Мультимедийный проект о том, как начать свое дело в России. Предприниматели, у которых уже все получилось, делятся опытом с новичками. Это не многословные истории успеха, которые невозможно повторить. Здесь без лишних эмоций, поэтапно, с практическими расчетами рассказывают, что и как нужно делать.
Как открыть свой сервис ремонта бытовой техники
Два варианта: онлайн и офлайн
Рынок ремонта бытовой техники и электроники в России стабильно растет с середины 90-х, хотя за последние годы темпы замедлились - оказали влияние и экономические кризисы, и коронавирус, и удорожание запчастей. В пандемийном 2020-м объем рынка в стране сократился почти на 11%, однако уже в 2021 году начал восстанавливаться.
По данным AnalyticResearchGroup, в 2021 году объем оказанных услуг по ремонту техники и электроники вырос на 26,7%, достигнув 56,4 млрд рублей. В 2022 году рынок рос практически так же - помогли ограничения на ввоз бытовой техники, рост ее стоимости, как следствие - спроса на ремонт ранее приобретенных товаров.
В Екатеринбурге при этом рынок еще не до конца восстановился: с января 2020 года по май 2023-го, по данным аналитиков «Контур.Фокуса», число организаций по ремонту бытовой техники, коммуникационного и компьютерного оборудования снизился на 15,5% - с 1,89 тыс. до 1,6 тыс. организаций. Но запрос со стороны клиентов, отмечают участники рынка, стабилизировался. Так, только с марта по май 2022 года спрос на услуги специалистов по ремонту техники в базе платформы «Авито Услуги» вырос на 44%. А значит, как раз сейчас появился простор для новых игроков.
По данным исследовательского агентства ORO и «Авито Услуги», в этой сфере сейчас работают около 235 тыс. провайдеров. За 2022 год они получили 230 млн заказов, категория вошла в топ-5 по доле заказов на рынке услуг (6%). Общая выручка исполнителей за год достигла 381 млрд рублей.
Онлайн или офлайн
Прежде чем начать, нужно выбрать формат - полноценная мастерская или работа через сервисные онлайн-платформы. На рынке отмечают рост объема заказов именно через цифровые платформы. По данным «Авито Услуги», в 2022 году спрос на ремонт и обслуживание крупной бытовой техники вырос на 41%, мелкой - на 43%, мобильных телефонов - на 63%.
По такому пути пошел Вячеслав Березкин, который после нескольких лет работы в найме в 2021 году организовал собственную команду ремонтников.
И если в начале пути он сам выезжал на заказы, то теперь занимается только организационными вопросами - обеспечивает мастеров заявками. По словам Березкина, такой формат позволяет работать удаленно, находить мастеров в других городах и расширять бизнес.
«У меня есть бригада в Екатеринбурге и в Челябинске, сейчас выходим на Пермь. С некоторыми я даже не виделся очно. Главное набирать команду из тех, кто умеет работать руками, обеспечивать их заявками и следить за рейтингом и продвижением», - говорит Вячеслав.
Денис Тырышкин - владелец классической мастерской по ремонту бытовой техники. В 2018 году вместе с компаньоном он купил готовый бизнес в Академическом. За время работы точка «Академ Сервис» один раз поменяла локацию, поскольку первая оказалась не слишком удачной. Сейчас в компании посменно работают два человека - сам владелец и его напарник. До пандемии штат составлял пять человек, но теперь такое число людей сложно обеспечить заказами. Кроме того, пришлось отказаться от статуса индивидуального предпринимателя. Денис, впрочем, как и Вячеслав, оказывает услуги как самозанятый.
Онлайн или офлайн
Прежде чем начать, нужно выбрать формат - полноценная мастерская или работа через сервисные онлайн-платформы. На рынке отмечают рост объема заказов именно через цифровые платформы. По данным «Авито Услуги», в 2022 году спрос на ремонт и обслуживание крупной бытовой техники вырос на 41%, мелкой - на 43%, мобильных телефонов - на 63%.
По такому пути пошел Вячеслав Березкин, который после нескольких лет работы в найме в 2021 году организовал собственную команду ремонтников. И если в начале пути он сам выезжал на заказы, то теперь занимается только организационными вопросами - обеспечивает мастеров заявками. По словам Березкина, такой формат позволяет работать удаленно, находить мастеров в других городах и расширять бизнес.
«У меня есть бригада в Екатеринбурге и в Челябинске, сейчас выходим на Пермь. С некоторыми я даже не виделся очно. Главное набирать команду из тех, кто умеет работать руками, обеспечивать их заявками и следить за рейтингом и продвижением», - говорит Вячеслав.
Денис Тырышкин - владелец классической мастерской по ремонту бытовой техники. В 2018 году вместе с компаньоном он купил готовый бизнес в Академическом. За время работы точка «Академ Сервис» один раз поменяла локацию, поскольку первая оказалась не слишком удачной. Сейчас в компании посменно работают два человека - сам владелец и его напарник. До пандемии штат составлял пять человек, но теперь такое число людей сложно обеспечить заказами. Кроме того, пришлось отказаться от статуса индивидуального предпринимателя. Денис, впрочем, как и Вячеслав, оказывает услуги как самозанятый.
Историю своего бизнеса Денис Тырышкин рассказал в новом выпуске нашего подкаста. Послушать его можно прямо здесь: или на любой другой подкаст-площадке
«Нам пришлось поменять систему налогообложения, чтобы удержаться на плаву. С июля 2022 года всех ИП, которые торгуют или оказывают услуги, обязали поставить кассовые аппараты, и во время пандемии это стало крайне невыгодно - они не окупались. Поэтому работаем как самозанятые, сотрудничаем как с физлицами, так и с юрлицами», - поясняет владелец «Академ Сервиса».
Как стать предпринимателем и открыть своё дело?
Областной фонд поддержки предпринимательства — важный ресурс для предпринимателей Свердловской области. Региональные и федеральные меры поддержки, льготные финансы, бизнес-мероприятия, бесплатное обучение и многое другое.
Выбор места и оборудование
Этот пункт актуален для классических сервисных центров. А вот Вячеслав Березкин и его команда работают без помещения - чинят либо на выезде у заказчика, либо отвозят к себе домой.
По словам Дениса Тырышкина, при покупке бизнеса он сразу учитывал расположение мастерской. Академический - один из наиболее перспективных районов для развития, поскольку еще строится и население постоянно увеличивается. Например, в районе железнодорожного вокзала, где живет предприниматель, новостроек не так много и рынок уже поделен - конкурировать с сервисами, которые работают давно, очень сложно, а потенциальная аудитория меньше.
Помимо самого района важно выбрать конкретную локацию. Денис отмечает, что идеальное место - это проходные точки на главных улицах. Однако и аренда такого помещения будет дороже.
«Первая точка у нас была в удачном проходном месте, однако само помещение было неудобным - клиентам приходилось заходить через смежный магазин. Минус нынешнего помещения в том, что оно находится во дворе и поток людей меньше. Но кто ищет, тот найдет», - говорит владелец «Академ Сервиса».
По его словам, для работы достаточно 18 квадратных метров, разделенных на пункт приема и комнату для работы мастера. Главное - не превращать помещение в склад отремонтированной техники и вовремя отдавать ее заказчику.
В отличие от многих других бизнесов, для открытия ремонтной мастерской не нужно много дорогого оборудования. Максимум - паяльная станция, отвертки, стеллажи для хранения. По подсчетам Вячеслава Березкина, его мастерам для старта достаточно 10 тыс. рублей - это цена набора инструментов и тех расходников и запчастей, которые могут пригодиться прямо на месте.
Выбор места и оборудование
Этот пункт актуален для классических сервисных центров. А вот Вячеслав Березкин и его команда работают без помещения - чинят либо на выезде у заказчика, либо отвозят к себе домой.
По словам Дениса Тырышкина, при покупке бизнеса он сразу учитывал расположение мастерской. Академический - один из наиболее перспективных районов для развития, поскольку еще строится и население постоянно увеличивается. Например, в районе железнодорожного вокзала, где живет предприниматель, новостроек не так много и рынок уже поделен - конкурировать с сервисами, которые работают давно, очень сложно, а потенциальная аудитория меньше.
Помимо самого района важно выбрать конкретную локацию. Денис отмечает, что идеальное место - это проходные точки на главных улицах. Однако и аренда такого помещения будет дороже.
«Первая точка у нас была в удачном проходном месте, однако само помещение было неудобным - клиентам приходилось заходить через смежный магазин. Минус нынешнего помещения в том, что оно находится во дворе и поток людей меньше. Но кто ищет, тот найдет», - говорит владелец «Академ Сервиса».
По его словам, для работы достаточно 18 квадратных метров, разделенных на пункт приема и комнату для работы мастера. Главное - не превращать помещение в склад отремонтированной техники и вовремя отдавать ее заказчику.
В отличие от многих других бизнесов, для открытия ремонтной мастерской не нужно много дорогого оборудования. Максимум - паяльная станция, отвертки, стеллажи для хранения. По подсчетам Вячеслава Березкина, его мастерам для старта достаточно 10 тыс. рублей - это цена набора инструментов и тех расходников и запчастей, которые могут пригодиться прямо на месте.
Тинькофф Бизнес* предлагает полный набор продуктов и решений для малого бизнеса в любой сфере — от автосервиса до салона красоты.
Поиск людей
При подборе персонала и Вячеслав, и Денис, которые сами занимаются ремонтом, делают ставку только на уже обученных специалистов, поскольку обучать их с нуля - долго и невыгодно.
По словам Дениса, сейчас он не набирает новых сотрудников, поскольку ситуация на рынке нестабильная, однако до этого брал людей только с опытом. Предпочтение отдавал специалистам-универсалам, которые могут починить и телевизор, и духовку, и мобильный телефон. «Найти такого универсала очень сложно. Вокруг в основном мастерские по ремонту мобильных телефонов.
Мастеров, которые разбирались бы в разной технике, очень мало», - отмечает предприниматель.
На первоначальном этапе вообще можно не привлекать работников, выполнять все обязанности самостоятельно, пока объем заказов не превысит ваши возможности.
Поиск людей
При подборе персонала и Вячеслав, и Денис, которые сами занимаются ремонтом, делают ставку только на уже обученных специалистов, поскольку обучать их с нуля - долго и невыгодно.
По словам Дениса, сейчас он не набирает новых сотрудников, поскольку ситуация на рынке нестабильная, однако до этого брал людей только с опытом. Предпочтение отдавал специалистам-универсалам, которые могут починить и телевизор, и духовку, и мобильный телефон. «Найти такого универсала очень сложно. Вокруг в основном мастерские по ремонту мобильных телефонов. Мастеров, которые разбирались бы в разной технике, очень мало», - отмечает предприниматель.
На первоначальном этапе вообще можно не привлекать работников, выполнять все обязанности самостоятельно, пока объем заказов не превысит ваши возможности.
Экономика классической мастерской по ремонту техники
Расчеты Дениса Тырышкина, тыс. рублей
Аренда - 17 000
Налоги - до 10 000*
Зарплата - 27 000
Расходники - 30 000 - 70 000
В сезон - до 280 000
В несезон - от 80 000
* 4% от доходов, полученных от физлиц, и 6% от доходов, полученных от юрлиц
Ежемесячные расходы:
Ежемесячные Доходы:
Итого:
от 84 000 до 124 000
ATVIRA — Прямые поставки из Китая для вашего бизнеса
Затраты на рекламу — одна из ключевых статей расходов. Вячеслав Березкин ищет клиентов на площадке «Авито». Чтобы обеспечить постоянный поток заказчиков, пользуется услугами продвижения на площадке. В месяц, по его оценкам, на маркетинг уходит порядка 30 тыс. рублей. Кроме того, чтобы компанию и ее мастеров рекомендовали, необходимы хорошие отзывы.
«Рейтинг и отзывы очень важны. Бывают и задержки, и накладки, бывает, что предоставленная услуга не соответствует ожиданиям заказчика. Поэтому иногда приходится работать даже бесплатно, лишь бы клиент был доволен. Зато все это компенсируют хорошие отзывы. Люди приходят, видя высокую оценку и по рекомендациям. Например, контакты мастера могут распространять по общедомовым чатам. Тогда клиенты идут к тебе целыми подъездами», - говорит Вячеслав.
Владелец «Академ Сервиса» согласен, что на поток клиентов в первую очередь влияют отзывы. По его словам, затраты на рекламу соотносимы с прибылью, которую она приносит. «Мы пробовали размещаться в «Яндексе», «2ГИС», раздавали флаеры. Да, количество людей увеличивается, но доход от них лишь покрывает траты на такую рекламу. Это характерно для большинства компаний такого профиля», - считает Денис.
Поиск клиентов
Затраты на рекламу — одна из ключевых статей расходов. Вячеслав Березкин ищет клиентов на площадке «Авито». Чтобы обеспечить постоянный поток заказчиков, пользуется услугами продвижения на площадке. В месяц, по его оценкам, на маркетинг уходит порядка 30 тыс. рублей. Кроме того, чтобы компанию и ее мастеров рекомендовали, необходимы хорошие отзывы.
«Рейтинг и отзывы очень важны. Бывают и задержки, и накладки, бывает, что предоставленная услуга не соответствует ожиданиям заказчика. Поэтому иногда приходится работать даже бесплатно, лишь бы клиент был доволен. Зато все это компенсируют хорошие отзывы. Люди приходят, видя высокую оценку и по рекомендациям. Например, контакты мастера могут распространять по общедомовым чатам. Тогда клиенты идут к тебе целыми подъездами», - говорит Вячеслав.
Владелец «Академ Сервиса» согласен, что на поток клиентов в первую очередь влияют отзывы. По его словам, затраты на рекламу соотносимы с прибылью, которую она приносит. «Мы пробовали размещаться в «Яндексе», «2ГИС», раздавали флаеры. Да, количество людей увеличивается, но доход от них лишь покрывает траты на такую рекламу. Это характерно для большинства компаний такого профиля», - считает Денис.
Ремонт бытовой техники подвержен сезонности — спрос падает в мае, когда начинается череда праздников, подготовка к отпускным, начало отпускного сезона. По словам Вячеслава, он открыл бизнес как раз в мае и третий год подряд видит в этот месяц сокращение клиентов. Кроме того, в зависимости от времени года меняются и запросы клиентов.
Денис Тырышкин отмечает, что перед Новым годом и в новогодние праздники люди обращаются с просьбой о ремонте телевизоров. После Нового года - всплеск ремонта телефонов.
От сезона зависит и поток клиентов. Нормальный показатель - от трех до десяти заявок в день. В среднем - около ста человек в месяц. Именно столько, по словам Дениса, необходимо, чтобы оставаться на плаву. Мастер, который выполняет в день две-три заявки, отмечает Вячеслав, может зарабатывать до 120 тыс. в месяц. По данным ORO и «Авито Услуги», средняя выручка исполнителей в сфере ремонта техники и электроники в России составляет 135 тыс. рублей в месяц.
Сколько можно заработать
Ремонт бытовой техники подвержен сезонности — спрос падает в мае, когда начинается череда праздников, подготовка к отпускным, начало отпускного сезона. По словам Вячеслава, он открыл бизнес как раз в мае и третий год подряд видит в этот месяц сокращение клиентов.
Кроме того, в зависимости от времени года меняются и запросы клиентов. Денис Тырышкин отмечает, что перед Новым годом и в новогодние праздники люди обращаются с просьбой о ремонте телевизоров. После Нового года - всплеск ремонта телефонов.
От сезона зависит и поток клиентов. Нормальный показатель - от трех до десяти заявок в день. В среднем - около ста человек в месяц. Именно столько, по словам Дениса, необходимо, чтобы оставаться на плаву. Мастер, который выполняет в день две-три заявки, отмечает Вячеслав, может зарабатывать до 120 тыс. в месяц. По данным ORO и «Авито Услуги», средняя выручка исполнителей в сфере ремонта техники и электроники в России составляет 135 тыс. рублей в месяц.
Автор: Александра Морозова
Реклама: АО «Тинькофф Банк», лицензия ЦБ РФ №2673, www.tinkoff.ru, ЕРИР токен: 4CQwVszH9pSXMLxnrJa Реклама: ООО «ЭЛЕКТРОМИР», www.atvira.ru, ЕРИР токен: 4CQwVszH9pSXMLxoCKQ Реклама: Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (микрокредитная компания), www.sofp.ru, ЕРИР токен: 4CQwVszH9pSaLJKffgS Реклама: ООО «КЕХ ЕКОММЕРЦ», www.avito.ru, ЕРИР токен: 4CQwVszH9pSXMLqNv85