Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В России перезапустили почти все автозаводы. Но отмечать это событие надо по-прежнему, не чокаясь

26 декабря 2023, 15:49
В России перезапустили почти все автозаводы. Но отмечать это событие надо по-прежнему, не чокаясь
Фото: архив 66.RU
История с перевозрождением автосборочных предприятий напоминает фабулу «Кладбища домашних животных»: мертвые вроде и оживают, но на себя прежних не похожи.

Предыстория и контекст: за минувшие четверть века в РФ силами западных партнеров был выстроен крупнейший автопром Восточной Европы с потенциалом выпуска 3 млн шт. высокотехнологичной продукции. Турция, для сравнения, — это мощности на ~1,5 млн штук, Чехия — 1 млн.

Только прямыми налогами предприятия давали в бюджет ~600 млрд ежегодно, каждый выпущенный автомобиль по цепочке генерил 5 рабочих мест. В 2022-м это все в одночасье кончилось, производственные мощности на 3 млн штук встали мертвым грузом. На излете 2023-го можно оценивать, как проблема разрулилась.

Коллеги из «Ъ» насчитали, что из 22 заводов перезапущена половина. Звучит красиво. По факту — в каждом перезапуске нюанс таких размеров, что вы удивитесь.

Нижний Новгород, Volkswagen-Skoda

  • статус: всё

С 2012-го по 2022-й на мощностях ГАЗа собирались кроссоверы, седаны и лифтбеки немецко-чешских брендов. Все началось с Yeti и Octavia, продолжилось Jetta. В 2017-м случился забавный казус: РФ вырвалась в лидеры по экспорту «Шкод» в… Чехию. Удивились даже высокие чешские чины, грозились в ответ завалить Тулу пряниками.

В России перезапустили почти все автозаводы. Но отмечать это событие надо по-прежнему, не чокаясь
Фото: фирмы-производителя

Рекорды-2017: с конвейера завода «Группы ГАЗ» в Нижнем сошел 200-тысячный автомобиль. Юбилейной моделью стала Skoda Octavia Style 1,8 TSI (180 л. с.) в цвете Platinum Grey.

После 2017-го завод продолжал работать на полную, модельную гамму обновили кроссоверами Kodiaq, Karoq и лифтбеком Octavia нового поколения. Jetta от Volkswagen почему-то ушла в историю: немцы решили сосредоточиться на более хайповом (и маржинальном) сегменте SUV. Так в 2021-м мир увидел Volkswagen Taos — близнеца Karoq.

После ухода Volkswagen из России площадка в Нижнем прекратила свое существование. В ближайшем будущем там будут собирать какое-то китайское с шильдиком «Wolga».

Калуга, Volkswagen-Skoda

  • статус: как бы не всё

Активы немецкого концерна вроде бы не национализированы, а проданы частному инвестору — некое «ООО АГР», связанное с дилерским гигантом «Авилон». Производство как бы возобновляют. По информации авторитетного ТГ-канала «Русский автомобиль», какое-то время на мощностях предприятия будут собирать Chery Tiggo 7 Pro Max: «Первые экземпляры соберут «совсем вручную», так как еще не все оборудование закупили» ©

Поражает и размах затеи: первая партия — 120 машин, если пойдет — тиражи начнут удваиваться: 240, 480 шт… Концерн Volkswagen для сравнения на той же площадке в кризисном карантинном 2020-м произвел 124 000 автомобилей. И не «голыми руками», а по полному циклу — со сваркой и окраской кузова. Еще и моторы производились здесь же по соседству.

Зачем эта имитация? Возможно, дело в том, что министр Мантуров публично обещал перезапустить завод в 2023-м. Вот — перезапустили. Люди, правда, продолжают уходить: по информации местных СМИ, с октября 2023-го с завода уволились 1300 человек из оставшихся 3700. Но даже и этого для сборки руками 480 Chery Tiggo — избыточно.

В России перезапустили почти все автозаводы. Но отмечать это событие надо по-прежнему, не чокаясь
Фото: фирмы-производителя

Рекорды-2021: на калужском заводе VW Group Rus выпущен 250-тысячный Rapid. «Юбилейный экземпляр лифтбека в версии Hockey Edition исполнен в красном цвете Ruby Red металлик. Производство модели по полному циклу (CKD) в соответствии с высокими международными стандартами концерна Volkswagen локализовано в Калуге с 2014 года».

Калуга: Peugeot, Citroen, Mitsubishi

  • статус: не всё

Еще более странная история: калужский завод ПСМА, где выпускали разные модели Peugeot-Citroen и даже Opel, не простаивал ни дня с февраля'22. Сборка машин не велась, но вот цеха запчастей продолжали снабжение европейских (!) площадок.

Теперь официально перезапущено и производство. На конвейер встал неназванный и очень загадочный кроссовер. Коллеги гадают, что бы это могло быть. Вывод напрашивается единственный: что-то из китайской гаммы Peugeot-Citroen и, возможно, с оригинальным брендингом.

В России перезапустили почти все автозаводы. Но отмечать это событие надо по-прежнему, не чокаясь
Фото: фирмы-производителя

Китайская версия «нашего» 3008, который там носит индекс 4008. Возможно, это и есть новый калужанин.

Сборка более индустриальная, чем Chery «голыми руками» на соседней площадке: тоже крупноузловая, но из 800 групп компонентов. То не шильдики приклеивать. Что получится — узнаем уже в I квартале наступающего года: старт продаж новой модели с перезапущенного конвейера намечен на март.

В России перезапустили почти все автозаводы. Но отмечать это событие надо по-прежнему, не чокаясь
Фото: фирмы-производителя

Секретный кроссовер на конвейере «ПСМА Рус»

Ленобласть, Nissan

  • статус: всё

Не менее интригующая история, попахивающая солидными репутационными издержками. После отхода из России Nissan их имущество оказалось в ведении АвтоВАЗа. АвтоВАЗ под прицелом камер Петербургского экономического форума торжественно запустил на этом «имуществе» сборку кроссовера Lada X-cross 5, которым стал простой китайский FAW с другим шильдиком.В единственном числе: как поклеить ладью на руль, так и не придумали. Да уже и не надо.

Случилось странное: восточные партнеры ВАЗа чем-то не удовлетворились, никаких долгосрочных контрактов не вышло. В Питере собрали некую партию X-Cross 5, и на этом, похоже, история модели заканчивается, толком и не начавшись. Даже баннер с обещанием «скорого старта» продаж X-cross исчез с официального сайта Lada. Молва сватает на питерский конвейер отверточную сборку… все тех же Chery Tiggo в какой-то из вариаций 7 Pro Max.

В России перезапустили почти все автозаводы. Но отмечать это событие надо по-прежнему, не чокаясь
Фото: фирмы-производителя

Интернет все помнит. На торжественной церемонии нам обещали: «Всего до конца года «ЛАДА Санкт-Петербург» планирует выпустить до 10 тыс. автомобилей классов С и D, а с 2024 года начать локализацию производства с привлечением поставщиков из Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

Ленобласть, Toyota

  • статус: как бы не всё

Бывшая площадка Toyota отошла к оборонному Алмаз-Антею, который в рамках программы конверсии будет собирать там разное. Например, полноприводный грузовик БАЗ-S36A11, «сконвертированный» из ракетовоза. Следом — электрический микромобиль L-Type, а там и до электрического кроссовера E-NEVA недалеко.

Но это все пока — в будущем времени и сослагательном наклонении. Пока же о перезапуске и полноценной работе предприятия не слышно.

Ленобласть, Hyundai-KIA

  • статус: как бы не всё

Уходящие недели 2023-го пролили свет на будущее площадок Hyundai в Петербурге. Активы за символические деньги выкупила российская сторона, теперь интрига — что они там будут делать.

В числе самых распространенных версий — сборка китайских кроссоверов GAC или «пересборка» знакомых нам Solaris и Creta под каким-то другим бейджем. В пользу первой версии говорит «пристрелочный» визит интересантов от GAC на завод осенью, в пользу второй — готовые комплектующие на выпуск 70 000 «Крет» и других Hyundai, которые тихо-мирно пылятся на складах.

В России перезапустили почти все автозаводы. Но отмечать это событие надо по-прежнему, не чокаясь
Фото: интернет-портал Правительства РФ / фирмы-производителя

«Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», начало

Ижевск, Lada

  • статус: не всё

Многострадальная площадка и классический «чемодан без ручки». Оригинальная продукция была нежизнеспособна даже по меркам 90-х, контрактная сборка KIA в нулевые далеко не зашла. Так ИжАвто (ныне — «Lada Ижевск») оказалась в ведении АвтоВАЗа, который тоже не то чтобы знал, чем площадку загружать. В разные годы там собирали лифтбеки Granta, несколько моделей Nissan (не пошло) и Vesta. Всякий раз неизбежно поднимались разговоры об экономической нецелесообразности такого производства. Дескать, все есть в Тольятти, зачем делать крюк в Удмуртию?

Vesta и Granta лифтбек в итоге в Тольятти и прописались, что делать с удмуртской площадкой, никто не знал. В итоге решили сделать хотя бы кое-что. Так в Ижевске оказался Largus. Точнее то, во что он превратился: перспективный электромобиль с (как заявлено) высокой долей локализации основных компонентов. Largus с классическим ДВС тоже вернется в строй. Но не будем загадывать: обещание выпустить до конца года 10 000 автомобилей в Петербурге еще не выветрилось из памяти. Как бы и тут планы не скорректировались. Пока что обещан полноформатный перезапуск производства в мае, по конвейеру вовсю идут тестовые экземпляры.

Москва, Renault

  • статус: не всё

С площадкой Renault в столице ситуация разрулилась в первую очередь и как бы сама по себе. Все-таки столица. На бывшем конвейере французов прописались китайские модели JAC/Sehol с нулевой локализацией. В 2023-м начались подвижки в этом направлении.

Так, на заводе завершена подготовка цеха окраски кузовов к старту мелкоузловой сборки в 2024-м. Помимо кузовов, завод планирует самостоятельно окрашивать часть пластиковых деталей экстерьера. В планах также вывод еще одной модели (среднеразмерный кроссовер) и работы над электромобилем оригинальной конструкции.

Калининград, BMW, Hyundai, KIA

  • статус: далеко не всё

Лучше и дальше других в возрождении производства продвинулся, конечно, калининградский Автотор. За минувший год на его конвейер встали автомобили бредов Kaiyi, BAIC, SWM. Активно ведется разработка электромобиля Amber оригинальной конструкции. Над ним недавно все смеялись, а не надо: из всего перечисленного именно Автотор проделал самую большую работу и продолжает ее делать.

У всех остальных картинка не такая радужная. Действительно (не знаю, где «Ъ» насчитал 22), из 9 крупнейших предприятий по выпуску легковушек перезапущены 6. Но перезапуск такого свойства: где раньше собирали 100 000 + автомобилей по полному циклу и с локализацией компонентов, теперь собирают 100+ автомобилей «голыми руками». Этого достаточно для победных заголовков о «перезапуске производства», но не очень, чтобы называться «промышленностью».