На колесах
Как в Екатеринбург пришла и развивалась культура уличного спорта
Сегодня уличную культуру в любой стране невозможно представить без скейтбордистов, BMXров и кикскутер-райдеров (тех, кто не просто катается на самокатах по городу, а выполняет на них разные трюки). Но так было не всегда. Общая история экстремального спорта насчитывает около 70 лет, хоть отдельные его виды начали зарождаться гораздо раньше. В этом тексте мы расскажем, как парни и девушки со скейтами, великами и самокатами захватили не только Екатеринбург, но и весь мир.
+
[ Как покатушки на деревяшке с колесиками превратились в Олимпийский вид спорта ]
Скейтбординг зародился в США почти 100 лет назад — еще до появления первых профессиональных скейтов дети катались на самодельных досках с колесами. Они вставали на них, садились или ложились и мчались вниз с гор, наслаждаясь скоростью.
Первый официальный прародитель скейтборда появился в 1930 году. Им стал Scooter Skate — металлическая доска с тремя колесами. Но напоминала она современный скейт мало: ее делали с рулем, который дети сразу после покупки убирали, чтобы кататься только на деке.
По сути, именно подростки и стали новаторами в развитии скейтбординга, так как уже через 15 лет на рынке появляется Skeeter Skate — алюминиевая четырехколесная доска, но уже со съемной ручкой и осями, благодаря которым стало можно поворачивать.
+
Skeeter Skate быстро заинтересовал серфингистов, которые искали способ тренироваться на суше вне сезона больших волн. Они начали прикреплять к доске колеса от роликовых коньков и кататься по городским улицам. Промышленники, увидев интерес к скейтам платежеспособной аудитории, тут же стали налаживать выпуск серьезных спортивных досок, а не просто детских игрушек. Первая коммерческая модель скейтборда поступила в продажу в 1959 году.
Но изобрел скейтборд, в современном понимании его конструктивных особенностей, Лари Стивенсон. В 1963 году он создал собственную модель борда, которая называлась Makaha Surf & Ski Skateboard и пользовалась дикой популярностью. Makaha захватила рынок — только за первые три года компания продала больше 50 млн досок.
Спорт все больше набирал популярность среди обычных людей. Профессиональные скейтеры стали появляться в Европе: Англии, Франции, Германии. О скейтах писали в журналах, показывали по телевизору и даже сняли фильм. Но в конце 1965 года все изменилось.
Хоть индустрия скейтбордов и развивалась, колеса на досках оставались практически неизменны — сначала их делали из стали, а потом из композитного материала. То есть они были очень жесткими: любой камешек и неровность на дороге чувствовались и мешали движению. Люди то и дело получали травмы в падениях.
Скейтборт вновь взлетел. Причем в прямом смысле — в 1976 году Аллан «Олли» Гелфанд придумал прыжок без рук, который стал основой всех трюков и получил название по своему автору — «олли».
После того как Калифорнийская медицинская ассоциация назвала этот вид спорта «опасностью для здоровья», скейтбординг ушел в андеграунд. По радио и телевизору призывали не покупать детям и подросткам доски. Катающихся по улицам молодых людей штрафовали и даже арестовывали.
Спас ситуацию Фрэнк Нэсуорси. В начале 1970-х годов он придумал ставить на скейты полиуретановые колеса, которые сделали катание более плавным, быстрым и давали больший контроль, чем предшественники.
+
Последующие десятилетия скейтбординг вновь последовательно захватывал мир и становился неотъемлемой частью поп-культуры. Скейтеры стали важной составляющей экономики стран. Появились бренды обуви Vans, Etnies, Converse и DC Shoes, которые производили обувь и одежду специально для райдеров. В разных странах начали проводить свои национальные контесты.
В 2016 году скейтбординг вышел на новый уровень: его включили в программу XXXII летних Олимпийских игр в Токио в 2020 году. Для участия в соревнованиях выбрали 20 лучших скейтеров со всего мира. Правда, россиян среди них не оказалось. Вероятно, это связано с тем, что в нашей стране скейт тогда был еще не так развит, ведь до Советского Союза увлечение досками докатилось только к середине 1980-х.
+
[ Скейт в России: от «сделай сам» до международных контестов ]
Первые доски попадали в Союз в качестве подарков детям или друзьям из-за границы. Затем их начали привозить фарцовщики. А вскоре инструкции и чертежи для изготовления досок стали печатать в журналах «Умелые руки» и «Юный техник». Правда, называли их в советских периодических изданиях на свой лад — роликовые самокаты.
Самодельным производство досок было недолго. Первый промышленный скейт — Rula — в Союзе выпустили в 1978 году на заводе газоанализаторов в Эстонской ССР. А вскоре и другим крупным предприятиям Союза, в том числе оборонным, дали указание выпускать скейтборды.
Правда, по техническому условию (ТУ) скейтбордом (роликовой доской) именовался «спортивный снаряд с палубой для двух ног, двумя подвесками рычажно-поворотного типа и четырьмя колесами с шарикоподшипниками». С таким ТУ заводы выпускали абсолютно все, на что хватало их фантазии. Иногда скейты это напоминало мало.
Тем не менее в середине 80-х улицы крупных советских городов заполонили подростки с роликовыми досками, а сам скейтбординг получил статус «вида спорта». В городах стали открывать клубы и секции, заработали региональные федерации.
Главным же центром развития скейтбординга стал Саратов. В 1986 году здесь создали первый в стране скейт-клуб, стали проводить соревнования и даже издавать специализированный журнал. Там же прошел один из самых скейт-слетов — Кубок Союза по скейтбордингу — World Cup Saratov. На турнир приехало более 130 спортсменов, в том числе из других стран, а спонсором мероприятия была «Пепси».
Затем наступило время экономического спада, но в начале нулевых скейтбординг воскрес благодаря MTV. Просто вспомните, как в клипе «Вечеринка» Децла на борде рассекает юный и еще не забитый тату Тимати. Тогда же в стране начали появляться первые специализированные магазины, проводиться первые контесты. Но главной точкой невозврата для официального признания скейтбординга стало открытие в 2002 году крупного, даже по европейским масштабам, закрытого скейт-парка «Адреналин» в Москве.
+
[ Как отцы основатели Екатеринбурга стали отцами для скейтбордистов ]
В Екатеринбурге таких парков не было. Но были места, где можно было и так найти все, что нужно для скейтеров. Главным «спотом» стал памятник основателям города, который в эпоху расцвета MTV прозвали «Бивисом и Батхедом». Он построен так, что здесь есть все фигуры для райдеров: ступеньки разных размеров и грани, на которых можно выполнять трюки. А мраморное покрытие всегда идеально ровное и скользкое.
По этой же причине скейтеры собирались на площади у Театра драмы, где есть удобные ступеньки, перила и бассейн фонтана. Позже ближе к Ельцин Центру, прямо у воды, райдеры разбили спот, на котором до сих пор летними вечерами собираются любители экстрима.
Вообще для катания в Екатеринбурге, как и на заре скейтбординга в Калифорнии, использовали любой резервуар. Например, уралмашевские райдеры с длинными челками и в широких футболках катали в старом фонтане около ДК «Уралмаш» (тогда его называли просто «новым ДК»). Там они ставили самодельные рампы и учились делать трюки.
«В то время, а это 2006 — 2007 годы, старшие ребята в основном катались в центре. Как детский вид спорта скейтбординг тогда не был развит совсем, и мы всему учились самостоятельно. Методом проб и падений», — рассказывает она.
Анастасия неразлучна с бордами во всех проявлениях уже 18 лет. Много лет она, как и многие ребята, училась делать разные фишки сама. Но к 2017 году отношению к скейтбордингу в городе вышло на новый уровень — тогда в Екатеринбурге открыли первую скейт-школу, где опытные тренеры стали обучать всех желающих.
Как вспоминает тренер по скейтборду, лонгборду и сноуборду школы «Сектор X» Анастасия Ядрышникова, многие дети, насмотревшись на старших, выпрашивали у родителей простенькие скейтборды и катались по городским улицам.
«Тренер в скейтбординге — не гарант Олимпийских игр, но гарант безопасности. Это действительно достаточно травмоопасный спорт. Поэтому очень важно научиться сразу правильной технике катания, и с тренером сделать это можно в разы быстрее и безопаснее. Более того „закатанные“ ошибки очень сильно мешают совершенствоваться, а исправлять их сложнее, чем сразу научиться делать правильно», — объяснила Ядрышникова.
Тренировать начинающих скейтбордистов Анастасия начала девять лет назад. В большинстве своем на занятия к ней приходят дети. Маленькие скейтеры тренируются в специальных мини-парках. Например, такой есть в парке Маяковского, где детям с пяти лет не страшно ездить по горками и спрыгивать с маленьких трамплинов.
Когда малыши подрастают и знают базу — они перебираются на площади побольше. За последние шесть лет в городе открылось много спотов для всех скейтеров. Первым стал парк у Дворца молодежи. Правда, он долго не пользовался большой популярностью у райдеров: он радиусный (то есть там была радиусная разгонная горка — квотер-пайп), а кататься на таком никто не умел. Поэтому любители досок продолжали собираться на «Бивисе» и на «Драме».
С каждым летом скейтеров становится все больше. Во-первых, этот спорт по-прежнему очень популярен у детей. Во-вторых, некоторые родители начинают увлекаться скейтом вместе с ребенком.
Многие скейтеры, которые пришли в спорт еще на его заре, тоже продолжают катать и собираться на спотах. Спустя 18 лет на доске Анастасия Ядрышникова говорит, что, почувствовав однажды ветер свободы, когда едешь на доске, и тот драйв, когда получается трюк, — ты не можешь это разлюбить.
«Позже появились профессиональные скейт-парки в ТЦ «Мега» и около «Динамо», а два года назад около КРК «Уралец» открыли крупнейший скейт-парк Урала — RCC EXTREME. Они перетянули на себя внимание райдеров. «Бивис» и «Драма» опустели», — рассказывает Анастасия.
«Меня, бывает, в конце летнего или зимнего сезона спрашивают: «Ну что, накаталась?» И уже на протяжении 15 лет мой ответ неизменно остается отрицательным.
+
+
[ Из детского мотокросса до Олимпийского спорта ]
Разговор о стрит-культуре невозможен без BMX (Bicycle Motocross). Этот вид спорта в 1960-х годах в Калифорнии появился как альтернатива мотокроссу для детей и подростков. Ребята не могли позволить себе мотоциклы, но тоже хотели делать крутые трюки и испытывать себя на сложных для езды маршрутах. Для этого они сами строили грунтовые трассы с ухабами на пустырях и гоняли по ним на велосипедах.
Но скоро они поняли, что классические велосипеды можно сделать более пригодными для их целей. Системы подвески и амортизаторы, большие сиденья в виде банана — все это утяжеляло конструкцию и не позволяло делать некоторые трюки. Поэтому велосипеды стали оснащать легкими седлами и рамами из алюминия или хромомолибденовой стали. Двухколесные стали легкими, но остались прочными и хорошо управляемыми. А это самое главное, когда мчишься на бешеной скорости и взлетаешь на каждой кочке.
Дети на великах быстро сформировали комьюнити и пошли дальше самодельных треков. В 1969 году группа райдеров убедила управляющего Палмс-парка в Санта-Монике Рона Маклера построить в парке трассу, похожую на мотокросс. Маклеру идея понравилась, и 10 июля он провел первую официальную гонку-BMX. Соревнования собрали небывалое количество участников и гонки стали проводить постоянно.
Но праотцом современного BMX считают 13-летнего мальчика Скота Брейтхаупта. Он был одним из первых энтузиастов, который конструировал трассы и создал первое общество BUMS, объединившее любителей BMX. Скот придумал правила, систему баллов, по которой оценивали уровень и навыки райдера. В комьюнити он стал культовой фигурой, а подростки дали ему прозвище Старик, потому что c годами Брейтхаупт не потерял интереса к этому виду спорта
Постепенно BMX захватил все Соединенные Штаты. В разных частях страны подростки сами проводили контесты. Первый «неофициальный» национальный чемпионат по BMX состоялся в сентябре 1974 года в Мемориальном Колизее Лос-Анджелеса.
Тогда «Старик» Скот Брейтхаупт убедил Yamaha инвестировать в гонку для продвижения своей новой линейки велосипедов. Поэтому контест прошел под названием «финал Золотого кубка Yamaha Bicycle Gold Cup». На соревнования собралось больше 5 000 фанатов развивающего спорта.
А в 1975 году национальная велосипедная ассоциация провела в Финиксе то, что многие считают первой официальной национальной гонкой BMX, после которой спорт вышел за пределы США.
К 80-м только в США было около 20 тысяч BMXров. Тогда же появилась Международная федерация BMX (IBMXF), чтобы продвинуть спорт на новый уровень. Сам же он разделился на два направления: гонки (BMX Racing) и фристайл (BMX Freestyle).
Гонки проводили на специально построенных трассах, которые напоминали те, что 20 лет назад строили дети. Фристайл подразумевал не просто скоростную езду, но и выполнение трюков и прыжков на рампах.
+
Спорт в двух его новых ипостасях стал активно захватывать сердца людей в разных частях мира: Чили, Канаде, Австралии, США, Японии, Франции, Новой Зеландии, Нидерландах, Чехии, Аргентине, Швейцарии, Италии и Южной Африке. Все это привело к тому, что в 2008 году BMX-гонки включили в программу Олимпийских игр в Пекине. Фристайл стал частью Олимпиад много позже — только в 2020 году.
+
[ Как BMX докатился до СССР ]
В Союзе развитие BMX началось только в 1980-х. Конечно, на обычных велосипедах ездили взрослые и дети еще в эпоху Российской империи. Но только к концу XX века в страну начал проникать «велосипедный мотокрос».
BMX попал в Союз так же, как и скейты: через поп-культуру и завезенные единичные экземпляры из-за рубежа. Энтузиасты так же переделывали обычные велосипеды, чтобы сделать их более пригодными для трюков и гонок. Конечно, такие устройства были не так надежны и безопасны, как требовал спорт, но райдеров, которые были готовы рискнуть своим здоровьем, год от года становилось все больше.
BMX оставался травмоопасным спортом, и к концу 80-х государство решило это исправить. К процессу подключился Саранский механический завод, который к своему базовому производству самосвалов добавил велосипеды. Так в СССР появился первый велосипед с настоящей BMX-рамой — «Кросс».
Вообще Мордовию можно считать родоначальницей ВМХ-гонок в России. Новый вид спорта развивался силами именно Саранского механического завода. В частности, его продвигал инструктор по физкультуре на предприятии Антон Беляев.
Однажды, в начале 90-х, Беляева отправили в командировку в Латвию. Там он увидел, как дети прыгают на велосипедах, разгоняясь по кочкам. Когда он вернулся в Саранск с эскизом велодрома и показал его директору завода, который тоже активно поддерживал развитие BMX, было решено строить такой же.
Велодром в Саранске, который работает до сих пор, соорудили за 2,5 месяца — рабочие трудились днем и ночью. Он стал первой площадкой для BMX в современной России. Вокруг быстро сформировалось комьюнити — клуб ВМХ-спорта. И с 1993 года саранские райдеры стали заметными не только на национальных чемпионатах в России, но и на международных соревнованиях — Кубке Европы, клубных и личных чемпионатах Старого Света.
Фото с Чемпионата и первенства России по велоспорту-ВМХ. Июнь 1995
+
+
[ От самодельных трамплинов в уральском лесу до лучших экстрим-парков в стране ]
В Екатеринбурге сегодня — да и в целом в России — среди BMX райдеров большей популярностью пользуется фристайл. Но начинали ребята, как и в США, гонками по ухабистым трассам с мечтами о мотокроссе.
Как вспоминает тренер сборной Свердловской области по BMX-фристайл Андрей Белов, в его родном городе — Каменске-Уральском — мотокроссом хотел заниматься каждый второй мальчишка, но не каждый мог себе это позволить.
Андрей был одним из них, но однажды он с другом нашел игру Mat Hoffman’s Pro BMX и благодаря ей узнал, что по мотокроссным трассам можно кататься на велосипеде.
«Мы с другом скачали ее с торрентов. Она вылетала, глючила, но после прохождения уровня там показывали ролик с профессиональными райдерами. Выглядело это очень круто и превратилось в мечту», — говорит Белов.
«Благодаря этим роликам мы стали делать другие трюки и строить другие трассы — так называемые дёрты. Это такие трамплины из грунта, которые можно сделать в лесу с помощью лопаты», — вспоминает Белов.
Первый профессиональный BMX появился в жизни Белова, когда ему было 16 лет. Тогда найти их было непросто: в Екатеринбурге подходящие для этого вида спорта велосипеды продавали только в двух магазинах, а в Каменске-Уральском их не было вовсе. Первый байк купили за 200 долларов (по курсу тех времен это было около 6 тыс. рублей).
Но мало иметь велосипед, нужна еще и трасса. Каменску-Уральскому в этом плане повезло: в городе была мототрасса, и начинающие BMX-еры катались и прыгали там же. То, что высота трамплинов для мотоциклов больше, чем для велосипедистов, юных райдеров не останавливало, и они даже пытались делать те же трюки, что и мотоспортсмены.
Со временем у подростков появлялось все больше видео от профессионалов именно на BMX, и райдеры начали менять стиль катания.
Первые трассы Андрей Белов делал сам вместе с друзьями BMX-рами. В начале их было четверо. Но комьюнити быстро росло. Даже в Екатеринбурге райдеры, которые строили такие же трамплины на Шарташе, узнали что в Каменске-Уральском есть BMX-жизнь. Вообще на заре экстремальных спортов в Екатеринбурге и Каменске-Уральском скейтбордисты, BMX-еры и роллер-скейтеры были в одной компании. Это уже со временем, когда райдеров стало больше, компании разделились по направлениям, городам и тусовкам.
Белов, по его же словам, довольно быстро понял: чтобы развивать BMX как профессиональный спорт, нужно привлекать административный ресурс. Поэтому с 17 лет он обивал пороги чиновников и рассказывал им о потребностях райдеров. Ответ на просьбы был примерно один: «Вас там пять человек, вы завтра кататься перестанете, да и денег у нас все равно нет». Но однажды он пришел за помощью к депутату городской думы Каменска-Уральского и по совместительству основателю местной школы мотоспорта Владимиру Друзю.
«Я, как и многим, сказал ему, что нам нужно помещение, и уже через несколько часов мы ехали на нашу новую площадку в спортзале «Металург», — вспоминает Андрей Белов.
Тем временем BMX активно захватывал всю страну и Свердловскую область в том числе. Сначала для райдеров проводили контест «Крути педали», на который собирались все, кто на чем-то катался. А в начале нулевых произошло одно из ключевых событий для российской уличной культуры: появился фестиваль «Snickers Урбания».
Бурное развитие уличной культуры подтолкнуло Белова продолжать развивать BMX уже на новом уровне. Андрей с командой единомышленников начали строить скейт-парки с интересными объектами для катания. Делали их почти бесплатно: нужны были вложения только на материалы.
Но со временем стало понятно, что площадки нужны разные: бетонные, с паркетом, «стрит», который имитирует улицы, высокие эйрпарки для прыжков, трамплины, памп-треки. Так появился «Завод Скейтпарков», который построил несколько профессиональных парков для катания по всей России: в Каменске-Уральском, Ревде, Рязани, Тюмени, Москве и даже на Сахалине.
+
Он объединил экстремальный спорт, граффити, брейк-данс, битбокс, фристайл, а также некоммерческий конкурс для молодых музыкальных групп. Уже в 2002 году к фесту присоединился Екатеринбург, и для уральских райдеров это стало настоящим праздником. Здесь они могли вживую увидеть выступления профессионалов из Москвы и впервые покататься в профессиональном, хоть и временном скейт-парке.
В Екатеринбурге авторству Белова принадлежит площадка RCC Extreme около «Уральца». Она разбита на две зоны. Первая менее сложная — для начинающих. Вторая — для профессионалов. Фигуры образуют прыжковую зону, которая подходит для трюков в воздухе, и стрит-зону с элементами скольжения. Для безопасности здесь используют износостойкое и ударопрочное покрытие элементов.
Скейт-парк уже три года является одной из главных точек притяжения для райдеров. Более того, он остается крупнейшим в регионе — его площадь 1,5 квадратных метра. заниматься круглогодично.
«Дело в том, что несмотря на то, что BMX сейчас — дорогой спорт (стоимость самых дешевых велосипедов начинается от 25 тыс. рублей), райдеров становится с каждым годом все больше. Более того, BMX за последние годы сильно помолодел. Дети с шести лет делают то, что подросткам нулевых было невозможно представить. «У меня даже сын иногда пытается что-то за мной повторить, а ему всего четыре года», — говорит Белов.
+
В будущем Русская медная компания, которой, по сути, принадлежит RCC Extreme, построит на ВИЗе большой спорткомплекс, куда также будет входить экстрим-парк. Там появится и скейт-зона, и памп-трек, и стрит-зона. И все это — под крышей, чтобы спортсмены могли заниматься круглогодично.
+
[ От запрета до запрета. Зарождение кикскутера ]
Если скейтбординг и BMX развиваются уже больше 50 лет, то самокатчики, исполняющие трюки, начали появляться в мире только в нулевых. Сами самокаты, впрочем, появились намного раньше. Считается, что первый прототип в 1761 году сделал каретный мастер из Германии Михаэль Касслер. Он собрал конструкцию из бруса и двух деревянных колес и проскакал на ней два километра из Браусдорфа в поселок Бедру. Вес у такого «самоката» был 125 килограмм.
В течение двух с половиной столетий изобретатели играли с конструкцией: меняли количество колес, устройство руля и т. д. Важным техническим изменением стала инновация немецкого изобретателя Карла фон Дреза: в 1817 году он сделал управляемым переднее колесо.
Через два года английский изобретатель Денис Джонсон улучшил конструкцию устройства Дреза: оснастил самокат деревянной рамой, поставил жесткие металлические обода на колеса и сделал сиденье и подлокотники (чтобы бежать было удобнее). Получился беговел для взрослых. Зато весил он уже не 125, а всего 30 килограмм.
В первой половине XX века в самокатостроении произошла революция: компания «Автопед» изобрела мотосамокат. На нем уже нужно было передвигаться стоя, держась за высокий руль. А работал он на бензине. Если топливо заканчивалось, можно было ехать, аккуратно отталкиваясь ногой от земли. В общем, принцип работы очень похож на современные электроскутеры.
Но выпуск мотосамокатов быстро прекратили. Проблемы с такими устройствами в начале прошлого столетия были примерно те же, что и сейчас. «Автопед» выехал на улицы американских городов за 15 лет до повсеместного появления светофоров. Правил по выдаче водительских прав еще не было, поэтому любителей погонять по дорогам и тротуарам мало что останавливало.
+
Кроме того, мотосамокаты стоили гораздо дороже велосипеда, а комфорт от поездок оставался не очень высок. В итоге продажи устройств не оправдали ожиданий создателей, и они решили свернуть производство.
Но развитие индустрии это не остановило, и инноваторами здесь снова оказались дети. Во время Великой депрессии в США они собирали свои самокаты из переработанного дерева. И не только для игр: такие устройства становились доступной альтернативой для американцев, которые не могли купить машину.
В последующие десятилетия развитие самокатов пошло по нескольким векторам: одни компании стали производить скутеры на электричестве и бензине, другие — самокаты, работающие без топлива. Только в 1974 году компания Honda создала Kick ‘n Go, который стал мечтой всех детей и подростков. Он был без мотора, но и отталкиваться от земли было не нужно — для ускорения на нем стояла специальная педаль около заднего колеса. Плавно остановиться можно было с помощью ручного тормоза. Ездить на нем было довольно легко, но, несмотря на кажущуюся безопасность, несколько детей погибли на дорогах. Производство решили остановить.
Следующий пик популярности механических самокатов пришелся уже на конец 90-х. Тогда в Швейцарии появилась компания Micro Scooters Swiss. Историю появления предприятия описывают очень просто: основателю Виму Уботеру нужно было придумать удобное устройство, чтобы попадать из дома в кафе с любимыми колбасками. Расстояние было настолько небольшим, что ехать на велосипеде или машине было неудобно. Поэтому он изобрел первый складной алюминиевый самокат. На нем можно было легко проехать по узким улицам, а в помещении — просто сложить.
Но главной проблемой оставался руль, который мог сложиться во время прыжка. Бренды Razor и Micro принялись изготавливать модели самокатов без механизма складывания. Вскоре на рынок вышли и небольшие компании, которые основывали сами райдеры, они лучше понимали, что нужно для экстремальной езды.
К 2010 году уже были бренды, которые занимались полноценным производством моделей экстремальных самокатов: MGP, District, Blunt. Увеличился диаметр колес и деки, а рули начали делать выше и шире. Это особенно важно для тех, кто катается по улицам.
+
И вот тогда началась история кикскутеринга как нового вида спорта. Первые райдеры катались по улицам и прыгали по бордюрам и ступенькам на складных самокатах. По просьбе атлетов компания Eagle Supply, которая специализировалась на изготовлении колес для роликовых лыж, сделала опытные образцы колес для самокатов с диском из алюминия.
Тогда же в Австралии появилось уникальное цирковое акробатическое шоу Nitro Circus Live, во время которого райдеры на велосипедах, самокатах, мотоциклах и скейтбордах выполняют опасные и захватывающие трюки.
Кикскутер захватил мир. Но олимпийским видом спорта его пока не признали.
В 2000 году свои самокаты начала выпускать компания Razor, знакомая, наверное, каждому ребенку того поколения. Базовая конструкция самоката состояла из алюминиевой рамы авиационного класса, полиуретановых колес и шарнирного крыла над задним колесом, которое работало как тормоз. Как и на Micro Scooters, руль был складным.
+
[ Как и почему самокаты завоевали российских подростков ]
В России кикскутеринг начал набирать обороты только к 2007 году. Складные самокаты были в разы дешевле дорогих BMX и часто ломающихся дек скейтов, поэтому позволить их могли многие.
Через пять лет в Москве открылся первый розничный магазин трюковых самокатов Kickscootershop. Его основатель Костя Хатрусов в свои 13 лет узнал о молодом, набирающем популярность за рубежом экстремальном спорте. Тогда он сам купил свой первый складной самокат jd bug и начал осваивать на нем трюки. Со временем он заказал профессиональный трюковой самокат из Европы — в России таких не было.
Новый самокат привлек внимание сверстников, которые хотели себе такой же, и возникла идея об открытии магазина трюковых самокатов и запчастей к ним. Так в Россию начали поставлять лучшие мировые бренды самокат-индустрии. В стране даже появилась Федерация самокатного спорта — она стала частью ISA (на сегодняшний день International Scooter Federation) и проводит ежегодный чемпионат России по самокату (RSC).
«Сейчас происходит настоящий самокатный бум! В России уже почти 100 тыс. райдеров, появляется много доступной инфраструктуры, открываются самокатные школы, трюковые самокаты есть у каждого третьего ребенка, проходят официальные соревнования», — рассказывал изданию Sports чемпион России Стас Басанский.
Федерация роллер спорта поддерживает и самокатчиков в Свердловской области. Например, в скейт-парке RCC Extreme при их поддержке в этом году пройдет Первенство области по роллер спорту. Победителям и призерам соревнований впервые в истории контеста присвоят спортивные разряды. А это уже шанс попасть в областные сборные команды и участвовать во всероссийских соревнованиях.
А тренер Александр Аралушкин вообще считает, что через несколько лет самокат затмит все экстремальные виды спорта: «Велик — тяжелый, ролики — не востребованы, скейт — вообще какая-то нестабильная штука. А самокат довольно простой, и трюки научиться делать гораздо легче».
+
[ Вперед — в самокатное будущее ]
Тренер из Екатеринбурга Матвей Демидов считает, что кикскутер уже заместил BMX и скейтбординг: «Это заметно даже визуально. Везде — в парках и на улице — вы встретите гораздо больше ребят с самокатами, чем с велосипедами или скейтами. Самокат довольно универсальный способ передвижения, недорогой и нетяжелый».
Сам Матвей катается на кикскутере пять лет. Он сам заработал на первый самокат и сам учился делать трюки. Увы, не всегда удачно: только на голове у него 12 швов.
Набравшись опыта, Матвей сам по себе начал работать тренером: давал 15-минутные уроки буквально за 50 рублей. А три года назад его пригласил на работу известный в городе райдер и тренер Сергей Колобаня (Рзянкин).
Кикскутер — очень молодой спорт по возрасту тех, кто им занимается. Самому взрослому ученику Матвея — 17 лет. В большинстве своем на занятия приходят дети, которые хотят делать трюки и интересно кататься в стрите.
«Я тогда еще не отлично катался, но меня постоянно видели и знали. Колобаня мне предложил поучаствовать в соревнованиях, показать себя, чтобы принять в тренерский штат. Но у меня на следующий день после того контеста был экзамен по русскому, и мама запретила мне участвовать в соревнованиях. Но я ее не послушал: уехал на соревы и получил работу. Да и экзамен потом успешно сдал», — вспоминает Матвей Демидов.
+
Комьюнити кикскутер-райдеров — открытое к новым людям и выходит далеко за пределы Екатеринбурга. Те, кто катается на улицах, а не в парках, часто ездят в другие города, чтобы разнообразить привычные пейзажи. Матвей Демидов даже ездил на своем кикскутере из Екатеринбурга в Пермь и снял об этом фильм, который покажут в кинотеатре.
© 66.ru
Редактор: Марина Шулева
Текст: Владислава Ямщикова
Верстка: Анна Коваленко