Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Государство закрутит банкам гайки

31 мая 2011, 11:13
По мнению экспертов, существенное усиление регулирования — это плата банковского сообщества за тех банкиров, которые вели себя недостойно.

По мнению первого зампреда Центробанка Геннадия Меликьяна, надо идентифицировать все банковские риски.

Геннадий Меликьян, первый зампред Центробанка:

— В банковской сфере назрела необходимость внедрения более консервативных подходов к их оценке. Это затруднит построение схем, которые позволяют кредитным организациям скрывать существующее положение дел.

Эксперты отмечают, что нововведения ЦБ являются результатом анализа причин кризиса 2008 года. Начальник управления риск-менеджмента Меткомбанка Андрей Кулигин говорит, что ЦБ стал уделять особое внимание кредитованию «связанных сторон», пытается в документах реализовать так называемое «противофазное управление рисками», то есть создавать повышенные резервы в спокойные времена, чтобы иметь возможность их распускать в кризис для поддержки ликвидности банковской системы.

Андрей Кулигин, начальник управления риск-менеджмента Меткомбанка:

— Сейчас на сайте Банка России в режиме предварительного обсуждения размещена инструкция по резервированию активов в виде имущества, которое досталось банкам по залогу невозвратных кредитов. Введение инструкции планируется с января 2012 года. Также на сайте ЦБ размещен проект «Инструкции 110-И», который предполагает постепенное внедрение новых требований к банкам.

Центробанку следует уделять повышенное внимание не нормативам банков, не тому, как их соблюдают кредитные организации, а личностям банковских руководителей, уверен Виктор Четвериков, гендиректор Национального рейтингового агентства.

Виктор Четвериков, гендиректор Национального рейтингового агентства:

— Неплохо было бы хотя бы ввести аттестацию менеджмента банковских структур, а то сейчас с ЦБ согласовываются лишь кандидаты на должности первого лица банка и главного бухгалтера, в некоторых крупных банках — первого зампреда.

По словам Четверикова, в «черные списки» Центробанка попадают лишь те люди, о неблаговидном поведении которых давно известно рынку. В качестве иллюстрации он приводит пример Матвея Урина, который начинал с банка, у которого был громадный объем операций по обналичиванию денег. «В итоге у того банка давно отозвана лицензия, а Урин продолжал заниматься банковским бизнесом и подвел под банкротство еще семь банков», — вспоминает Виктор Четвериков.

Директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов, что «черный список» банкиров Центробанк пополняет регулярно: так, с начала года в него попали 195 человек (а всего в нем — 3231 фамилия). В 2011 году ЦБ РФ включил в этот список тех руководителей банков и членов их советов директоров, у которых были отозваны лицензии.

Регулятор вынужден «закручивать гайки», признает Кулигин, так как многие вопросы управления рисками должны быть на совести собственников банков.

Директор департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексей Симановский предупредил, что в перспективе государство перестанет открывать зонтик над банками, которые попали в сложное положение. На Западе, сказал он, уже отказываются от принципа too big to fail («слишком большой, чтобы пасть») — то есть если банк не справляется, то он уходит с рынка, пишет bfm.ru.

Виктор Четвериков, гендиректор Национального рейтингового агентства:

— У нас в стране работает система универсальных банков, когда в одном юридическом лице находятся и средства клиентов, в том числе и вкладчиков, и проводятся операции по вложению средств этих же клиентов в ценные бумаги. Поэтому когда фондовый рынок осенью 2008 года упал, государство помогло банкам закрыть убытки по ценным бумагам — чтобы не пострадали расчеты в экономике и клиенты. И эта ситуация будет длиться пока ЦБ не признает, что финансовые организации и их лицензии надо разделить по видам их деятельности.