Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Антонио Фаллико: Кризис 2008 года так и не закончился

31 октября 2011, 18:20
интервью
В интервью 66.ru глава представительства группы «Интеза» в России объяснил причины мирового экономического кризиса, а также предложил свой вариант выхода из него.

— Мы переживаем глубокий кризис, который, к сожалению, обусловлен не какими-то конъюнктурными сложностями, а системными проблемами. По сути, он так и не закончился с 2008 года, а, на мой взгляд, даже несколько углубился. По моему мнению, мы не сможем преодолеть этот кризис, если кардинально не изменим свою модель экономического развития.

— Все говорят, что кризис закончится только тогда, когда появится новая экономическая система. А можете ее обрисовать?
— Думаю, что основная проблема сегодня — отсутствие строгих правил игры. Надо перестать поддерживать бумажную экономику, спекуляции на бирже. Необходимо поставить в привилегированное положение реальную экономику. Например, надо делать все для того, чтобы развивать альтернативные источники энергии. Рано или поздно газ и нефть закончатся.

К сожалению, мы продолжаем говорить о новой модели, но я не вижу никакой попытки решить этот вопрос. Например, есть ряд элементарных мер регулирования биржи, которые мы должны были бы принять на уровне Международного валютного фонда, но мы ничего не сделали. Сейчас любой спекулянт может без денег приобрести большое количество акций, а деньги отдать за них только через год.

Надо перестать поддерживать бумажную экономику, спекуляции на бирже. Все внимание — реальной экономике.

— Каким образом можно стимулировать развитие реальной экономики?
— Прежде всего нужно регламентировать игры на бирже. Что происходит сегодня: вы хотите купить акции «Газпрома» на миллиард долларов, но делаете это не на свои деньги, а на заемные. Еще хуже, если вы при этом используете инсайдерскую информацию и ломаете котировки ценных бумаг. Таким образом вы взвинчиваете цены на акции, хотя реальных денег не вкладываете. Я считаю, что необходимо запретить спекуляции на бирже. США находятся в такой плохой ситуации из-за того, что было выдано слишком много кредитов. По сути, деньги рождали деньги. Все это происходило искусственно. Деньги появлялись, а реальные товары — нет.

Классические финансовые инвесторы сейчас предпочитают не вкладывать свои деньги. Если вы заметили, то они сначала покупали золото, но поняли, что это ненадежные инвестиции, а потому перекинули часть денег на нефть и газ. Но в реальную экономику идет слишком малая сумма денег. Помните, как было в 1993 году в России, когда банки не имели ликвидности, а у людей лежали большие суммы под матрасами? И сейчас аналогичная ситуация повторяется на мировом уровне.

— Сейчас основной очаг нестабильности — европейские страны, которые никак не могут решить свои долговые проблемы. Что делать с этим?
— Общий долг европейских стран, который они должны погасить в ближайшие три года, составляет приблизительно 1,5 трлн евро. Без нового «Плана Маршалла» мы не решим никаких вопросов, а потому через три года будем иметь те же самые проблемы, что и сегодня. Все мы должны думать о том, какую новую модель развития необходимо предложить. Та модель, которая появилась после Второй мировой войны, больше не работает.

Европе необходим новый «План Маршалла». Та модель, которая появилась после Второй мировой войны, больше не работает.

— «План Маршалла» был предложен Европе американским госсекретарем. Значит ли, что и сейчас правительство США должно выдвинуть некий новый план?
— Мы говорим «План Маршалла» в том смысле, что экономике необходимо масштабное развитие и финансовые интервенции. Понятно, что мы не ждем ничего подобного из Америки. Понимаете, США никогда не смогут отдать свои долги. Через несколько лет может случиться реструктуризация — в результате держатели облигаций смогут получить 20-30% максимум. Свои огромные долги они никогда не смогут вернуть. Именно поэтому мы не ждем «Плана Маршалла» от США, его должна предложить Европа.

— Сейчас большинство экспертов говорят о положении в Греции. Но ведь и в Италии ситуация далека от идеальной?
— Понимаете, в Греции в любом случае будет объявлен дефолт. Рано или поздно. Совсем другая ситуация в Италии. У нас государственные долги составляют 112% ВВП (около 2 трлн долларов). Их на 60% держат заграничные структуры. Но в то же время сбережения физических лиц и фирм в Италии превышают их. Именно поэтому нельзя говорить, что у нас точно такая же ситуация, как в Греции. Думаю, что во многих проблемах виноваты спекулятивные институты. У нас есть все возможности для развития.

От атак спекулянтов страдают не только страны, но и отдельные крупные финансовые институты. Например, крупные банки, которые имеют собственный капитал 65 млрд евро и выдали кредитов на триллион евро, на бирже имеют капитализацию в 15 млрд евро. Это нонсенс. Это паника, которую подогревают спекулятивные институты. Именно поэтому мы считаем, что надо сохранять холодную голову, нужно пережить этот тяжелый момент.

США никогда не смогут вернуть свои огромные долги. В лучшем случае речь может идти о 20-30%.

— По некоторым данным, около 40% немцев хотят вернуть марку. А итальянцы желают вернуть свою валюту?
— Действительно, 40% немцев с удовольствием вернулись бы к марке. Но в то же время и большая часть греков не прочь вернуться в драхмам. Они не понимают, что им без евро не выжить. В Италии большинство населения умные, а потому не думаю, что они хотят возвращения лиры.

— Банки сейчас очень активно рекламируют кредиты. Стоит ли сейчас их брать?
— Я думаю, что на Урале ситуация не такая плохая, как в Греции. Здесь большинство населения имеют работу, а потому есть возможность позволять себе некие излишества.

К сожалению, будет продолжаться война валют. Я считаю большой ошибкой, когда граждане на волне паники начинают конвертировать свои рублевые сбережения в валютные. Рубль рано или поздно станет солидной региональной валютой. Я бы советовал 40% своей зарплаты сберегать. Я бы хранил 60% в рублях, 30% в евро, остальное в долларах.