Город-подросток.
Что делает Екатеринбург уникальным
важные темы для тех
кто любит наш город
На протяжении 7 выпусков проекта «Екатеринбург. В ваших планах», который мы делаем вместе с СКМ Девелопмент, мы рассмотрели наш город под самыми разными углами — от архитектуры и исторического наследия до вопросов озеленения и развлекательной отрасли. За это время мы многое узнали о Екатеринбург и увидели, что делает его уникальным.

В последнем выпуске подкаста фаундер маркетингового агентства для девелоперов DммммIVER Дарья Кузнецова встретилась с экскурсоводом исследователем уличного искусства и со-владельцем студии «Послушайте!» Алексеем Шаховым, чтобы увидеть Екатеринбург разным
Алексей Шахов рассказал: 

  • каким Екатеринбург видят гости из других городов,
  • хорошо ли для города быть в вечном поиске себя, 
  • чего не хватает Екатеринбургу, чтобы двигаться вперёд.
Слушайте подкаст на удобных площадках:
А также смотрите на YouTube
Город, который не хочет взрослеть
Алексей Шахов видит в Екатеринбурге «город-подросток». Он вечно юный, дерзкий и немного упрямый, не боится экспериментировать. В этом — сила и слабость города одновременно: здесь много энергии, но часто действия могут быть спонтанными и без обдумывания последствий.
Иногородние гости, которым Алексей показывает уличное искусство Екатеринбурга на экскурсиях, видят город «свободным». Например, здесь можно выйти на улицу с краской и провести мастер-класс посреди дня — и никто не вызовет полицию. Это редкость даже для крупных российских городов, где творчество в публичном пространстве чаще воспринимают как вызов.
«Свобода и дозволенность — это то, что отличает Екатеринбург от Москвы».
Бренд столицы стрит-арта
Об уличном искусстве города и о фестивале «Стенограффия» мы подробно говорили в одном из прошлых эпизодов проекта «Екатеринбург. В ваших планах». Но если говорить о городе и его ключевых чертах, тему уличного искусства обойти стороной не получится.
Бренд «столица стрит-арта» придумали создатели «Стенограффии» в 2010 году. Хоть изначально это было шуткой, со временем Екатеринбург и другие города поверили в него.

Сегодня в город едут не только туристы, чтобы посмотреть на арт-объекты, но и волонтеры, чтобы поучаствовать в создании новых.

В других городах, по словам Алексея Шахова, попытки «позаимствовать» уральский статус «столицы стрит-арта» выглядят неубедительно. Ведь Екатеринбург не просто украсил себя арт-объектами — он вырастил вокруг них сообщество.
«Если ты творческий и инициативный, здесь тебя заметят».
Важно, что уличное искусство в Екатеринбурге — это не только протестный и бунтующий стрит-арт. Девелоперы активно сотрудничают с художниками, чтобы арт-объекты вписывались в городскую среду и проекты жилых комплексов. Для Алексея Шахова это вполне естественный вектор, ведь Екатеринбург, без преувеличения, все время строится.

«Пробираясь сквозь ухабы и рвы и добродушно чертыхаясь Владимир Владимирович говорил: «Черт знает что делается! Все улицы изрыты. Не город, а строительная площадка», — написал в воспоминаниях И. Кленовский, сопровождавший в 1928 году поэта Владимира Маяковского во время его пребывания в Свердловске.
«Девелоперы часто являются драйверами развития уличного арта».
Свобода и границы
Но, безусловно, есть и обратная сторона уличного искусства — граффити, который заполняют городские заборы, стены домов, остановки и другие места, которые только доступны в городе. Граффити-культура больше похожа на экстремальный вид спорта, в котором авторы соревнуются в скорости и территории охвата.

В Екатеринбурге до сих пор нет консенсуса, как стоит бороться с граффити-райтерами. Многие говорят о необходимости ужесточения ограничительных мер — например, штрафов. Но Шахов считает, что запреты только подогревают интерес:
«Чем жёстче ограничительные меры, тем выше градус».
В Москве, говорит Алексей, граффити победили довольно простым способом — нелегальные работы очень быстро закрашивают. Для граффити-райтеров важно, чтобы их работы увидели — иначе все зря. Поэтому получается, что чем быстрее работают коммунальные службы в городе, тем меньше желания у художников что-то делать на улице.

Но Алексей предлагает третий вариант решения этой проблемы — дать художникам много легальной работы от девелоперов и мэрии. Так и они смогут реализовать свой творческий потенциал, и в городе будет появляться больше объектов, которые будут его украшать, а не уродовать.
«Граффити — маркер того, что нужно что-то починить».
Что удерживает творческих людей
По мнению Шахова, Екатеринбургу не хватает объединяющих инициатив, где художники могли бы встречаться, спорить и расти вместе. Сейчас большинство работает в одиночку и это способствует тому, что многие уезжают в другие города.

Несмотря на это, в городе остается много молодых креаторов. Они не стремятся уехать в Москву или в другие крупные города, им интересно делать лучше именно Екатеринбург. И такие люди очень часто добиваются успеха в своей сфере.
«Здесь немало людей, которые хотят сделать город лучше».
Город в равновесии
Алексей Шахов говорит, что Екатеринбург через 20 лет  — это город в балансе города и природы. Без крайностей: не бетонные джунгли, но и не заросший бурьяном «постапокалипсис».

Алексей хочет видеть город удобным для всех — не только для автомобилистов. Для этого нужно развитие общественного транспорта, создание велодорожек и живых общественных пространств.

И главное, чтобы Екатеринбург остался таким же городом подростком  — дерзким, немного упрямым, всегда ищущим путь.
«Нельзя переставать быть подростком. Для человека это тяжело, но для города — классно».
В этом материале использованы фотоматериалы из соцсетей Алексея Шахов. Также использованы фотографии из соцсетей фестиваля «Стенограффия». Авторы фото: Антон Улатов, Анатолий Настоящев, Григорий Постников, Дмитрий Чабанов.
scm.ru
Перейти на сайт СКМ
Редактор — Влада Ямщикова
Верстка и дизайн — Анна Коваленко
Редактор монтажа — Алексей Школа

Реклама. ООО «СКМ Девелопмент» ИНН 6671180698, erid: F7NfYUJCUneTTTWwtfq1