Надо делать бизнес
Мультимедийный проект о том, как начать свое дело в России. Предприниматели, у которых уже все получилось, делятся опытом с новичками. Это не многословные истории успеха, которые невозможно повторить. Здесь без лишних эмоций, поэтапно, с практическими расчетами рассказывают, что и как нужно делать.
Как открыть свой салон красоты.
Практические советы трех предпринимательниц
Практические
советы трех предпринимательниц
Одной из сфер с самым низким порогом входа считается область бьюти-услуг. У всех есть подруга, которая научилась делать маникюр, купила пару лаков и лампу и открыла прием клиентов «на ноготочки» в свободное от основной работы время прямо у себя дома.

Для многих это остается хобби и источником дополнительного заработка. Но тем, кто решил всерьез строить бизнес в индустрии красоты, нужно быть готовым к трудностям.
Бьюти-рынок России растет после шокового падения
Рынок бьюти-услуг включает в себя спектр направлений: маникюр и педикюр, наращивание ресниц и макияж, прически и стрижки, депиляция и электроэпиляция, массаж и загар и т. д.

По оценкам BusinesStat, за период с 2017 по 2021 год число парикмахерских и салонов красоты в России сократилось на 8,8% (c 95,2 тыс. до 86,8 тыс. юрлиц). Основное снижение произошло в 2020 году — в период пандемии индустрия красоты оказалась среди наиболее пострадавших отраслей.
Парикмахерские и салоны красоты неоднородны по уровню цен и качеству предоставляемых услуг. Салоны эконом-класса составляют большинство: в 2021 году к этой категории относились 93,9% всех салонов (81,6 тыс. предприятий). Долю салонов красоты бизнес-класса оценивали в 5% (4,4 тыс.). К категории «премиум» относилось 1,1% (900 тыс.) заведений.

Екатеринбург занимает четвертую строчку (после Москвы, Санкт-Петербурга и Пензы) по численности парикмахерских и салонов.

В 2022 году на фоне начала боевых действий на территории Украины сфера бьюти-услуг столкнулась с новыми трудностями. В моменте сообщалось о том, что в стране может закрыться порядка 20% салонов. Из-за санкций в отношении России цены на импортную продукцию резко выросли — в два-три раза. На уровень до 24 февраля они так и не вернулись, но со временем все же несколько опустились.

Кроме того, в страну перестали поставлять часть импортной салонной косметики — например, прекратили поставки производители Guerlain, Dior, Estee Lauder, Make Up For Ever и другие. Поэтому владельцам салонов красоты пришлось экстренно искать замену ушедшим брендам.

Несмотря на все это, на весну 2023 года бьюти-рынок России растет. «Возможности путешествовать сократились, и появились свободные деньги, которые многие предпочитают вкладывать в себя. Мы работаем в основном с женщинами. А для них зачастую поход в салон — это способ поднять себе настроение», — объясняет основательница студии эстетики тела «Нежнее Шелка» Ольга Мироевская.

Поэтому появляющиеся новые салоны красоты и кабинеты оказываются востребованы даже в кризисные периоды.
Бьюти-рынок России растет после шокового падения
Рынок бьюти-услуг включает в себя спектр направлений: маникюр и педикюр, наращивание ресниц и макияж, прически и стрижки, депиляция и электроэпиляция, массаж и загар и т. д.

По оценкам BusinesStat, за период с 2017 по 2021 год число парикмахерских и салонов красоты в России сократилось на 8,8% (c 95,2 тыс. до 86,8 тыс. юрлиц). Основное снижение произошло в 2020 году — в период пандемии индустрия красоты оказалась среди наиболее пострадавших отраслей.

Доля потребителей услуг парикмахерских и салонов красоты в России росла и к концу периода составила 72,1% от населения страны (104,5 млн человек).

Парикмахерские и салоны красоты неоднородны по уровню цен и качеству предоставляемых услуг. Салоны эконом-класса составляют большинство: в 2021 году к этой категории относились 93,9% всех салонов (81,6 тыс. предприятий). Долю салонов красоты бизнес-класса оценивали в 5% (4,4 тыс.). К категории «премиум» относилось 1,1% (900 тыс.) заведений.

Екатеринбург занимает четвертую строчку (после Москвы, Санкт-Петербурга и Пензы) по численности парикмахерских и салонов.

В 2022 году на фоне начала боевых действий на территории Украины сфера бьюти-услуг столкнулась с новыми трудностями. В моменте сообщалось о том, что в стране может закрыться порядка 20% салонов. Из-за санкций в отношении России цены на импортную продукцию резко выросли — в два-три раза. На уровень до 24 февраля они так и не вернулись, но со временем все же несколько опустились.

Кроме того, в страну перестали поставлять часть импортной салонной косметики — например, прекратили поставки производители Guerlain, Dior, Estee Lauder, Make Up For Ever и другие. Поэтому владельцам салонов красоты пришлось экстренно искать замену ушедшим брендам.

Несмотря на все это, на весну 2023 года бьюти-рынок России растет. «Возможности путешествовать сократились, и появились свободные деньги, которые многие предпочитают вкладывать в себя. Мы работаем в основном с женщинами. А для них зачастую поход в салон — это способ поднять себе настроение», — объясняет основательница студии эстетики тела «Нежнее Шелка» Ольга Мироевская.

Поэтому появляющиеся новые салоны красоты и кабинеты оказываются востребованы даже в кризисные периоды.
Как стать предпринимателем и открыть своё дело?
Областной фонд поддержки предпринимательства — важный ресурс для предпринимателей Свердловской области. Региональные и федеральные меры поддержки, льготные финансы, бизнес-мероприятия, бесплатное обучение и многое другое.
С чего начать?
Прежде чем открывать свой салон и задаваться вопросами аренды, оборудования, поиска клиентской базы, необходимо получить навыки. Срок обучения и его стоимость зависят от направления, в котором вы будете развиваться.

Например, можно за 10 месяцев получить комплексное образование в Уральском колледже индустрии красоты. Так поступила Ольга Мироевская, там она обучилась маникюру, прическам, косметологии, визажу, массажу.
С чего начать?
Прежде чем открывать свой салон и задаваться вопросами аренды, оборудования, поиска клиентской базы, необходимо получить навыки. Срок обучения и его стоимость зависят от направления, в котором вы будете развиваться.

Например, можно за 10 месяцев получить комплексное образование в Уральском колледже индустрии красоты. Так поступила Ольга Мироевская, там она обучилась маникюру, прическам, косметологии, визажу, массажу.
Подробную историю того, как Ольга Мироевская запускала свой салон, она рассказала в новом выпуске нашего подкаста.
Послушать его можно прямо здесь:
или на любой другой подкаст-площадке
Если вы планируете развиваться в сфере причесок, будет достаточно пройти небольшой курс, на котором вас научат базовым вещам: начес, работа с разными типами волос, виды укладок и причесок. По такому пути пошла стилист по прическам Катерина Селезнева: в 2018 году она купила двухмесячный курс за 15 тыс. рублей. По ее словам, на этом обучение не заканчивается и со временем придется учиться новому. В среднем на курсы повышения квалификации она тратит около 50 тыс. рублей в год.
Если вы планируете развиваться в сфере причесок, будет достаточно пройти небольшой курс, на котором вас научат базовым вещам: начес, работа с разными типами волос, виды укладок и причесок. По такому пути пошла стилист по прическам Катерина Селезнева: в 2018 году она купила двухмесячный курс за 15 тыс. рублей. По ее словам, на этом обучение не заканчивается и со временем придется учиться новому. В среднем на курсы повышения квалификации она тратит около 50 тыс. рублей в год.
Но можно зайти в бьюти-сферу, минуя стадию работы мастером. Так произошло у Юлии Куманяевой, которая основала и руководит салонами JK Beauty и «Кума». Свой путь она начала в 2013 году: в то время она периодически снималась для рекламы, и ей предложили для одной кампании покраситься в черный цвет. От покраски волосы испортились и стали ломаться. Наращивание было тогда девушке не по карману, и, имея только 20 тыс. рублей, она в качестве альтернативы решила закупить пробную партию волос на заколках.
«Волосы я заказала для себя и чтобы продавать знакомым. Спустя два месяца у меня начали спрашивать, что и как, и я начала продавать их во «ВКонтакте». Спустя полгода я сняла первое помещение площадью 10 кв. м». Уже в ходе работы она проходила обучение по управлению бизнесом.

Любому владельцу бизнеса, по ее мнению, необходимо освоить четыре основных навыка: планирование, мотивация сотрудников, организация рабочих процессов и контроль выполнения планов. Все эти знания можно получить на курсах или обратившись к уже опытному предпринимателю. Сегодня Юлия руководит восемью салонами. За годы работы она вложила в собственное образование около 2 млн рублей.

«Эти навыки в жизни становятся необходимы почти каждому мастеру. Потому что в какой-то момент человек, который хочет развиваться в бьюти-сфере, упирается в некоторый потолок цен за свою работу. И тогда приходит к осознанию, что было бы интересно открыть свое дело. Это, конечно, уже совсем новый путь», — говорит она.
Но можно зайти в бьюти-сферу, минуя стадию работы мастером. Так произошло у Юлии Куманяевой, которая основала и руководит салонами JK Beauty и «Кума». Свой путь она начала в 2013 году: в то время она периодически снималась для рекламы, и ей предложили для одной кампании покраситься в черный цвет. От покраски волосы испортились и стали ломаться. Наращивание было тогда девушке не по карману, и, имея только 20 тыс. рублей, она в качестве альтернативы решила закупить пробную партию волос на заколках. «Волосы я заказала для себя и чтобы продавать знакомым. Спустя два месяца у меня начали спрашивать, что и как, и я начала продавать их во «ВКонтакте». Спустя полгода я сняла первое помещение площадью 10 кв. м». Уже в ходе работы она проходила обучение по управлению бизнесом.

Любому владельцу бизнеса, по ее мнению, необходимо освоить четыре основных навыка: планирование, мотивация сотрудников, организация рабочих процессов и контроль выполнения планов. Все эти знания можно получить на курсах или обратившись к уже опытному предпринимателю. Сегодня Юлия руководит восемью салонами. За годы работы она вложила в собственное образование около 2 млн рублей.

«Эти навыки в жизни становятся необходимы почти каждому мастеру. Потому что в какой-то момент человек, который хочет развиваться в бьюти-сфере, упирается в некоторый потолок цен за свою работу. И тогда приходит к осознанию, что было бы интересно открыть свое дело. Это, конечно, уже совсем новый путь», — говорит она.
Тинькофф Бизнес* предлагает полный набор продуктов и решений для малого бизнеса в любой сфере — от автосервиса до салона красоты.
Что дальше?
Теперь можно переходить к вопросам аренды пространства и оборудования. Здесь все так же очень сильно зависит от вашей области.

Те, кто начинает заниматься прическами, часто делают это не одни, а вместе с визажистами — так клиенты могут решить сразу две задачи и за час получить готовый образ. На первых порах не обязательно открывать отдельный кабинет — можно арендовать только стул и стол в пространстве, где помимо вас будут работать и другие мастера. По словам Катерины Селезневой, такое место может стоить 5-6 тыс. рублей в месяц.
Если все же хочется иметь сразу свое помещение, то, по опыту Катерины, можно найти кабинет в центре города за 12 тыс. рублей в месяц. Однако тогда к сумме аренды нужно прибавлять порядка 40 тыс. рублей на закупку базовой мебели: кресел, столов, стеллажей. Катерина рассказала, что когда она вместе со своей коллегой-визажистом решила переехать в отдельное помещение, вложения в него удалось отбить за первый месяц работы.

Кроме аренды, нужно закупить базовое оборудование. У парикмахеров его не так много: достаточно плойки и утюжка, которые стоят от 5 тыс. рублей. Также базовые спрей-лак, термозащита, воски, расчески — еще порядка 10 тысяч.
Что дальше?
Теперь можно переходить к вопросам аренды пространства и оборудования. Здесь все так же очень сильно зависит от вашей области.

Те, кто начинает заниматься прическами, часто делают это не одни, а вместе с визажистами — так клиенты могут решить сразу две задачи и за час получить готовый образ. На первых порах не обязательно открывать отдельный кабинет — можно арендовать только стул и стол в пространстве, где помимо вас будут работать и другие мастера. По словам Катерины Селезневой, такое место может стоить 5-6 тыс. рублей в месяц.

Если все же хочется иметь сразу свое помещение, то, по опыту Катерины, можно найти кабинет в центре города за 12 тыс. рублей в месяц. Однако тогда к сумме аренды нужно прибавлять порядка 40 тыс. рублей на закупку базовой мебели: кресел, столов, стеллажей. Катерина рассказала, что когда она вместе со своей коллегой-визажистом решила переехать в отдельное помещение, вложения в него удалось отбить за первый месяц работы.

Кроме аренды, нужно закупить базовое оборудование. У парикмахеров его не так много: достаточно плойки и утюжка, которые стоят от 5 тыс. рублей. Также базовые спрей-лак, термозащита, воски, расчески — еще порядка 10 тысяч.
ATVIRA — Прямые поставки из Китая для вашего бизнеса
13 лет мы занимаемся аутсорсингом ВЭД в Китае «под ключ»: берем на себя полный цикл иностранной сделки, включая поиск поставщика, таможенное оформление и доставку груза.
Помогаем малому и крупному бизнесу оптимизировать издержки до 30%.
Чтобы выйти на рынок бьюти-услуг, понадобится стартовая сумма
стилист по прическам
от 25 000 руб.
от 300 000 руб.
специалист по электроэпиляции
Ольга Мироевская сначала решила сделать упор на депиляцию и макияж. У нее не было специального помещения — она работала на дому и на выезде. Со временем решила арендовать первый кабинет площадью 13 кв. м за 13 тыс. рублей. Еще потратила порядка 120 тыс. рублей на расходники для депиляции и макияжа. Отбить эти вложения удалось за пару месяцев.

Со временем Ольга стала делать больший упор на электроэпиляцию, а это процедура, которая влечет за собой дополнительные крупные расходы для предпринимателя. Во-первых, необходимое оборудование на фоне других пунктов стоит дорого. Отечественные устройства — от 200 тыс. рублей.
Но, по словам Ольги, лучшие аппараты выпускают в Канаде. Один такой обойдется в 1,3—1,5 млн рублей.

Во-вторых, для проведения электроэпиляции требуется медобразование и оформленная для клиники лицензия. За нее придется заплатить еще 250—300 тыс. рублей.
Ольга Мироевская сначала решила сделать упор на депиляцию и макияж. У нее не было специального помещения — она работала на дому и на выезде. Со временем решила арендовать первый кабинет площадью 13 кв. м за 13 тыс. рублей. Еще потратила порядка 120 тыс. рублей на расходники для депиляции и макияжа. Отбить эти вложения удалось за пару месяцев.

Со временем Ольга стала делать больший упор на электроэпиляцию, а это процедура, которая влечет за собой дополнительные крупные расходы для предпринимателя. Во-первых, необходимое оборудование на фоне других пунктов стоит дорого. Отечественные устройства — от 200 тыс. рублей.
Но, по словам Ольги, лучшие аппараты выпускают в Канаде. Один такой обойдется в 1,3—1,5 млн рублей.

Во-вторых, для проведения электроэпиляции требуется медобразование и оформленная для клиники лицензия. За нее придется заплатить еще 250—300 тыс. рублей.
Лицензия на работу с электроэпиляцией — 300 тыс. рублей
Если открывать салон сразу в качестве руководителя, как это делала Юлия Куманяева, то для старта, по ее подсчетам, нужно закладывать порядка 2 млн рублей. «При этом брать кредиты нежелательно. К ним можно прибегнуть, когда у вас бизнес-модель уже отработана», — считает бизнесвумен.
А как же люди?
Подбор правильных мастеров — это очень важный пункт в списке задач, которые надо закрыть до старта работы. Как рассказывают Ольга и Юлия, для них важнее всего было то, чтобы будущий мастер искренне хотел работать на своем месте.

Другим важным критерием отбора Ольга называет то, что человек перед началом работы должен обязательно пройти обучение по электроэпиляции у нее. Четырехдневный курс обойдется ученице в 90 тыс. рублей.
«Я училась у людей, которые стояли у истоков электроэпиляции у нас. И мне важно передать знания своим будущим сотрудникам, и я обучаю их индивидуально. Эти расходы потом окупятся и принесут человеку достойный доход. Прайс можно поднимать: например, я начинала с 20-25 рублей за минуту, а теперь беру 70 рублей».
А как же люди?
Подбор правильных мастеров — это очень важный пункт в списке задач, которые надо закрыть до старта работы. Как рассказывают Ольга и Юлия, для них важнее всего было то, чтобы будущий мастер искренне хотел работать на своем месте.

Другим важным критерием отбора Ольга называет то, что человек перед началом работы должен обязательно пройти обучение по электроэпиляции у нее. Четырехдневный курс обойдется ученице в 90 тыс. рублей.

«Я училась у людей, которые стояли у истоков электроэпиляции у нас. И мне важно передать знания своим будущим сотрудникам, и я обучаю их индивидуально. Эти расходы потом окупятся и принесут человеку достойный доход. Прайс можно поднимать: например, я начинала с 20-25 рублей за минуту, а теперь беру 70 рублей».
Продвижение — это дорого?
Наши собеседницы отмечают, что лучшим способом продвижения остается Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в РФ экстремистской организацией). Однако, добавляет Катерина Селезнева, ведение страницы в соцсети отнимает много времени: «Сейчас подписчикам недостаточно, чтобы ты просто красивые работы выкладывала — нужно показывать себя как личность, делать какие-то необычные вещи. Но я пока сама с этим справляюсь, поэтому smm-специалиста не ищу».
Страницы «Нежнее Шелка» в соцсетях ведет контент-менеджер. «Эта девушка сама работала в сфере салонов красоты, поэтому она прекрасно понимает всю внутреннюю кухню, а я ей могу полностью доверять», — рассказывает Ольга Мироевская. По ее словам, только на продвижение в соцсетях нужно закладывать порядка 50 тыс. рублей ежемесячно, но есть и условно бесплатные опции: «Мы расклеивали листовки рядом с нашим кабинетом. А еще придумали проводить «бикини-марафон». Депиляция зоны бикини — самая высокомаржинальная услуга. Суть была в том, что мы делали это быстро, по сниженной цене. Поток клиенток рос. Это помогло наработать нам хорошую базу постоянников».

Кроме того, с самого появления «Нежнее Шелка» в салоне действует система лояльности, по которой клиент получает бонусы за каждое посещение. Это «привязывает» его к салону.

Катерина Селезнева тоже экспериментировала с разными акциями: например, они с визажистом вылавливали на улице Вайнера случайных прохожих и делали им образ бесплатно. Все это можно было снять на видео и выложить потом в соцсети. «Эти видео люди присылали друг другу, и так узнавали обо мне».

Также помогает размещение на специализированных порталах. «Например, перед началом свадебного сезона (лето — сентябрь) мы выложили информацию о нас на портале про свадьбы. Оттуда довольно много людей приходит», — рассказывает Катерина.

Продвижение — это дорого?
Наши собеседницы отмечают, что лучшим способом продвижения остается Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в РФ экстремистской организацией). Однако, добавляет Катерина Селезнева, ведение страницы в соцсети отнимает много времени: «Сейчас подписчикам недостаточно, чтобы ты просто красивые работы выкладывала — нужно показывать себя как личность, делать какие-то необычные вещи. Но я пока сама с этим справляюсь, поэтому smm-специалиста не ищу».

Страницы «Нежнее Шелка» в соцсетях ведет контент-менеджер. «Эта девушка сама работала в сфере салонов красоты, поэтому она прекрасно понимает всю внутреннюю кухню, а я ей могу полностью доверять», — рассказывает Ольга Мироевская. По ее словам, только на продвижение в соцсетях нужно закладывать порядка 50 тыс. рублей ежемесячно, но есть и условно бесплатные опции: «Мы расклеивали листовки рядом с нашим кабинетом. А еще придумали проводить «бикини-марафон». Депиляция зоны бикини — самая высокомаржинальная услуга. Суть была в том, что мы делали это быстро, по сниженной цене. Поток клиенток рос. Это помогло наработать нам хорошую базу постоянников».

Кроме того, с самого появления «Нежнее Шелка» в салоне действует система лояльности, по которой клиент получает бонусы за каждое посещение. Это «привязывает» его к салону.

Катерина Селезнева тоже экспериментировала с разными акциями: например, они с визажистом вылавливали на улице Вайнера случайных прохожих и делали им образ бесплатно. Все это можно было снять на видео и выложить потом в соцсети. «Эти видео люди присылали друг другу, и так узнавали обо мне».

Также помогает размещение на специализированных порталах. «Например, перед началом свадебного сезона (лето — сентябрь) мы выложили информацию о нас на портале про свадьбы. Оттуда довольно много людей приходит», — рассказывает Катерина.
Как можно развиваться?
В бьюти-сфере есть несколько способов развиться. Так, например, можно, как Юлия Куманяева, расширять сеть салонов.

Путь Юлии Куманяевой

  • 2015 год. 20 тыс. рублей — покупка и продажа волос на заколку
  • 2016 год. Первое помещение (10 кв. м) + два мастера = открытие студии Rapunzel
  • 2018 год. Расширение площади до 200 кв. м и открытие второго салона
  • Суд с Disney из-за названия —> переименование в JK Beauty
  • 2019 год. Открытие первого бьюти-рума «Кума»
Сейчас она владеет девятью салонами и планирует переходить в косметологию и продажу товаров. Больше салонов она открывать не будет.

Кроме того, можно заниматься обучением. Катерина обучает желающих макияжу и прическе для себя (по 4500 тыс. рублей), а также для мастеров — проводит двухдневные индивидуальные занятия за 10—15 тыс. рублей. При этом она подчеркивает, что количество сертификатов с разных обучений и курсов сейчас не важно: главное — это практические навыки.
Как можно развиваться?
В бьюти-сфере есть несколько способов развиться. Так, например, можно, как Юлия Куманяева, расширять сеть салонов.

Путь Юлии Куманяевой

  • 2015 год. 20 тыс. рублей — покупка и продажа волос на заколку
  • 2016 год. Первое помещение (10 кв. м) + два мастера = открытие студии Rapunzel
  • 2018 год. Расширение площади до 200 кв. м и открытие второго салона
  • Суд с Disney из-за названия —> переименование в JK Beauty
  • 2019 год. Открытие первого бьюти-рума «Кума»

Сейчас она владеет девятью салонами и планирует переходить в косметологию и продажу товаров. Больше салонов она открывать не будет.

Кроме того, можно заниматься обучением. Катерина обучает желающих макияжу и прическе для себя (по 4500 тыс. рублей), а также для мастеров — проводит двухдневные индивидуальные занятия за 10—15 тыс. рублей. При этом она подчеркивает, что количество сертификатов с разных обучений и курсов сейчас не важно: главное — это практические навыки.
Автор: Владислава Ямщикова
Реклама: АО «Тинькофф Банк», лицензия ЦБ РФ №2673, www.tinkoff.ru, ЕРИР токен: 4CQwVszH9pSXMLxnrJa
Реклама: ООО «ЭЛЕКТРОМИР», www.atvira.ru, ЕРИР токен: 4CQwVszH9pSXMLxoCKQ
Реклама. Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (микрокредитная компания), www.sofp.ru, ЕРИР токен: 4CQwVszH9pSaLJKffgS

АО «Тинькофф Банк», лицензия ЦБ РФ №2673