Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Изнанка бизнеса: «Не верьте ни единому слову, мы все врем!»

26 июня 2013, 11:30
«Выборы-выборы…» — пел в известном фильме Шнур, и песня его тонула в протяжном гудке теплохода. Чтоб не травмировать психику интеллигентов и формально соблюсти требования цензуры.

Сейчас, когда выборы официально объявлены, в Екатеринбурге начинается свистопляска покруче той, что описана в «Дне выборов». Ведь речь идет одновременно о выборах на нескольких уровнях. А это разные договоренности, разные альянсы и разные бюджеты.

Мы встретились с человеком, который много лет занимается выборами. В этот раз в своих конспирологических упражнениях мы превзошли самих себя. Мы не только не назовем его имя и проиллюстрируем материал мультиками, чтобы вы не увидели даже его спины. Это уже само собой. На этот раз мы вообще не сказали нашему герою, что будет публикация. Это единственно возможный вариант, при котором настоящий пиарщик может расслабиться и рассказать хотя бы часть правды.

Мы не показывали нашему пиарщику диктофон, чтобы он не напрягался

Если в России и были когда-то выборы, то сейчас они точно умирают. Если раньше они проводились каждые полгода, то сейчас — раз в год, причем осенью. К чему это привело? Пик самой активной пропаганды приходится на лето — мертвый сезон. Кого агитировать летом? У тех, кто не свалил за границу или на дачу, мозги расплавлены, им не до ваших кандидатов.

Пиар-рынок испытывает жесточайший кадровый голод. Все, кто раньше фрилансил, каждые полгода впрягаясь в пару денежных выборных проектов, сейчас остались без работы из-за того, что выборы стали проводить только один раз в год. Это высококлассные спецы, они либо уехали жить за рубеж, либо нашли постоянную работу и не готовы уходить в «предвыборный» отпуск. У каждого пиарщика сейчас по два-три клиента одновременно, а работать некому.

Большинство людей творческих, «вольных художников», которых раньше политтехнологи брали на подряд, сейчас сменили место жительства

Все это просчитано изначально. Это реакция на события на Болотной площади. Причем заметьте, как красиво все было подано: к президенту обратились губернаторы, мол, раз в полгода выборы, мы работать не успеваем, все ими занимаемся. Давайте сделаем выборы один раз в год. Граждане устали от выборов и бла-бла-бла. Чем реже выборы, тем выше явка. Населению удобно заниматься выборами после летнего отдыха: есть время подумать. Ха!

Закрытие нескольких крупных сайтов в Ульяновске — это тоже подготовка к выборам. Пока народ на летнем отдыхе, на нем экспериментируют. Те действия, которые не вызовут протестных настроений и не выведут людей на улицы, будут применяться, когда будет необходимо. Сначала осенью, потом постоянно. Власть прощупывает рычаги давления на народ. После Болотной площади народные волнения — единственное, чего нельзя допустить. Со всем остальным можно справиться.

Чтобы вывести народ на улицы, нужны лидеры. А где они?

Вы же первыми написали о том, что Леонид Волков уезжает жить за границу. Сами-то как считаете, его вынудили уехать? Конечно, вынудили. Даже если не напрямую, то как минимум системным противостоянием. А без таких «фаер-стартеров» гражданская активность — единственное, чего боится власть, — в будущем сойдет на нет.

Мы позаимствовали из тюремной практики термин «первоход». Это человек, который идет на выборы впервые. Он тщательно следит за работой пиарщика, которого нанял. Зарубает большое количество идей, которые ему кажутся обманом. Он хочет быть честным, в то время как мы погружаем его в мир подтасовки фактов. Но начиная со вторых выборов у каждого это проходит. Есть люди, у которых избирательный стаж исчисляется не одним десятком лет — те вообще не лезут в дела своих пиарщиков.

Все было обставлено очень красиво, как будто это губернаторы попросили Москву сделать выборы реже

Если ты противник мэрии, твои темы — ЖКХ и Тунгусов. Отрабатывай их — и не прогадаешь. Одни — козлы, ничего не делают и воруют деньги. Второй — владеет всем и манипулирует всеми, в том числе и первыми. Не стесняйся смешивать разные ингредиенты, в том числе несочетающиеся. В конце концов на политическом горизонте все так или иначе знакомы. А уж рассказать, что получается на почве таких знакомств, — твоя творческая задача. Сами политики называют это грязью, но мы веселимся от души.

Специалисты, работающие на выборах, действительно классные. Райтеры могут в двух разных статьях так скомпоновать одни и те же факты, что после прочтения одной вы будете за красных, а после другой — за белых. При условиях кадрового голода они тоже одновременно работают в разных предвыборных проектах. Часто в противоборствующих. Мастера фотошопа представят вам такие доказательства, которым сами герои поверят.

Кандидат с многолетним избирательным стажем никогда не лезет в дела своих пиарщиков

Мы ближе к народу, чем любая другая профессия. Наши люди больше всех общаются с реальными горожанами, регулярно исследуя настроения и мнения по самым различным вопросам. Даже если мы схалявили и опросили 100 человек со всего микрорайона, это все равно самый большой и честный результат, чем у любой другой профессии. Ведь от того, какой результат мы получим, напрямую будет зависеть, что мы будем рассказывать людям.

Каждый пиарщик ненавидит себя за ту профессию, которую он выбрал. Каждый без исключения. Самый мягкий вариант — когда человек просто не уверен в том, что он сделал правильный выбор. И он сомневается, сомневается, но не меняет деятельности. Потому что деньги большие, а отсутствие необходимости сидеть в офисе дает эффект мнимой свободы, от которой тоже сложно отказаться. Типа ты такой «вольный художник». Как же!

Иллюстрации — кадры из мультфильма «Замок лгунов» (Союзмультфильм, 1983 год)