так: «Отменили постановление из-за того, что оно больше не нужно». Администрация решила ударить по провайдерам с другого фланга — подконтрольные МУПы (в частности, ТТУ) попросту не стали продлевать договоры с операторами на размещение ВОЛС. И все. Говорят, что где-то провода действительно демонтировали, но в большинстве своем они остались на месте. Битва за провода продолжается.

— Вы говорите, что теперь администрация города не будет получать деньги за размещение проводов на опорах. Между тем планируете демонтировать ВОЛС лишь к 2018 году. Почему не продлить договоры на опоры в тех районах, которые планируется зачищать в 2014–2018 годах?
— Потому что столбы вообще не предназначены для размещения на них волокон. В свое время было принято решение поддержать бизнес. Провайдерам это понравилось, они к этому привыкли, именно поэтому сейчас такая негативная реакция на наши требования.

— Но все-таки почему отказались от идеи постепенно разрывать договоры, тем самым получая доход в бюджет?
— Потому что муниципальные столбы не предназначены для обеспечения таких нужд. Соответственно, мы по сути дела не можем взимать плату.

«Раньше можно было на столбах, но сейчас — уже нет».

— А раньше могли?
— Меняется законодательство Российской Федерации. И то, как у нас прописано в муниципальных заданиях, в планах, в целевых программах, по бюджетным статьям росписи — таких вот возможностей у нас нет на сегодняшний день. Здесь я не озвучивал, но оно не будет воспринято нормально — как так, было и не стало?

— По большому счету, вы действуете с позиции силы.
— Нет, не с позиции силы, мы действуем из позиции здравого смысла. На самом деле если бы действовали силовым образом, то три года назад бы у нас, как операторы говорят, интернет бы администрация отключила.

— Но ведь в итоге вы отменили постановление Якоба от 2011 года…
— Постановление смысла особого по сути-то и не имело, потому что оно распространялось на хозяйствующие субъекты. Теперь мы ведем работу в плановом порядке, и как таковое постановление на наше собственное имущество не нужно.

— Я помню, что в том году вы заявляли о планах построить тестовый участок канализации под улицей Малышева от Восточной до Московской. Что с этим проектом?
— Он будет построен в рамках первого этапа, будет комплекс мероприятий компанией «Горсеть».

Если «Горсеть» построит канализацию, то на улицах Екатеринбурга появятся такие распределительные шкафы.

— В какой срок планируете завершить строительство?
— Надеемся, что «Горсеть» в ближайшее время начнет строительство. Мы тоже на них влияние можем оказывать непосредственно, так как это отдельная бизнес-структура в Екатеринбурге. Но мы постоянно смотрим и мониторим это дело. Сейчас они в завершающей стадии проектирования.

— Вроде бы вы хотели еще к апрелю — маю ее построить?
— Ну, вот ошибки Тюмени мы избежали, то есть надоумили людей сначала делать проекты, а потом уже строить. Тюменский подход страдает тем, что канализация построена, власти так или иначе загоняют провайдеров туда, а коммуникации не сданы, соответственно возможности заключить договор на предоставление услуг связи, передачи информации невозможно. Мы благоразумным способом помогли инвестору пойти правильным путем. Соответственно, проект создать — это, извините, время.

— Почему из четырех претендентов выбрали именно «Горсеть»?
— Не могу сказать. Переговоры прошли на уровне руководителей города Екатеринбурга. Но только надо учитывать, что в Екатеринбурге не так просто строить канализацию. Насколько я помню, к нам бизнесмены из Уфы приезжали, они были готовы строить. Но отказались после того, как обследование провели.

— Вы говорили, что ценник на размещение ВОЛС в канализации сравним с прайсом на столбы. Между тем сами провайдеры говорят, что он в три-пять раз дороже.
— Сегодня у нас есть информация, что «Ростелеком» снизил планку ценовую на те участки, на которые им необходимо демонтировать кабель со столбов. На новую постройку, на новую закладку кабеля — там ценники такие, которые озвучили провайдеры.

Дизайнеры администрации вот так схематично изображают будущее Екатеринбурга. Кстати, тестовый участок канализации должны были построить еще к апрелю — маю, но пока даже не приступили к работам.

— Мне рассказывали, что в Тюмени «Ростелеком» пустил провайдеров в свою канализацию, а затем в два раза поднял цены.
— Это потенциально возможно, но, к сожалению, тут можно лишь вместе с провайдерами обратиться в антимонопольную службу. Но у нас, в отличие от Тюмени, будет альтернатива.

— Когда появится какой-то публичный документ, в котором будут прописаны сроки демонтажа ВОЛС на различных улицах?
— У нас больше 40 провайдеров. И мы с каждым будем такое подписывать, но, скорее всего, это будет не публичный документ. Можно будет пресс-конференцию собрать, обозначить уже имеющиеся какие-то соглашения.

— В марте 2012 года провайдеры предлагали альтернативный вариант — использовать специальные шкафы, как это сделали, например, в Уфе. Что с этим вариантом?
— Да, ассоциация нам предлагала, но они не смогли согласовать в комитете по благоустройству технические решения, которые были предложены. Все дело в том, что используется большое количество резервных проводов. И в итоге бы им потребовались слишком большие шкафы, которые выходили за пределы допустимо возможных по определенным техническим условиям.

— Мне интересно ваше экспертное мнение — повысятся ли цены на услуги провайдеров и сократится ли количество игроков на этом рынке?
— Цены останутся в том рыночном виде, в котором они есть сейчас. Повлияет ли сильно уход под землю? Скорее всего, нет, потому что у большинства проводов, которые висят на столбах, заканчивается срок службы. Мы прекрасно понимаем это. Провайдеры это не обозначают в своих дискуссиях, но в среднем раз в пять лет они меняют кабель на столбах. По сути дела наша программа направлена на то, чтобы еще и избежать ситуации, как в том же самом Таиланде, например, когда кипы кабелей и никто не хочет их снимать. Это же затраты!

В мэрии считают, что из-за демонтажа проводов цены на интернет не повысятся, но обещать это, конечно, не могут.

— Что вы будете делать с теми провайдерами, которые не станут демонтировать провода?
— Будем защищаться всеми возможными способами. Все, что в законодательстве будет на тот момент прописано, тем и будем. Но это уже непосредственно работа владельцев опор, то есть наших подведомственных учреждений и управления городским имуществом.

— Не получится ли в Екатеринбурге, как в Академическом — есть канализация, все заранее было продумано, но в результате два провайдера на большой район?
— На самом деле очень сложный микрорайон. До федерального уровня пойдет вопрос по поводу Академического. Мы не раз на уровне Свердловской области поднимали эту тему. Там очень грамотные юристы проработали все нюансы, чтобы ограничить вход других провайдеров. Это позиция управляющей компании. Конечно, жителям не очень приятно. Сложный вопрос, юридически сложный вопрос.