9 августа 2010, 12:50

Выбор редакции

Контрольная закупка, обыски и уголовное дело: полицейские объявили войну смотрителям городских кладбищ
«Случайные связи и укус комара»: что на самом деле знают о ВИЧ подростки из Екатеринбурга
Хранители мемориала Романовых протестуют против непостроенного храма на воде

Залоговые автомобили придётся регистрировать

Таким образом Генпрокуратура и банкиры решили бороться с мошенниками, продающими залоговые автомобили.

Сегодня вопрос госрегистрации транспортных средств, которые являются залогом по кредиту, законодательно не решен: нет нормы закона, однозначно предписывающей необходимость регистрации. у банков возникает целый ряд проблем с автомобилями, которые оказываются в залоге. Так, например, в Волгограде областной суд признал договоры залога транспортных средств недействительными вследствие того, что автомобили не прошли предусмотренную законодательством государственную регистрацию.

«Таким образом, кредитные организации оказались в крайне затруднительной ситуации, когда органы ГИБДД МВД России отказывают в государственной регистрации залога транспортных средств, а суды в этом случае признают соответствующие договоры залога недействительными», — объясняет президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.

Проблемы касались как банков, поскольку одно транспортное средство могло оказаться в залоге у нескольких кредитных организаций, так и обычных россиян, поскольку есть риск приобрести залоговый автомобиль, а после лишиться покупки по решению суда. Почему так происходит и чем грозит законодательный пробел, 66.ru объяснили в банке ВТБ24.

Андрей Бочаров, пресс-секретарь ВТБ24 по Уральскому федеральному округу:
— Не секрет, что на рынке случается так, что добросовестный покупатель не знает о приобретении залогового автомобиля. В первую очередь, это касается подержанных автомобилей. В случае покупки автомобиля через автосалон или у официальных дилеров, шансы попасть в проблемную ситуацию минимальны — дилеры несут ответственность за «чистоту» сделки. А вот если автомобиль продается «с рук», проверка автомобиля ложится полностью на плечи покупателя. Необходимо самостоятельно выяснить наличие криминального прошлого автомобиля, но стопроцентной гарантии при этом естественно не будет. Выяснить, находится ли автомобиль в залоге, вообще не представляется возможным, т. к. единой базы залогового движимого имущества в России нет. А потому человек может, сам того не зная, приобрести залоговый автомобиль, и впоследствии лишиться его по решению суда. Единственный выход — установить законом обязательную систему регистрации договоров залога автотранспорта, и тогда такое мошенничество станет невозможным. До этого момента возможный способ подстраховаться при покупке автомобиля «с рук» или у сомнительного дилера — предусмотреть жесткие штрафные санкции за передачу продавцом имущества с обременением. Этот вариант не позволит соблюсти в полной мере имущественный интерес приобретателя, но даст покупателю возможность получить адекватную денежную компенсацию своих нарушенных интересов.

Еще одна причина возникновения проблемных ситуаций в том, что не все банки оставляют у себя ПТС в залоге. По условиям договора, заемщик после постановки на учет залогового автомобиля обязан в течение определенного срока (обычно не более 10 дней) предоставить ПТС в банк. «Однако из-за отсутствия штрафных санкций или каких-то других мер со стороны банка, не все заемщики выполняют это требование», — признаются банкиры. Это приводит к тому, что заемщик может перепродать автомобиль по этим документам повторно. Более того, мошенник может легко восстановить ПТС, который находится в банке, заявив об его утере в ГИБДД. А потому продажа автомобиля по дубликату ПТС должна быть сигналом опасности для покупателя, — предупреждают работники банков.

В Генпрокуратуре признали законодательный пробел и приступили к действиям.

Игорь Камынин, начальник отдела управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе:
— С целью восполнения пробелов в законодательстве и предотвращения мошенничества на рынке автомобильного кредитования Генеральной прокуратурой Российской Федерации 12.02.2010 Председателю Правительства Российской Федерации была направлена информация с предложением поручить Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации разработать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок регистрации залога транспортных средств, ведения соответствующего реестра, а также наделяющие органы Госавтоинспекции полномочиями по осуществлению необходимых юридически значимых действий.

Как отмечают в прокуратуре Министерством финансов уже разработан проект закона «О регистрации уведомлений о залоге или об ином обременении движимого имущества». В пятницу появилась информация о том, что регистрировать залоговые автомобили нужно будет через Федеральное бюро кредитных историй.

Мария Демидова
экономический обозреватель 66.ru