Надо делать бизнес
Мультимедийный проект о том, как начать свое дело в России. Предприниматели, у которых уже все получилось, делятся опытом с новичками. Это не многословные истории успеха, которые невозможно повторить. Здесь без лишних эмоций, поэтапно, с практическими расчетами рассказывают, что и как нужно делать.
Как открыть свою клининговую компанию
И сколько на этом можно заработать
В России клининг развивается последние 10−15 лет, и в последние годы рынок стабильно растет, а вместе с ним — выручка компаний.

По оценке BusinesStat, с 2017 по 2019 год выручка клининговых компаний в стране выросла на 17% - с 80,7 до 94,3 млрд рублей. Основной прирост оборота рынка произошел в 2019 году, когда для компаний — членов Ассоциации клининговых и фасилити операторов ввели «налоговую амнистию», чтобы те вышли из тени. Дополнительным фактором роста стало увеличение вводимой в эксплуатацию коммерческой и производственной недвижимости.

В 2020 году на фоне карантинных ограничений произошел некоторый откат, и компании, занимающиеся профессиональной уборкой, особенно офисов и производств, ушли в вынужденный простой. Однако падение не было долгим. В 2021 году выручка операторов восстановилась до 102 млрд рублей. По оценкам аналитиков, ожидается, что до 2025 года оборот рынка клининга в России будет расти на 1,8−5,4% ежегодно.
Екатеринбург и Свердловская область — в общероссийском тренде. По данным аналитиков проекта API «Контур.Фокуса», с 2020 по 2022 год выручка клининговых компаний в регионе выросла на 18% - с 7,2 до 8,5 млрд рублей.

Самый большой прирост по количеству клининговых организаций в Свердловской области — в категории «общая уборка зданий» и «деятельность по чистке и уборке общая». Также прирост, хоть и меньший, демонстрируют компании, занимающиеся уборкой квартир и частных домов. О том, как открыть такой бизнес, расскажем дальше.
Как пробиться на высококонкурентном рынке
Юлия Прибылова — основатель «Домашней феи». В прошлом выпускница журфака УрГУ и менеджер по продажам, начала свое дело в 2016 году. Первые два года сама выезжала оказывать клининговые услуги. Официально компанию она открыла в 2018 году. Сегодня у нее в штате 25 специалистов по уборке квартир и коттеджей. По словам Юлии, на момент запуска проекта только в Екатеринбурге было 300 компаний, из них 150 — те, которые работали с частными лицами.
«Думаю, что сейчас открывать новую клининговую компанию в Екатеринбурге будет непросто. Нам конкурировать проще, поскольку уже есть имя и определенный уровень известности. Весной мы открыли филиал в маленьком городе Саратовской области, где люди не привыкли к таким услугам, но и там мы нашли клиентов», – рассказывает основатель «Домашней Феи».

Ольга Карабет пришла в клининговый бизнес лишь в конце 2022 года, до этого работала в компании, занимающейся продажами строительных материалов. Перед тем как собирать команду, сама принимала и выполняла заказы. Несмотря на высокую конкуренцию, сейчас ее компания «ОКлин» демонстрирует ежемесячный прирост выручки и заказов.

«Я сама, как обычная женщина, достаточно часто заказывала услуги клининга, но меня не устраивало качество услуг. Хотелось найти человека, который сможет прибирать по моим собственным стандартам чистоты. Я ушла из найма и первые свои уборки начала в декабре 2022 года, ожидая новогоднего ажиотажа. Сейчас моя компания растет темпами примерно плюс 30-50% в месяц, но это потому, что мы начинали с нуля. Бесконечно таких цифр, конечно, не будет», – объясняет Ольга Карабет.
Как пробиться на высококонкурентном рынке
Юлия Прибылова – основатель «Домашней феи». В прошлом выпускница журфака УрГУ и менеджер по продажам, начала свое дело в 2016 году. Первые два года сама выезжала оказывать клининговые услуги. Официально компанию она открыла в 2018 году. Сегодня у нее в штате 25 специалистов по уборке квартир и коттеджей. По словам Юлии, на момент запуска проекта только в Екатеринбурге было 300 компаний, из них 150 – те, которые работали с частными лицами.

«Думаю, что сейчас открывать новую клининговую компанию в Екатеринбурге будет непросто. Нам конкурировать проще, поскольку уже есть имя и определенный уровень известности. Весной мы открыли филиал в маленьком городе Саратовской области, где люди не привыкли к таким услугам, но и там мы нашли клиентов», – рассказывает основатель «Домашней Феи».

Ольга Карабет пришла в клининговый бизнес лишь в конце 2022 года, до этого работала в компании, занимающейся продажами строительных материалов. Перед тем как собирать команду, сама принимала и выполняла заказы. Несмотря на высокую конкуренцию, сейчас ее компания «ОКлин» демонстрирует ежемесячный прирост выручки и заказов.

«Я сама, как обычная женщина, достаточно часто заказывала услуги клининга, но меня не устраивало качество услуг. Хотелось найти человека, который сможет прибирать по моим собственным стандартам чистоты. Я ушла из найма и первые свои уборки начала в декабре 2022 года, ожидая новогоднего ажиотажа. Сейчас моя компания растет темпами примерно плюс 30-50% в месяц, но это потому, что мы начинали с нуля. Бесконечно таких цифр, конечно, не будет», – объясняет Ольга Карабет.
Свою историю Ольга Карабет рассказывает в новом выпуске подкаста «Надо делать бизнес».
Послушать его можно прямо здесь:
или на любой другой подкаст-площадке
И основательница «Домашней Феи», и владелица «ОКлин» сходятся в едином мнении: самое главное – это качество услуг и уровень сервиса. И Юлия, и Ольга столкнулись с тем, что при расширении бизнеса и найме новых сотрудников старые заказчики просили приехать их самих.

По словам Юлии Прибыловой, на этапе появления сотрудников начали возникать недопонимания с клиентами, появились отрицательные отзывы. Но, прислушиваясь к таким отзывам, можно повысить качество и продолжать расти. Сегодня должностная инструкция, которой следуют «феи», состоит из 14 пунктов и занимает три листа А4.
Как стать предпринимателем и открыть своё дело?
Областной фонд поддержки предпринимательства — важный ресурс для предпринимателей Свердловской области. Региональные и федеральные меры поддержки, льготные финансы, бизнес-мероприятия, бесплатное обучение и многое другое.
Ошибки новичка
Ошибок на начальном этапе избежать сложно. Так, Ольга Карабет рассказывает, как неправильный выбор рекламной площадки оставил ее без 65 тыс. рублей на старте.

«Практически половина моих запасов, накопленных на подушку безопасности, с которыми я стартовала, просто ушли в никуда, потому что я выбрала неправильную площадку и не того исполнителя. Я думала, что в основном клиентов буду привлекать через интернет, но по факту заявок не было», – говорит основатель «ОКлин».
Кроме того, у Ольги был опыт работы с Авито. Через объявление шли клиенты, однако не те, с которыми она собиралась работать. В основном ее клинеры убирают в новостройках премиум- и бизнес-класса. Контакты передают по сарафанному радио соседям. С интернет-площадки же приходили в основном те, кто хочет за маленькие деньги вымыть «убитую» жилплощадь. Ольга признается, что в таких квартирах даже после генеральной уборки не всегда видна четкая разница «до» и «после», а когда результатов усилий не видно, появляется ощущение бессмысленности работы.

У Юлии Прибыловой неудачи на начальном этапе случались с подбором персонала, когда в компанию приходили клинеры «по совместительству». Такие люди могут не выйти в нужный момент, подвести и клиента, и компанию. Сейчас, по словам основательницы «Феи», каждый ее сотрудник проходит обучение, стажировку, имеет закрепленный за ним график и фронт работ. Чаще всего ее клинеры – люди с высшим образованием, которые раньше не работали в клининговых компаниях, их не нужно переучивать и они не будут совмещать несколько работ сразу.
Ошибки новичка
Ошибок на начальном этапе избежать сложно. Так, Ольга Карабет рассказывает, как неправильный выбор рекламной площадки оставил ее без 65 тыс. рублей на старте.

«Практически половина моих запасов, накопленных на подушку безопасности, с которыми я стартовала, просто ушли в никуда, потому что я выбрала неправильную площадку и не того исполнителя. Я думала, что в основном клиентов буду привлекать через интернет, но по факту заявок не было», – говорит основатель «ОКлин».

Кроме того, у Ольги был опыт работы с Авито. Через объявление шли клиенты, однако не те, с которыми она собиралась работать. В основном ее клинеры убирают в новостройках премиум- и бизнес-класса. Контакты передают по сарафанному радио соседям. С интернет-площадки же приходили в основном те, кто хочет за маленькие деньги вымыть «убитую» жилплощадь. Ольга признается, что в таких квартирах даже после генеральной уборки не всегда видна четкая разница «до» и «после», а когда результатов усилий не видно, появляется ощущение бессмысленности работы.

У Юлии Прибыловой неудачи на начальном этапе случались с подбором персонала, когда в компанию приходили клинеры «по совместительству». Такие люди могут не выйти в нужный момент, подвести и клиента, и компанию. Сейчас, по словам основательницы «Феи», каждый ее сотрудник проходит обучение, стажировку, имеет закрепленный за ним график и фронт работ. Чаще всего ее клинеры – люди с высшим образованием, которые раньше не работали в клининговых компаниях, их не нужно переучивать и они не будут совмещать несколько работ сразу.
Тинькофф Бизнес* предлагает полный набор продуктов и решений для малого бизнеса в любой сфере — от автосервиса до салона красоты.
С чего начать
Регистрация

И Юлия Прибылова, и Ольга Карабет зарегистрированы как индивидуальные предприниматели. Первая объясняет это тем, что в 2018 году самозанятости как таковой не было и персонал набирали с трудовыми договорами, вторая – тем, что у нее уже было зарегистрировано другое ИП, не связанное с клинингом. Хотя и самозанятыми в этой сфере работать также можно.

Выбор помещения

Офис – вещь нужная, но необязательная. По словам Юлии Прибыловой, она выбирала место, удобное прежде всего для сотрудников, а не для клиентов, поскольку с последними все вопросы можно решить удаленно.
Самое главное, чтобы помещение было расположено в подходящем месте с хорошей транспортной развязкой. В идеале – открыть несколько отдельных офисов в разных локациях города, чтобы сотрудникам было удобно и комфортно добираться.

Кроме того, со временем компании может потребоваться склад для хранения оборудования. Для домашнего клининга достаточно помещения площадью 10 кв. метров, говорит основатель «Домашней Феи».

Наем персонала

В команде Ольги Карабет работает шесть человек, все они с опытом, поскольку, как признается сама основатель «ОКлин», она новичок и всегда рада научиться чему-то у специалистов. У «Домашней Феи» подход другой – там людей набирают, обучают и стажируют с нуля. Обучить проще, чем переучить, считает Юлия Прибылова.

Выбор оборудования

На начальном этапе, как у Ольги, достаточно простого комплекта для уборки: ведро с системой отжима, швабра, держатели для насадок на швабру (моп). Стоимость такого набора – 5000 рублей. Срок службы при регулярных работах – до года. Кроме того, нужна профессиональная химия. Вместо ушедшего с рынка иностранного производителя, которого изначально рассматривала Ольга, она остановилась на российском.

По словам Юлии, у них сейчас несколько агрегатов для мытья пола, роторная машина для плитки, пылесос для ковровых покрытий, мойка высокого давления, экстракторы для химчистки мебели и ковров, пушки для сушки, строительные и обычные пылесосы, орбитальная машинка для обивки, оборудование для полировки царапин на стеклах или для удаления налета, строительный фен, стремянки, наборы с телескопическими палками для мытья окон, бытовая химия. Как до пандемии и до санкций, Юлия закупает европейскую химию: «Она по-прежнему продается в России, просто стоит дороже».

Реклама

Ольга Карабет делает ставку на сарафанное радио и раздаточную рекламу, планирует продвигать бренд с помощью наклеек на машины. Юлия Прибылова, напротив, считает, что лучше всего услуга продается в интернете. И главный источник клиентов – Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена). Дополнительно – «Яндекс.Бизнес», публикации в СМИ и личные рекомендации.
С чего начать
Регистрация

И Юлия Прибылова, и Ольга Карабет зарегистрированы как индивидуальные предприниматели. Первая объясняет это тем, что в 2018 году самозанятости как таковой не было и персонал набирали с трудовыми договорами, вторая – тем, что у нее уже было зарегистрировано другое ИП, не связанное с клинингом. Хотя и самозанятыми в этой сфере работать также можно.

Выбор помещения

Офис – вещь нужная, но необязательная. По словам Юлии Прибыловой, она выбирала место, удобное прежде всего для сотрудников, а не для клиентов, поскольку с последними все вопросы можно решить удаленно. Самое главное, чтобы помещение было расположено в подходящем месте с хорошей транспортной развязкой. В идеале – открыть несколько отдельных офисов в разных локациях города, чтобы сотрудникам было удобно и комфортно добираться.

Кроме того, со временем компании может потребоваться склад для хранения оборудования. Для домашнего клининга достаточно помещения площадью 10 кв. метров, говорит основатель «Домашней Феи».

Наем персонала

В команде Ольги Карабет работает шесть человек, все они с опытом, поскольку, как признается сама основатель «ОКлин», она новичок и всегда рада научиться чему-то у специалистов. У «Домашней Феи» подход другой – там людей набирают, обучают и стажируют с нуля. Обучить проще, чем переучить, считает Юлия Прибылова.

Выбор оборудования

На начальном этапе, как у Ольги, достаточно простого комплекта для уборки: ведро с системой отжима, швабра, держатели для насадок на швабру (моп). Стоимость такого набора – 5000 рублей. Срок службы при регулярных работах – до года. Кроме того, нужна профессиональная химия. Вместо ушедшего с рынка иностранного производителя, которого изначально рассматривала Ольга, она остановилась на российском.

По словам Юлии, у них сейчас несколько агрегатов для мытья пола, роторная машина для плитки, пылесос для ковровых покрытий, мойка высокого давления, экстракторы для химчистки мебели и ковров, пушки для сушки, строительные и обычные пылесосы, орбитальная машинка для обивки, оборудование для полировки царапин на стеклах или для удаления налета, строительный фен, стремянки, наборы с телескопическими палками для мытья окон, бытовая химия. Как до пандемии и до санкций, Юлия закупает европейскую химию: «Она по-прежнему продается в России, просто стоит дороже».

Реклама

Ольга Карабет делает ставку на сарафанное радио и раздаточную рекламу, планирует продвигать бренд с помощью наклеек на машины. Юлия Прибылова, напротив, считает, что лучше всего услуга продается в интернете. И главный источник клиентов – Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена). Дополнительно – «Яндекс.Бизнес», публикации в СМИ и личные рекомендации.
ATVIRA — Прямые поставки из Китая для вашего бизнеса
13 лет мы занимаемся аутсорсингом ВЭД в Китае «под ключ»: берем на себя полный цикл иностранной сделки, включая поиск поставщика, таможенное оформление и доставку груза.
Помогаем малому и крупному бизнесу оптимизировать издержки до 30%.
Сезонный фактор и виды уборки
В клининге сезонный фактор оказывает влияние, но не столько на прибыль и поток клиентов, сколько на виды работ. По словам Юлии Прибыловой, с середины марта и до середины ноября – мытье окон. Зимой – химчистка. Две трети всех заказов (150 из 200 в месяц) – это поддерживающая уборка, треть (50) – генеральные и послеремонтные.
По словам Ольги Карабет, в мае-июне поступают заказы в основном не на уборку, а на мытье окон и балконов. В месяц из 80 клиентов в среднем 30 – это новые заказчики (послестроительные и поддерживающие уборки), остальные 50 – повторные.
Сезонный фактор и виды уборки
В клининге сезонный фактор оказывает влияние, но не столько на прибыль и поток клиентов, сколько на виды работ. По словам Юлии Прибыловой, с середины марта и до середины ноября – мытье окон. Зимой – химчистка. Две трети всех заказов (150 из 200 в месяц) – это поддерживающая уборка, треть (50) – генеральные и послеремонтные.

По словам Ольги Карабет, в мае-июне поступают заказы в основном не на уборку, а на мытье окон и балконов. В месяц из 80 клиентов в среднем 30 – это новые заказчики (послестроительные и поддерживающие уборки), остальные 50 – повторные.
Сколько можно заработать
Большую часть рынка клининговых услуг занимают Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Здесь выше спрос и расценки. Но не отстают от них и регионы. По данным «Авито-услуги», средняя стоимость заказа при простой уборке составляет около 3 тыс. рублей, генеральная уборка обойдется в полтора раза дороже.

Компании зачастую составляют «калькулятор» услуг, не фиксируя конкретную цену. Итоговый чек будет зависеть от фронта работ.
«Основной упор должен быть сделан на качество, если классно оказывать услугу, то она будет востребована. А значит, и ценник будет хороший, и рентабельность будет нормальная», – считает Юлия Прибылова.

Стартовые расходы – небольшие. По словам создателя «Домашней Феи», она поначалу не вкладывала ничего, используя собственный пылесос и бытовую химию из ближайшего супермаркета, передвигаясь на своей машине. Оборот первого месяца работы составил 50 тыс. рублей, из них 8 тыс. ушли на услуги копирайтера, который писал посты в соцсетях. Еще 42 тыс. – зарплата Юлии. Сейчас оборот ее компании в среднем – 1,7-1,8 млн рублей. Полтора миллиона – это точка безубыточности.
Сколько можно заработать
Большую часть рынка клининговых услуг занимают Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Здесь выше спрос и расценки. Но не отстают от них и регионы. По данным «Авито-услуги», средняя стоимость заказа при простой уборке составляет около 3 тыс. рублей, генеральная уборка обойдется в полтора раза дороже.

Компании зачастую составляют «калькулятор» услуг, не фиксируя конкретную цену. Итоговый чек будет зависеть от фронта работ.

«Основной упор должен быть сделан на качество, если классно оказывать услугу, то она будет востребована. А значит, и ценник будет хороший, и рентабельность будет нормальная», – считает Юлия Прибылова.

Стартовые расходы – небольшие. По словам создателя «Домашней Феи», она поначалу не вкладывала ничего, используя собственный пылесос и бытовую химию из ближайшего супермаркета, передвигаясь на своей машине. Оборот первого месяца работы составил 50 тыс. рублей, из них 8 тыс. ушли на услуги копирайтера, который писал посты в соцсетях. Еще 42 тыс. – зарплата Юлии. Сейчас оборот ее компании в среднем – 1,7-1,8 млн рублей. Полтора миллиона – это точка безубыточности.
Экономика клининговой компании
Расчеты Юлии Прибыловой тыс. рублей
Чистая прибыль в месяц
367 000
Ежемесячные расходы:
  • 1 000 000 - зарплата сотрудников
  • 132 000 - оплата услуг водителя, бухгалтера, администратора
  • 98 000. - реклама
  • 61 000 - бытовая химия
  • 45 000 - SММ
  • 34 000 - налоги
  • 32 000 - аренда, интернет, комиссии
  • 21 000 - топливо
1 800 000
Оборот в месяц
У компании «ОКлин» и прибыль, и расходы скромнее. По словам Ольги, за май выручка составила порядка 280 тыс. рублей. Чистая прибыль – около 170 тыс. в месяц. Ежемесячный прирост – 30–50%.
Автор: Александра Морозова
Реклама: АО «Тинькофф Банк», лицензия ЦБ РФ №2673, www.tinkoff.ru, ЕРИР токен: 4CQwVszH9pSXMLxnrJa
Реклама: ООО «ЭЛЕКТРОМИР», www.atvira.ru, ЕРИР токен: 4CQwVszH9pSXMLxoCKQ
Реклама. Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (микрокредитная компания), www.sofp.ru, ЕРИР токен: 4CQwVszH9pSaLJKffgS

АО «Тинькофф Банк», лицензия ЦБ РФ №2673