21 июля 2010, 17:00

Выбор редакции

Администрация Екатеринбурга призналась, что не может решить проблему записи детей в школу по фиктивной прописке
Как не стоять в очередях всю ночь и записать ребенка в 1-й класс: пошаговая инструкция Портала 66.ru
«Активные льготники» заплатят за нищих транспортников: почему проездной по «Е-карте» подорожал вдвое

Самолеты и поезда «делят» пассажиров

Пилоты бьют тревогу и говорят об ужасающем состоянии отечественного авиапрома, но пассажиры все чаще поездам предпочитают самолеты.

Сегодня пилоты крупнейшей российской авиакомпании обратились через «Московский Комсомолец» к пассажирам. Пожалуй, ни одно СМИ не обошлось сегодня без цитат о том, что ситуация с безопасностью пассажирских авиаперевозок и с состоянием российского авиапрома дошла до критической черты. Но несмотря на подобные заявления, российские пассажиры практически в равной степени доверяют как самолетам, так и поездам, и автомобилям.

Согласно данным Исследования 66.ru, самым распространенным видом транспорта продолжает оставаться железнодорожный (42%). Впрочем, авиатранспорт уступает поездам совсем незначительно — летать самолетами предпочитают 38% екатеринбуржцев. Далее в рейтинге по популярности идут поездки на собственном автомобиле (35%), с оговоркой, что «расстояния должны позволять».

Взлет спроса

В качестве главных критериев выбора вида транспорта для екатеринбуржцев выступает приемлемая стоимость (49%), экономия времени (44%), комфортабельность (40%) и лишь потом безопасность (31%).

Видимо, именно этим обусловлена нарастающая популярность авиаперелетов. Причем, рост пассажиропотока фиксируют не только низкобюджетные, но и классические авиаперевозчики. Так, «Уральские авиалинии» за первое полугодие 2010 года увеличили пассажиропоток на 34%. А в целом в екатеринбургском аэропорту «Кольцово» за пять месяцев было обслужено 921 847 пассажиров, что более чем на 30% превышает прошлогодний показатель.

Впрочем, пока подавляющее большинство екатеринбуржцев выбирают «классических» авиаперевозчиков и лишь треть останавливают свой выбор на бюджетных авиакомпаниях. Хотя, низкобюджетные авиаперевозчики и не намерены делить рынок с коллегами, их сегмент — пассажиры, которые раньше не летали самолетом вовсе.

Владимир Горбунов, генеральный директор ООО «Авианова»:
— Доля пассажиров, которые пришли к нам из других авиакомпаний — абсолютно ничтожна. Это говорит о том, что мы, действительно, выходим на совершенно другой сегмент аудитории. За все время нашей работы ни одна из авиакомпаний не говорила о том, что фиксирует убытки из-за перетока пассажиров к нам. А все потому, что к нам приходит тот пассажир, который раньше просто сидел дома. Также мы рассчитываем на тех людей, кто ранее предпочитал путешествовать поездом или на машине.

Рост как по рельсам

Как ни удивительно, но последние отчеты железнодорожников, также говорят о возрастающем спросе, и даже выход на рынок еще одного низкобюджетного авиаперевозчика не испортил отчетности о пассажироперевозках. Так, в Уральском филиале «Федеральной пассажирской компании» (дочернее предприятие ОАО «РЖД») за шесть месяцев 2010 года было оформлено около 6 млн железнодорожных билетов на поезда дальнего следования. Однако в РЖД все равно не видят признаков беспокоиться из-за возможного оттока пассажиров к авиаторам.

Юлия Байкова, помощник начальника Уральского филиала «Федеральной пассажирской компании»:
— Да, конкуренция присутствует, но железнодорожный транспорт при этом, остается лидером в своем сегменте. В настоящее время основная конкуренция между воздушным и железнодорожным транспортом разворачивается на маршрутах с дальностью поездки от 500 км до 2000 км. Однако существуют такие направления, по которым поезда занимают ведущее положение — это Украина и юг России (Черноморское побережье).

Ценовая конкуренция

В ценовой конкуренции пока побеждают авиаперевозчики-дискаунтеры. Их тарифы на 30-35% ниже среднерыночного предложения. Да и стоимость авиабилета с ценно билета на поезд, зачастую, в сравнение не идет. До Москвы самолетом можно долететь за два часа, заплатив менее 1 тысячи рублей (базовый тариф одной из авиакомпаний — 250 рублей, стоимость билета изменяется в зависимости от даты бронирования и набора услуг: питание, страховка и т. п.). Тот же путь только на поезде обойдется не менее чем в 2,5 тысячи рублей (Поезд «Урал», плацкарт) и займет 26 часов. При этом, глобальных перспектив снижения стоимости ж/д перевозок пока нет. Есть лишь возможность периодически проводить акции и предоставлять сезонные скидки.

Юлия Байкова, помощник начальника Уральского филиала «Федеральной пассажирской компании»:
— На сегодняшний день полным ходом идет реформа компании ОАО «РЖД». Весь процесс модернизации направлен на улучшение качества, внедрения новых технологий, повышения комфорта и гибкости. В том числе и в вопросах стоимости билетов. Федеральная пассажирская компания регулярно снижает стоимость проездных документов за счет предоставления многочисленных скидок и акций для пассажиров. На сегодняшний день скидки распространяются на самые популярные направления — Черноморское побережье, Москва и Санкт-Петербург.

Впрочем, эксперты сходятся в том, что всегда останутся явные приверженцы поездов и неизменные любители самолетов.

Мария Демидова
экономический обозреватель портала 66.ru