Надо делать бизнес
Мультимедийный проект о том, как начать свое дело в России. Предприниматели, у которых уже все получилось, делятся опытом с новичками. Это не многословные истории успеха, которые невозможно повторить. Здесь без лишних эмоций, поэтапно, с практическими расчетами рассказывают, что и как нужно делать.
Сколько стоит ремонтная мастерская.
План запуска бизнеса в сфере бытовых услуг
Мастерская по ремонту одежды или обуви – дело, которое: а) можно начать с минимальных стартовых вложений; б) всегда будет востребовано; в) имеет предсказуемый срок окупаемости. В теории емкость рынка оценить вроде бы легко: почти каждый житель города – потенциальный клиент. В прихожей среднестатистической семьи можно обнаружить с десяток пар обуви, а в шкафу – не менее внушительный гардероб. И то и другое, особенно в кризис, когда люди вынуждены экономить, может потребовать починки. Но на практике бизнес имеет множество нюансов.
стартовые вложения
Стартовые вложения
Чтобы открыть мастерскую, достаточно оформить ИП или зарегистрироваться самозанятым. Это позволит сдавать минимальный пакет документов и платить минимум налогов.

Прибыльность зависит от расположения. Самый оптимальный вариант для мастерской – место с высоким пешеходным трафиком. Клиенты, как правило, пользуются ближайшим пунктом.

Подходящими местами могут стать:
  • спальные районы;
  • остановки общественного транспорта, подземные переходы, магазины;
  • площади в торговых центрах или поблизости.

Фактор места нивелирует переход на онлайн-заказы, который особенно заметен в крупных городах. Но в Екатеринбурге расположение все еще играет важную роль.

«Мы выбираем локацию для будущего офиса исходя из аналитики от клиентов. По сути, наш бизнес – это IT-система: мы видим, в каких районах живут наши заказчики и даже понимаем их приблизительный доход. Основываясь на этих данных, мы и принимаем решение», – объясняет сооснователь фирмы Shoemakers-Lab Сергей Кадочников.
Историю роста своего бизнеса Сергей Кадочников подробно рассказывает в новом выпуске нашего подкаста. Послушать его можно прямо здесь:
или на любой другой подкаст-площадке
Месторасположение, в свою очередь, влияет на режим работы. Если клиенты заносят обувь по пути в офис или из офиса, то имеет смысл открываться с 8 утра, а закрываться в 19-20 часов. Кроме того, есть логика в том, чтобы работать по субботам и воскресеньям: многие решают свои бытовые вопросы именно по выходным.

Самый дешевый формат обувной мастерской – небольшой киоск до 10 кв. метров. Это минимум площади, на которой мастер сможет оборудовать рабочее место. Аренда такого помещения обойдется до 15 тыс. рублей в месяц.

Для начала работы нужно закупить станки и оборудование: точильный станок, молоток, пассатижи, шило и обувной рашпиль, набор инструментов для ручной прошивки обуви, швейную машинку, обувной степлер, электроплитку для разогрева клея и другие мелкие инструменты. Еще понадобится минимальный набор мебели (стол, стул, полки для хранения обуви и инструментов) и запас расходных материалов (набойки, накладки, клей, кожа, каблуки, краски). По скромным прикидкам, стартовые затраты составят 180–200 тыс. рублей.

Есть формат, совмещающий разные услуги. Тогда инвестиции в дело кратно возрастут.
Например, для мастерской Factura ремонт обуви стал сопутствующей услугой. Изначально фирма ориентировалась на химчистку, реставрацию и покраску. Ее основатель Дмитрий Россихин запустил ремонт спустя полтора года, когда понял, что накопилась приличная клиентская база и много заказов проходит мимо.

По его словам, если смотреть на перспективу собрать в одном месте самые востребованные услуги, то расходы начинаются с миллиона рублей. Нельзя экономить на оборудовании. Если есть химчистка, то нужен парогенератор. Новый стоит от 200 тыс. рублей, а бэушный – не меньше 180 тыс. Плюс компрессор (от 10 тыс.), расходные материалы и минимальный покрасочный набор (от 30 тыс.).
Например, для мастерской Factura ремонт обуви стал сопутствующей услугой. Изначально фирма ориентировалась на химчистку, реставрацию и покраску. Ее основатель Дмитрий Россихин запустил ремонт спустя полтора года, когда понял, что накопилась приличная клиентская база и много заказов проходит мимо.

По его словам, если смотреть на перспективу собрать в одном месте самые востребованные услуги, то расходы начинаются с миллиона рублей. Нельзя экономить на оборудовании. Если есть химчистка, то нужен парогенератор. Новый стоит от 200 тыс. рублей, а бэушный – не меньше 180 тыс. Плюс компрессор (от 10 тыс.), расходные материалы и минимальный покрасочный набор (от 30 тыс.).
«Надо понимать, что клиенты у вас сразу не появятся. На раскачку бизнеса следует заложить три-четыре месяца. А арендную плату (из расчета 800–1000 рублей с «квадрата») и зарплату помощника (не меньше 20 тыс.) никто не отменял», – объясняет Дмитрий Россихин.

Что касается ателье, то этот бизнес можно разбить на две большие категории. Первая – мастерские, которые выполняют мелкие заказы: доработать одежду, укоротить брюки, подогнать костюм под фигуру. Вторая – ателье, которые делают ставку на индивидуальный пошив одежды.
Как стать предпринимателем и открыть своё дело?
Областной фонд поддержки предпринимательства — важный ресурс для предпринимателей Свердловской области. Региональные и федеральные меры поддержки, льготные финансы, бизнес-мероприятия, бесплатное обучение и многое другое.
В случае с мастерской точка в 20 «квадратов» в торговом центре или на первом этаже дома в спальном районе обойдется в 30 тыс. и 20 тыс. рублей соответственно. Дополнительный трафик могут обеспечить бутики одежды или магазины тканей.

В идеале помещение ателье следует разделить на три части: клиентская зона с примерочной кабинкой, подсобные помещения (кладовка, туалет, комната для персонала), а также закройно-пошивочный цех. В зависимости от набора услуг предприниматели обставляют ателье разным оборудованием. В полной комплектации цех состоит из швейной машинки, оверлока, отпаривателя, утюга с гладильной доской, инструментов и расходных материалов (ножницы, лекала, линейки, иглы, булавки, наперстки, сантиметры), примерочной кабинки, мебели и осветительных приборов.

На начальных этапах, чтобы сэкономить, работу делают на дому или отдают часть на аутсорсинг. Это подтверждает Мария Масловская, которая открыла свое ателье: «Чтобы выполнить первый заказ, не обязательно арендовать помещение и приобретать оборудование. Много примеров, когда люди начинают работать дома. Требуется хорошая швейная машинка (стоит примерно 70 тыс. рублей) и коверлок (100 тыс. рублей)».
Ежемесячные расходы
ежемесячные расходы
Текущие расходы складываются из нескольких компонентов: фонд оплаты труда, коммунальные платежи, аренда, налоги и административные платежи. Они в любое время года примерно одинаковы.

Как говорит Сергей Кадочников, арендная плата выходит на 150–200 тыс. рублей за один офис, коммуналка – 15 тыс., подписка на различные CRM-системы – 10 тыс., мелкие расходы – еще 10 тыс.

У мастеров в Shoemakers-Lab – сдельная оплата труда (при нормальной загрузке и графике 3/2 или 4/2 выходит 50–100 тыс. рублей), административный персонал работает по системе fix-flex (оклад + процент от объема заказов). При среднем чеке в 3900 рублей от этой суммы 26–30% занимают затраты на работу, 15%–20% – себестоимость материалов, химикатов и упаковки.

У швей и закройщиков средняя зарплата чуть превышает 30 тыс. рублей и тоже зависит от выработки. Собеседники объясняют, что это прикладной труд и в конце рабочего дня можно потрогать результаты работы.
По словам Сергея Кадочникова, примерно 40% его клиентов сами не приходят в офис, а пользуются курьерской службой. Поэтому существует ставка курьера, который забирает заказ, отдает на реставрацию, а по готовности доставляет обратно. Его зарплата варьируется в районе 20–30 тыс. рублей в месяц.

В мастерском бизнесе спрос на услуги повышается в межсезонье, когда люди переобуваются. Сергей Кадочников оценивает разницу по загруженности в 40%: порядка 700 клиентов в сезон и 350–450 в несезон. В Factura пропорции такие: 30 пар обуви в день – на пике и 10–15 – на спаде.
По словам Сергея Кадочникова, примерно 40% его клиентов сами не приходят в офис, а пользуются курьерской службой. Поэтому существует ставка курьера, который забирает заказ, отдает на реставрацию, а по готовности доставляет обратно. Его зарплата варьируется в районе 20–30 тыс. рублей в месяц.

В мастерском бизнесе спрос на услуги повышается в межсезонье, когда люди переобуваются. Сергей Кадочников оценивает разницу по загруженности в 40%: порядка 700 клиентов в сезон и 350–450 в несезон. В Factura пропорции такие: 30 пар обуви в день – на пике и 10–15 – на спаде.
подбор персонала
Подбор персонала
Правильный выбор работника – ключевой фактор, влияющий на репутацию: если заказ будет выполнен некачественно, то клиента не вернет никакая реклама. «Мы стараемся фокусироваться на всех аспектах: качество работы, курьерская доставка, онлайн-консультация, упаковка. Персонал мы обучаем самостоятельно, у нас есть собственная технология подготовки. Мы обращаем внимание на вайб в команде, на честолюбие и трудоспособность соискателя, его вовлеченность в дело. Как правило, к нам приходят работать творческие люди, и с проблемами с наймом людей мы не сталкиваемся», – говорит Сергей Кадочников.
Правильный выбор работника – ключевой фактор, влияющий на репутацию: если заказ будет выполнен некачественно, то клиента не вернет никакая реклама. «Мы стараемся фокусироваться на всех аспектах: качество работы, курьерская доставка, онлайн-консультация, упаковка. Персонал мы обучаем самостоятельно, у нас есть собственная технология подготовки. Мы обращаем внимание на вайб в команде, на честолюбие и трудоспособность соискателя, его вовлеченность в дело. Как правило, к нам приходят работать творческие люди, и с проблемами с наймом людей мы не сталкиваемся», – говорит Сергей Кадочников.
Мария Масловская признается, что с кадрами все непросто: «Владельцу ателье важно разбираться в специфике, внутренней кухне, технологиях изготовления, конструкторских моментах, моделировании. Иначе он не сможет оценить, насколько его подчиненный качественно выполняет работу, насколько он компетентен»

В этом случае можно закрываться, получив перед этим кучу негатива, плохих отзывов и убытков, уверен Дмитрий Россихин. «Трудно найти хороших специалистов. Если у человека есть желание работать, его можно научить с нуля. А переучить готового работника практически невозможно. Нанимаешь вроде бы опытного человека и получаешь грустный результат», – рассуждает он.

По его подсчетам, один мастер способен качественно отреставрировать и покрасить больше пяти-шести пар в день. В случае с ремонтом, где бывает так, что нужно переделать 70% обуви, сроки выше.
Тинькофф Бизнес* предлагает полный набор продуктов и решений для малого бизнеса в любой сфере — от автосервиса до салона красоты.
продвижение
Продвижение
Традиционно ставка делается на наружную рекламу: вывески, растяжки, выносные штендеры. Первыми клиентами станут случайные прохожие, увидевшие объявление на улице.

А в мастерских Shoemakers-Lab и Factura привлекают людей с помощью хорошего визуального контента в соцсетях.

«У нас продвижение разделено на две части: стабильная система и hadi-циклы. Стабильная система включает несколько основных каналов: 2ГИС, «Яндекс.Карты», карты Google, «ВКонтакте». А 60–70% свежего трафика мы получаем через Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в РФ экстремистской организацией). В hadi-циклах мы проверяем гипотезы. Например, в этом году проверяем эффективность рекламы в лифтах в разных микрорайонах и другие форматы уличной рекламы», – отмечает Сергей Кадочников.

Кроме того, Shoemakers-Lab установила постаматы в магазинах «ЖизньМарт». Посетители могут оставить посылку в ящике, курьер ее заберет, а оператор по телефону уточнит фронт работ.
Существуют исключения, когда вовсе обходится без платного продвижения. «Я с 16 лет выполняла заказы для подруг, а потом попала к конструктору в подмастерья. Когда набила руку и получила опыт, решила работать на себя. Судьба свела меня с театральной средой, я стала для них отшивать одежду, обросла связями и сейчас работаю с разными творческими коллективами и индивидуальными заказчиками», – рассказывает Мария Масловская.

По ее признанию, она один раз в жизни платила за рекламу, а основным каналом продвижения услуг является сарафанное радио и нетворкинги.
Существуют исключения, когда вовсе обходится без платного продвижения. «Я с 16 лет выполняла заказы для подруг, а потом попала к конструктору в подмастерья. Когда набила руку и получила опыт, решила работать на себя. Судьба свела меня с театральной средой, я стала для них отшивать одежду, обросла связями и сейчас работаю с разными творческими коллективами и индивидуальными заказчиками», – рассказывает Мария Масловская.

По ее признанию, она один раз в жизни платила за рекламу, а основным каналом продвижения услуг является сарафанное радио и нетворкинги.
ATVIRA — Прямые поставки из Китая для вашего бизнеса
13 лет мы занимаемся аутсорсингом ВЭД в Китае «под ключ»: берем на себя полный цикл иностранной сделки, включая поиск поставщика, таможенное оформление и доставку груза.
Помогаем малому и крупному бизнесу оптимизировать издержки до 30%.
Доходность
и окупаемость
Доходность и окупаемость
«Чтобы ателье себя окупило и работало в плюс, с одного изделия половина выручки должна идти на нужды бизнеса: аренду, амортизацию оборудования, налоги, коммуналку, закупку дополнительных материалов», – дает оценку Мария Масловская.

По подсчетам Дмитрия Россихина, на точку безубыточности реально выйти в течение четырех-шести месяцев, а вложенный в открытие бизнеса миллион рублей удастся отбить за полтора-два года.
«Чтобы ателье себя окупило и работало в плюс, с одного изделия половина выручки должна идти на нужды бизнеса: аренду, амортизацию оборудования, налоги, коммуналку, закупку дополнительных материалов», – дает оценку Мария Масловская.

По подсчетам Дмитрия Россихина, на точку безубыточности реально выйти в течение четырех-шести месяцев, а вложенный в открытие бизнеса миллион рублей удастся отбить за полтора-два года.
Сергей Кадочников называет еще более оптимистичный срок: за четыре миллиона рублей можно открыть мастерскую в 60 «квадратов» на первом этаже с отдельным входом, хорошим оборудованием, запасом расходников и полным производственным циклом. Тогда по учебнику при грамотном менеджменте инвестиции можно вернуть за полтора года. Другое дело, что сейчас ситуация в стране непредсказуемая и мало кто решается строить планы на годы вперед.
Современные мастерские слабо напоминают классические тесные киоски в переходах, оставшиеся с 90-х годов, как раз из-за развитого сервиса. Нынешние предприниматели предпочитают зарабатывать не на обороте, а на наценке, создавая положительный клиентский опыт.

«На оба формата найдется спрос. Это как парикмахерские в доме, где стригут за 200 рублей, и стильные барбершопы, где тебя угощают кофе и оказывают максимальный сервис. Очевидно, что довольный клиент не только вернется с еще большим количеством запросов, но и порекомендует тебя друзьям, семье, близким», – говорит Анастасия Овсянникова, управляющая Shoemakers-Lab. В зависимости от сезона рентабельность в таких мастерских может достигать от 25% до 50% от выручки.

Момент для расширения бизнеса подскажет рабочая ситуация. «Если чувствуешь, что два человека не справляются с имеющимися объемами, то надо брать третьего. А это значит, нужно организовать еще одно рабочее место. Это приведет к оценке того, позволит ли это сделать помещение. Если нет, то берешь недвижимость с запасом. Потом анализируешь структуру заказов. Если понимаешь, что много уходит на аутсорсинг, то заполняешь потребность за счет своих ресурсов», – объясняет Дмитрий Россихин.
Автор: Валерий Кунщиков
Реклама: АО «Тинькофф Банк», лицензия ЦБ РФ №2673, www.tinkoff.ru, ЕРИР токен: 4CQwVszH9pSXMLxnrJa
Реклама: ООО «ЭЛЕКТРОМИР», www.atvira.ru, ЕРИР токен: 4CQwVszH9pSXMLxoCKQ

АО «Тинькофф Банк», лицензия ЦБ РФ №2673