Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Рекламу печатали на принтере, а ипотеки боялись сами»: банкиры рассказали, как им жилось на заре нулевых

28 сентября 2016, 09:00
Главные изменения в банковской системе за последние 15 лет Портал 66.ru изучил вместе с банковскими топ-менеджерами.

В это сложно поверить, но в начале двухтысячных банков в России было почти вдвое больше, курс доллара — вдвое ниже, а объемы кредитов и депозитов всей банковской системы были сравнимы с нынешними показателями одного игрока. Банки брали комиссии за выдачу кредитов и не только, государство никак не гарантировало сохранность сбережений населения, а привычных сегодня систем онлайн-банкинга практически не существовало. Таким банковское сообщество вошло в третье тысячелетие.

ЮниКредит Банк в Екатеринбурге — почти ровесник века: представительство кредитной организации открылось в Екатеринбурге в сентябре 2001 г., спустя пять лет было преобразовано в полноформатный филиал. В двойной юбилей банка мы решили вместе с федеральными и региональными топ-менеджерами вспомнить, как изменились за эти 15 лет продукты и технологии.

Гигантский принтер как символ эволюции

Сергей Васяткин, директор департамента розничных продаж ЮниКредит Банка:

— Начало 2000-х я помню очень хорошо. Это было самое начало моей банковской карьеры. Будучи студентом Кемеровского государственного университета, я подрабатывал охранником в крупном государственном банке и как раз примерно в это время получил небывалое повышение — меня позвали в отдел маркетинга и рекламы. Самым большим впечатлением в первые дни работы на новой должности стал огромный цветной лазерный принтер. Для России в те времена это была суперсовременная техника, позволить себе такое устройство могли только очень крупные компании. Да и те обязаны были зарегистрировать диковинную технику в правоохранительных органах: все боялись, что цветные лазерные принтеры будут использовать для печатания фальшивых денег. Помню, как мы долго осваивали этот модный «гаджет» и потом печатали на нем рекламные листовки для клиентов, сделанные в MicrosoftWord и PowerPoint. С тех пор технологии в банковской сфере шагнули далеко вперед. И касается это, конечно, не только рекламной индустрии.

Стандарты обслуживания клиентов и сервис начала 2000-х сегодня кажется таким же нелепым, как тот самый допотопный принтер. 15 лет назад, чтобы получить элементарную банковскую услугу, нужно было обязательно прийти в отделение, отстоять очередь, иной раз приходилось ждать часами, чтобы пробиться к заветному окошку и подать какое-то заявление. А сейчас лично я к операционистам хожу, только чтобы проверить, как они работают.

Весь сервис, который необходим обычному человеку, уже давно есть в смартфоне. В нем — всё: за три секунды в любое время дня и ночи я могу платеж отправить, разместить или отозвать депозит, оформить и отправить в банк заявку на кредит. Мобильное приложение ЮниКредит Банк запустил всего четыре года назад — в 2012-м, а сегодня представить себе без этого сервиса общение с клиентом вообще невозможно. А ведь когда-то, в начале 2000-х, если вы вспомните, еще и система интернет-банкинга была в зачаточном состоянии. Только вдумайтесь: 10 лет назад крупнейший государственный банк страны не имел интернет-банка. Ни простенького, ни медленного, никакого. То есть вообще никакого: если вам что-то потребовалось от банка, нужно было идти в отделение ногами.

Кстати, у ММБ, как тогда назывался ЮниКредит Банк, интернет-банк 10 лет назад уже был, но пользовались им только самые продвинутые клиенты, да и его возможности нельзя сравнивать с нынешними дистанционными сервисами. Сегодня интернет- и мобильный банк — по-настоящему массовые услуги. Число активных клиентов в нашем мобильном банке только за первое полугодие 2016 г. выросло на 14%. И мы постоянно докручиваем наши дистанционные сервисы: в прошлом месяце, например, сделали возможной оплату квитанций по QR-коду, и у этого нововведения уже появились свои поклонники.

Фото: предоставлены банком