Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

ФАС России проверит законность повышения цен на авиабилеты

7 сентября 2010, 14:06
Новости партнеров
По предположению антимонопольщиков, авиаперевозчики могут завышать тарифы из-за малой загрузки самолетов.

Федеральная антимонопольная служба считает, что поддержание высоких тарифов на авиаперевозки происходит при неполной загрузке воздушных судов. «У авиакомпаний имеется большой набор тарифных планов, но при этом потребителям неясна взаимосвязь уровня тарифов и оказываемых услуг — процедуры, как формирования, так и применения тарифов непрозрачны, — констатируют в ФАС. — А система продаж билетов, реализуемых авиакомпаниями даже при неполной загрузке рейса, не обеспечивает приемлемого для пассажиров снижения тарифов».

Сами авиаперевозчики ссылаются на то, что наибольшее воздействие на формирование цены перевозки оказывает стоимость авиатоплива. Однако за последние два года цены на авиатопливо, согласно официальной статистике, только снижались. На стоимости авиабилетов, однако, это никак не отразилось.

Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя ФАС России:
— В 2008-2010 годах в целях улучшения ситуации ФАС России и ее территориальные органы возбудили более 80 дел о нарушении антимонопольного законодательства на рынках авиатоплива и услуг по авиатопливообеспечению. В результате принятых мер, а также вследствие изменения конъюнктуры рынка, цены на авиатопливо в разных аэропортах Российской Федерации снизились в 1,5 раза по сравнению с максимумом в период кризиса. По причине снижения цен на топливо и вследствие модернизации авиапарка доля авиатоплива в затратах авиакомпаний снизилась с 40-45% до 24%. Однако это не привело к снижению цен на авиабилеты.

Высокая стоимость билетов, по мнению экспертов ФАС, обусловлена недостаточным развитием конкуренции, прежде всего на региональных и на местных маршрутах. Слабо развита сеть региональных и местных аэропортов. Вместе с тем, в стандартной практике выход на воздушную линию нового перевозчика заставляет участников рынка поделиться лакомым куском прибыли и приводит к снижению тарифа в среднем до 30%. Но статистика показывает абсолютно противоположные тенденции: антимонопольной службой было выявлено 380 маршрутов, на которых в период с сентября 2008 года по июнь 2010 года тариф эконом-класса вырос на 30%, а иной раз и на 300% и более.

В связи с этим федеральное ведомство уже поручило своим территориальным управлениям провести проверку обоснованности тарифов авиакомпаний на маршрутах, на которых выявлен рост тарифов.

В регионах России пока предпосылок для развития конкуренции и, как следствие, удешевления авиаперевозок не предвидится: сегодня около 90% маршрутов перевозок по внутренним воздушным линиям обслуживаются только одним или двумя авиаперевозчиками. Говорить о какой бы то ни было конкуренции в такой ситуации весьма сложно.