В 2011 г. в России возросло число граждан, которые относят себя к «среднему классу». Об этом говорят сведения опроса экспертов Аналитического центра Юрия Левады (Левада-Центр). Аналитики задали вопрос 1600 россиянам: «К какой из следующих групп населения вы могли бы отнести себя скорее всего?».
Больше половины (53%) сообщили, что им «денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования является проблемой». Это говорит о количественном росте данного сегмента населения, ведь в феврале 2011 года по итогам аналогичного опроса к среднему классу относили себя только 50% населения.
Количество тех, кому «на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает серьезные затруднения», уменьшилось с 25 до 24%. Прежним осталось число тех россиян, которые без труда покупают вещи длительного пользования. Таких и сейчас и в начале года оказалось 17%.
В данном исследовании Левада-Центр спросили у респондентов: к какому из следующих социальных слоев они отнесли себя и свою семью? 46% ответивших сказали, что они считают себя «средней частью среднего слоя». К «нижней части среднего слоя» отнесли себя 37%, а к высшему менее 1%.
Специалисты банка «Кольцо Урала» считают, что увеличение «среднего класса» — это прямое свидетельство роста экономики: увеличения зарплат и социальных пособий, а также повышение финансовой грамотности населения. На эффективность расходования семейного бюджета повлияли потребительские кредиты, которые являются эффективным механизмом покупки дорогостоящей вещи.