Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Смертельные вирусы. Паника. Давка. Один день с бригадой скорой помощи

4 января 2017, 15:00
Смертельные вирусы. Паника. Давка. Один день с бригадой скорой помощи
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU
В новогодние каникулы редакция 66.ru публикует лучшие тексты прошедшего года: самые резонансные, самые внезапные, самые интересные, самые подробные и вдумчивые, самые-самые.

Самая большая нагрузка во время эпидемии приходится на выездные бригады. За сутки они отрабатывают более 3 тысяч вызовов. Только во время нашего дежурства скорые Екатеринбурга госпитализировали 90 человек. Из них 70 был поставлен диагноз «пневмония». Мы описали три самых типичных, на наш взгляд, вызова во время эпидемии. В качестве бонуса сотрудники скорой помощи отвечают на самые популярные вопросы и упреки своих пациентов.

Екатеринбург побил рекорд десятилетней давности по заболеваемости гриппом. Пик эпидемии пришелся на конец января: в уральской столице зарегистрировали 24 684 больных, в 79% случаев у обследованных пациентов обнаружили H1N1 (свиной грипп). От этого вируса уже скончались три человека. Сегодня медики говорят о спаде заболеваемости на 24% — в основном за счет детей, которые вторую неделю сидят по домам на карантине.

Зато взрослые продолжают тяжело болеть. За последнюю неделю врачи зарегистрировали 18 800 больных ОРВИ и гриппом (из них 10 300 взрослых). Более 80% госпитализированных — с диагнозом «пневмония». Всего на сегодняшний день в стационарах города находятся 976 больных: 540 с пневмонией, 376 с ОРВИ и 60 с гриппом. Количество тяжелых больных сократилось с 27 до 15. Из них 5 человек находятся на искусственной вентиляции легких.

В этом году во время эпидемии количество вызовов скорой помощи увеличилось в 2–2,5 раза. Ежедневно в диспетчерскую поступает больше 3 тысяч звонков (в прошлом году во время эпидемии было от 1600 до 1800). За сутки скорая отвозит в больницы сотни пациентов с подозрением на грипп и пневмонию.

Мы отправились на смену вместе с 26-й бригадой скорой помощи, чтобы посмотреть, как выглядит эпидемия глазами тех, кто каждый день находится в тесном контакте с жертвами свиного гриппа. Бригада состоит из двух фельдшеров. Оба — молодые ребята: Илье Гилеву 25 лет, его коллега Сергей Майстренко — на год младше.

Смертельные вирусы. Паника. Давка. Один день с бригадой скорой помощи

Родственники больных, увидев молодых медиков, удивляются: «Вы что, студенты? Зачем приехали? А врач где?!» «Да нет, уже отучились!» — коротко сообщают фельдшеры и отправляются в комнату к пациенту. Разговоры не по делу на скорой вообще не любят — на это нет времени. Пока один фельдшер осматривает больного, другой заполняет документы. Всё четко, быстро, как учили в медицинском вузе. Их уверенность быстро передается пациентам. «Иной фельдшер ставит диагноз даже лучше, чем врач», — говорят родственники, наблюдая из-за дверей за работой медиков. «Всё же от человека зависит. Если он хочет, он будет спрашивать, интересоваться — и быстро научится», — соглашаются больные.

Смертельные вирусы. Паника. Давка. Один день с бригадой скорой помощи

Из средств защиты во время эпидемии на скорой используют только оксолиновую мазь и медицинские маски. Никаких обследований перед тем, как выпустить бригаду на смену, на подстанции не проводят. Исключение составляет водитель, у которого всегда измеряется давление — вне зависимости от того, есть эпидемия или нет. Зато в каждой машине теперь стоит прибор со специальными лампами, излучение которых убивает возбудителей вируса.

За день со скорой мы видели и тяжелобольных, и просто пожилых людей, которые вызывают бригаду, чтобы фельдшер измерил им давление и сказал, что беспокоиться не о чем. Тех, кто при легком недомогании звонит в скорую, потому что боится заразиться гриппом в поликлинике, и тех, кто отказывается от госпитализации даже после того, как фельдшеры ставят предварительный диагноз «инфекционная пневмония».

Смертельные вирусы. Паника. Давка. Один день с бригадой скорой помощи

Мы выбрали три самых типичных, на наш взгляд, случая, с которыми приходится работать скорой во время эпидемии гриппа. В качестве бонуса предлагаем прочитать комментарии сотрудников скорой, в которых они честно и аргументированно отвечают на популярные вопросы и упреки со стороны своих пациентов.

Смертельные вирусы. Паника. Давка. Один день с бригадой скорой помощи

Паника

Вызов: частный дом на улице Шекспира. Мальчик лет шести, жалобы на сильные боли в животе. Уже через десять минут оказываемся в цыганском поселке. Двери дома распахнуты настежь, в коридор задувает хлопья снега. Больной лежит на диване в гостиной. Над ним — фотография всей его семьи: улыбающиеся женщины в длинных цветастых юбках и мужчины стоят на фоне Эйфелевой башни. Резкие контуры выдают фотошоп. Увидев фельдшеров, мальчик привстает и протягивает им медицинский полис в вытянутой руке.

— Играл в чулане, наткнулся на палку. Еще три дня назад. Температура у него была! — с порога заявляет цыганка, мать мальчика. Женщина прикрывает дверь в соседнюю комнату, из которой доносятся детские визги. За стеной — целый детский сад.
— Сколько? — интересуется фельдшер.
— Дак не знаю, не было градусника!
Фельдшер осматривает мальчика, дает ему указания («Подними ногу... дыши нормально, как обычно дышишь»). Ребенок вопросительно смотрит на мать. Она переводит просьбы фельдшера — на родном языке понятнее.
— На свиной грипп не похоже? Из-за гриппа ведь тоже живот болит? — интересуется бабушка. Беспокойство родственников понятно: заболеет один ребенок — заболеют и все остальные.
— Гриппа точно нет, — говорит фельдшер. — Может быть разрыв кишечника из-за травмы. Надо ехать в больницу!
— Ну улучшилось сейчас состояние по гриппу-то или нет? — медиков обступают другие члены семьи, в коридоре уже толпятся соседи. Цыгане прибежали справиться о здоровье мальчика, а заодно узнать, кого приехали снимать журналисты.
— Нет, не улучшилось, — коротко замечает фельдшер и начинает собираться. Мальчика увозят в «девятку».

Вызывать бригаду, чтобы узнать, нет ли у вас свиного гриппа, бесполезно. Врачи скорой помощи не ставят диагноз — для этого вам придется ехать в больницу. После визуального осмотра, как правило, врачу становится ясно, что у вас — грипп или ОРВИ. Тяжелобольным пациентам предлагают провести специальные исследования (метод полимеразной цепной реакции), которые помогут исключить свиной грипп. Результаты становятся известны уже на следующий день. Эффективных скрининговых тестов, помогающих определить вид гриппа, на сегодняшний день не существует. Полоски часто дают ложноположительный результат.

Сотрудники скорой рассказывают, что во время эпидемии увеличилось количество вызовов «просто с температурой». Медики советуют не идти в поликлинику, чтобы не распространять инфекцию, а вызвать на дом участкового врача. Исключение составляют только дети первого года жизни. «Количество инфарктов и инсультов во время эпидемии увеличивается, а вот бригад больше не становится. Если у вас невысокая температура и вы вызываете скорую просто, чтобы спросить, не свиной ли это грипп, не исключено, что из-за вас человек с действительно тяжелым заболеванием будет дольше ждать бригаду», — говорят в скорой.

Смертельные вирусы. Паника. Давка. Один день с бригадой скорой помощи

Давка

Вызов: высотка на 8 Марта. Женщина лет сорока жалуется на боли в животе и понос.
В подъезде нас встречает консьержка. Дверь в квартиру открывает молодая женщина с грудным ребенком на руках. Проходим в комнату. Больная лежит на кровати, щеки покрыты ярким румянцем. На тумбочке у изголовья в несколько рядов стоят иконы в нарядном обрамлении. Женщина жалуется на высокую температуру (диспетчеру об этом она почему-то не сказала). На градуснике — 38,5. Пациентка признается, что заболела еще несколько дней назад.
— Зачем же ждали так долго? А если бы это вылилось в пневмонию? — строго интересуется фельдшер после осмотра.
— Так вы что думаете, мне же работать нужно было! А в поликлинику… вот дали талон только через четыре дня…
Фельдшер предлагает госпитализацию. Предупреждает, что поставить точный диагноз могут только в больнице. «Скорее всего, грипп, — говорит он. — Но если поставят ОРВИ, то не положат. Инфекционные отделения переполнены. Кладут только с гриппом».
— В какую больницу повезете? — интересуется пациентка, складывая вещи в сумку.
— В 40-ю, — говорит фельдшер. Но после звонка поправляется: — Нет, в 6-ю…

У вас резко поднялась температура? Самое плохое, что вы можете сделать в этой ситуации, — заняться самолечением. Медики напоминают о случае с пожилой пациенткой из Екатеринбурга, скончавшейся от свиного гриппа. Женщина вызвала скорую на пятый день болезни. Она не была привита и обратилась к врачам, только когда начались проблемы с дыханием. Пациентку увезли в больницу, но было слишком поздно: она скончалась в реанимации через 18 часов.

Еще одна проблема, с которой столкнулись медики во время эпидемии, — дефицит коек в инфекционных отделениях. С прошлой недели в стационар ГКБ №40 перестали принимать больных гриппом — свободных мест просто нет. Теперь больных отвозят в 1-ю, 6-ю и 23-ю больницы. Маленьких пациентов по-прежнему везут в «девятку». В Управлении здравоохранения приняли решение установить 330 дополнительных коек. В некоторых больницах под нужды инфекционного перепрофилировали другие отделения.

Смертельные вирусы. Паника. Давка. Один день с бригадой скорой помощи

Смертельные вирусы

Вызов: многоэтажный дом на Мамина-Сибиряка. Мужчина лет 45, температура, сильная головная боль.

Дом находим сразу. На дверях подъезда домофон. Набираем номер нужной квартиры — в ответ короткие гудки. Отключен. Фельдшер звонит соседям — никто не подходит. Бригада связывается по рации с диспетчером. Обычно пациент оставляет обратный номер, но в этом случае почему-то телефона нет. Так проходит минут десять…

— 58 нажмите, открою! — кричит сосед со второго этажа. Оказывается, все это время он наблюдал за сценой с балкона. В темноте можно различить огонек затухающей сигареты.

В квартире нас встречает невысокая женщина, извиняется с порога: «Вы уж не удивляйтесь, у нас ремонт…» В просторных комнатах грязь, на стенах — оборванные обои, старые одеяла валяются посреди гостиной. В углу — низкая кушетка. На ней пациент — мужчина с тяжелым, небритым лицом. Фельдшер с ходу оценивает ситуацию, задает контрольный вопрос:
— Алкоголь когда в последний раз принимали?
— 7 января, так Рождество когда было, — зачем-то врет мужчина.
— Сами знаете, что пить вам нежелательно, — замечает фельдшер.
— Ну разумеется! — улыбается пациент.
— Он как выпьет, так через два дня припадок. Эпилептик он! — поясняет жена и рассказывает историю болезни. — Была травма головы. Через парк Энгельса шел ночью, избили. Нашел его мужчина, неподвижного. Вызвал скорую… На днях выписали из больницы с удовлетворительным диагнозом.
— Скорее всего, в больнице заразились или остудились, — говорит фельдшер после осмотра. И ставит предположительный диагноз: бактериальная пневмония.
— А ты знаешь, где охлаждение получил? Когда тебя мама домой не пускала! Это опять ее проделки, — вставляет жена. — А вы лекарства ему выпишете?
— У меня нет полномочий. Нужно снимок делать. В больницу поедете? — спрашивает фельдшер.
— Да мне даже забирать его не на что. Мы без денег сидим уже несколько дней, — отказывается жена больного. После уговоров все-таки принимает решение сдать мужа завтра в поликлинику. — Вообще много случаев свиного гриппа?
— Да какой свиной, что ты говоришь? — отмахивается больной.

Врачи скорой говорят, что вызов без госпитализации — все равно что ложный, и предлагают вводить за него административную ответственность, ведь такие пациенты впустую расходуют дорогостоящий ресурс целой бригады.

Чаще всего пациенты отказываются от госпитализации, потому что считают, что в ближайшей больнице им не смогут оказать квалифицированную помощь. «Там у меня муж умер, я туда не поеду!» Просят отвезти их в какую-нибудь другую больницу, в соседнем районе, или даже в частную клинику. «Сын договорился, меня ждут в другой больнице!» Здесь важно понимать, что скорая не такси, бригада отвозит пациента в ту больницу, которая обслуживает микрорайон по месту вызова. Больницу определяет бюро госпитализации.

Если раньше врачам приходилось подолгу уговаривать больных ехать в больницу, то сейчас, во время эпидемии, ситуация изменилась. Жители города признаются, что настолько напуганы свиным гриппом, что готовы мчаться в стационар по первому зову фельдшера. За время нашего дежурства ехать в больницу отказался только один пациент.

Фото; Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU