Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Михаил Абсалямов: «Мне все равно, сколько будет стоить конгресс-холл»

23 октября 2015, 14:00
Михаил Абсалямов: «Мне все равно, сколько будет стоить конгресс-холл»
Фото: для 66.RU
Амбициознейший проект строительства суперсовременного концертного зала наделал столько шума, что мы просто не могли не расспросить о нем его главного идеолога.

Проект строительства выставочного центра «Екатеринбург-Экспо» изначально предполагал, что помимо тех четырех павильонов, которые стоят вдоль Россельбана сейчас, там появятся многофункциональный конгресс-холл и гостиница. После долгих буксований будущий конгресс-холл наконец явили миру.

По задумке, это будет уникальная для Екатеринбурга многопрофильная (от концертов Стинга и Мадонны до боксерских поединков и съездов «Единой России») площадка, начиненная бесчисленным множеством современнейшей сценической аппаратуры. Вместимость — до 7000 человек. 1 ноября экспертиза должна установить, сколько будет стоить строительство такого великолепия. Сегодня Михаил Абсалямов сидит напротив меня с улыбкой Будды и отказывается назвать хотя бы примерный порядок сумм.

Компания Михаила Абсалямова «Русград» по поручению губернатора построила те самые четыре павильона, рядом с которыми сейчас предлагается развивать территорию. Стройка тогда шла, напомним, ускоренными темпами. Правда, тогда и расхлебывать пришлось: недоплаты из бюджета, митинги «Союза обманутых строителей «Иннопрома» (сокращенно «СОСИ»), взаимные обвинения в растратах и т.д.

Тем удивительнее было, что именно «Русград» выступил инициатором дальнейшего проектирования. По заказу Михаила Абсалямова над конгресс-холлом здорово потрудились архитектурные бюро R1 (Екатеринбург) и Twelve Architects & Masterplanners (Лондон). И тоже в авральном режиме: проект, по словам главы «Русграда», сделали всего за месяц. Почти с нуля, поскольку от прежних наработок пришлось отказаться в пользу принципиально иного подхода к акустике.

Михаил Абсалямов уже давно общается с операторами знаменитой и мегапопулярной лондонской «Арены О2». Первое, что я спросил, — зачем?

— Они понимают, как зарабатывать деньги на таких объектах. А я не хочу повторения истории с выставочником. Я должен четко понимать, что то, что я построю, не останется жестяным сараем на болоте.

— Очень самокритично!
— Так потому что строительство «Экспоцентра» — это самое страшное, что произошло со мной в жизни! Я всегда считал и продолжаю считать, что с его появлением Екатеринбург вырвался вперед в развитии. Но когда я вижу пустые помещения, холодные коридоры, пустую стоянку — это меня напрягает. Потому что кроме «Экспоцентра» в этом городе нет ни одного объекта, построенного мной, который бы не развивался.

Михаил Абсалямов уверен: проект «Екатеринбург-Экспо» не закончен. Только конгресс-холл и гостиница могут стать его логическим завершением.

Поэтому для меня было очень важно мнение этих специалистов. Если у конгресс-холла не будет нормальной эксплуатирующей команды, то и он будет пустовать. Ну проведут очередной «Иннопром» с Китаем, с Индией. И всё.

— Так-таки и всё?
— Я всегда считал, что это должен быть именно многофункциональный дом. И перечень его возможностей должен быть просто огромным.

— Какие мероприятия там можно будет проводить?
— Да проще сказать, какие нельзя: чемпионат мира по плаванию.

— А по волейболу можно?
— Можно. Там можно будет даже поставить половину хоккейного корта вместо сцены и проводить ледовые шоу. Лед можно подготовить недели за две, все технические возможности для этого есть. Представь, это все равно что ледовое шоу в оперном театре провести! Кажется, что это невозможно объединить, а на самом деле все реально.

— Хорошо. Сколько это стоит?
— Один хороший человек сказал одну классную фразу, от которой я пришел в дикий восторг. Есть два антагониста в решении вопросов совести. Один — это строитель. Второй — заказчик. И они никогда не сойдутся в цене, сколько бы они там ни договаривались. Мне не надо повторения истории с выставочным центром. Я сразу честно сказал, что цену должна назвать экспертиза.

По проекту «Русграда», здание конгресс-холла будет разновысотным — до 33 метров.

Кроме того, у нас есть КРСУ, есть Министерство инвестиций, которые могут, грубо говоря, позвонить в другие регионы Российской Федерации и спросить хотя бы примерную стоимость строительства театров или многофункциональных центров. Это будет «средняя температура по больнице».

— А разве такие есть? Сейчас ведь только стадионы строят.
— Как это? Посмотри, театров много.

— Большой в Москве?
— Ну хотя бы. А у нас-то зал не хуже.

— В этот Большой театр сколько денег вкопано!
— Так это вещи сравнимые. Посмотри, сколько бюджету стоила реконструкция ТЮЗа, и посчитай на сегодняшние деньги.

Общая стоимость капремонта екатеринбургского ТЮЗа, вновь открывшегося осенью прошлого года, составила 950 миллионов рублей. Плюс на техническое оснащение театра выделили еще 350 миллионов. Итого сумма реконструкции составила 1,3 млрд рублей.

Стоимость реконструкции московского Большого театра, завершившейся в первом квартале 2012 года, составила 35,4 млрд рублей.

— Но вы-то всё посчитали уже. Ваша цена какая?
— Еще раз говорю: ты же понимаешь, на сегодняшний день есть эти цифры, есть такие стройки в России. Несложно вычислить среднюю температуру по больнице, чтобы решить, какое лекарство давать человеку: чтобы вылечить его или чтобы кончить.

— А ваша цена какая?
— …Поэтому сегодня цифры называются разные и интересные. Губернатор четко сказал, что повторения той истории, которая была на «Экспо», не будет. Он ее не хочет, я ее не хочу, никто не хочет. Я считаю, что на сегодня принято правильное решение, что цену посчитает экспертиза. Вся проектная документация для этого есть — пожалуйста, считайте. Посмотрят, прикинут, кто за эти деньги и за эти сроки возьмется построить такой объект. Кто возьмется — тот пусть и строит. (Улыбается.)

— Так вы же сейчас заказчик. Вы тут главный.
— Ну и что? Ты приди и скажи: я построю за такие-то деньги, в такой-то срок. Я не собираюсь тебе палки в колеса вставлять и руки с деньгами выкручивать. Никогда за такими занятиями, по-моему, не был замечен, так ведь? Наоборот, мне будет приятно, если я на листочке напишу свою цифру, другие люди тоже напишут. Перевернем эти бумажки, поглядим, кто там что написал. Если я окажусь самым достойным, то я и построю конгресс-холл. Ну а если кто-то другой окажется лучше, я скажу: пожалуйста, строй! А сам буду ему помогать. (Снова улыбается.)

— Хорошо. На вашем листочке какая сумма будет написана? Давайте я угадаю с трех попыток. 10 миллиардов?
— Не надо три попытки. Ты пойми правильно, когда я вышел на проектирование, я написал свою цифру: 94 миллиона.

— Это проект стоит 94 миллиона. А сам конгресс-холл?
— Ну подожди про конгресс-холл. Конечно, это проект. Госэкспертиза стала говорить, что этот проект не стоит таких денег, а стоит в два раза меньше. Мы месяц бились с экспертизой, после чего оказалось, что проектирование стоит не в два раза дешевле, а в два раза дороже.

— Вы как-то рассказывали об «Арене О2» — всемирной сети продюсерских центров, которая возит суперзвезд по всему миру. И если я — группа «Металлика», то я просто заключаю с ними договор и отправляюсь в турне по их площадкам, в том числе в Екатеринбурге.
— Все верно. И ты можешь годами кататься по миру в рамках этого контракта.

— То, что вы хотите сейчас построить, это оно?
— Это немножко круче. Но чтобы это взлетело, нужно собрать команду профессионалов, которая смогла бы сделать так, чтобы объект не пустовал. Надо, чтобы все этого хотели. А я накануне позвонил директору одного концертного зала, так он меня покрыл матом и послал далеко-далеко. «Ты, — говорит, — не понимаешь, что собираешься для меня конкурента построить? Отберешь у меня публику, гастролеров, деньги».

Но когда я презентовал проект другим представителям театральной общественности, я был в шоке от их позиции. Они сказали, что в городе нужен такой зал. Пусть он будет заполняться раз в неделю, но все, кто будет там выступать, будут давать в Екатеринбурге еще один концерт или спектакль — в залах поменьше. То есть в наших театрах, на местных сценах.

— Я правильно понимаю, что если вы реализуете всё задуманное, то команда «Арены О2» возьмет ваш зал в оборот?
— Там не команда «Арены О2», а один из продюсерских центров, которые с ними работают. Они сегодня готовы и говорят, что давно хотят прорваться за Москву, но им никто не может предложить ничего, кроме стадионов. Все мировые звезды прекрасно знают всех наших олигархов и постоянно ездят к ним на корпоративы. Но это совсем другой уровень и по звуку, и по уровню шоу.

Ребята из «Арены» говорят мне: «Ты посмотри, кто у вас выступает-то!» Я говорю: ну как, у нас же там звезды… Они мне: «Да какие звезды, не смеши!» Настоящим звездам по 25–27 лет, они зарабатывают талантом, голосом, фигурой. От 27 до 40 — уже одним только талантом. А дальше звезды делятся на две категории. Первая — это те, одни только имена которых гремят на весь мир. Те же Элтон Джон, Стинг... Вторая — ветераны, пенсионеры и инвалиды звездного бизнеса. Их уже даже в рестораны в Европе не пускают. Вот они приезжают к вам в Екатеринбург. Максимум, что они могут собрать, это полторы тысячи зрителей. Больше на них никто не придет.

— А зачем вы поехали в Казань предлагать этот проект?
— Я не поехал в Казань…

— Мне рассказали, что вы уже съездили.
— Кто тебе сказал?

— Не могу вам сказать.
— А они сами приехали сюда. Они планируют к 2018 году построить большой выставочный центр и конгресс-холл. Им-то ведь плевать, что мы тут пыжимся и кричим, что мы великие. Они идут своей дорогой. Они сегодня вполне могут переманить к себе тот же Китай.

— И они попросили построить им такой же конгресс-холл?
— Я же тебе рассказывал, где сейчас Верхотурье, где Ирбит? Там же и мы будем через пять лет. Мы ведь сегодня кто? Ты разве не чувствуешь, не видишь? Мы сегодня депрессивный город. Слышал про Детройт? Я всем говорю, пример Верхотурья и Ирбита, других депрессивных городов, Детройт — вот наше будущее. Город-призрак. И мы к этому идем уверенными темпами. Мы сегодня кого плодим? Офисный планктон. Сегодня никто, ни один западный инвестор не будет вкладывать деньги в Екатеринбург. Никогда.

Все эти мертворожденные «Титановые долины» и всё остальное — это мыльный пузырь. Нет там сегодня ни инвесторов, никого! Какой дурак поедет в Верхотурье, в Верхнюю Салду работать? Имеющий руки, голову и семью с детьми? Ты поедешь туда?

— Не поеду.
— Так никто не поедет! Потому что когда ты, проработав 12 часов на высококлассном оборудовании своей высококлассной головой, вернешься к своей семье в разваленный дом, жена спросит тебя: «А зачем мы учились?» Потому что она будет сидеть с дочкой дома, около которого нет ни садика, ни музыкальной школы. А для тебя единственным развлечением будет купить по дороге с работы бутылку хорошего, дорогущего портвейна. И всё.

Я всем всегда говорю: изучайте историю и учитесь у Берии. Пример закрытых городов гениален! Что он делал в первую очередь? Огораживал будущий город тремя рядами колючей проволоки, потом ставил там дом культуры и хороший магазин с московским снабжением. И только потом организовывал производство. А колючая проволока — это чтобы с улицы люди не успели урвать себе счастья от этого кусочка коммунизма.

— Получается, если вы не построите эту арену в Екатеринбурге, то построите ее у татар?
— Может быть.

— А если с вашей ценой согласятся, то вы можете их построить две?
— И три, и пять! Но я живу в Екатеринбурге, у меня здесь дети, внучки, у меня здесь всё. Я никуда не собираюсь отсюда бежать. Я как в кино — помнишь, когда «мы сначала возьмем почту, потом телеграф, потом телефон»? Я построил аэропорт, торговые центры, «Атриум Палас отель», теперь закончу с выставочным центром, следующее — вокзал. Я постепенно иду. Но из всего, что я построил, вот этот выставочник — первый объект, который оказался никому на хрен не нужен!

— Кто должен финансировать стройку?
— Если Свердловская область найдет деньги на эту стройку, то будет задача не выпустить их из региона. Организовать производство таким образом, чтобы всё производилось здесь.

— У нас всё есть, чтобы это построить?
— Всё. А если чего-то нет, то этим и надо заниматься. Вот тебе простой пример. Мы решили сделать большой мультимедийный экран. Едешь из Кольцово в город — видишь офигенное световое панно. Едешь из Екатеринбурга — тебе пишут: «Счастливого пути!» Классная вещь? Классная! Думаю: закажу на оптико-механическом заводе, наше же, местное предприятие. Звонил-звонил недели две, потом плюнул. Не дозвонился, никто не отвечает. Или трубку берут, куда-то отсылают, с кем-то разговаривают...

Я встречаюсь с министром экономики Дмитрием Ноженко, рассказываю ему эту ситуацию. Говорю: можно заказать в Европе. Ведь за этим будущее, послезавтра вся реклама будет не на тряпочках 3 на 6 метров, а на вот таких мультимедийных экранах.

— Помог вам министр?
— В тот же день мне позвонили с завода, говорят: «Мы вас очень хорошо знаем, уважаем. Какое у вас предложение?» Я говорю: «Миллиард хотите заработать?» «Ну, вы знаете, заказов много, беда большая, море работ. Ну, скажите, что вам надо». Я говорю: вот такой мультимедийный экран... «Ну, вы нам сбросьте всё по факсу». Представляешь, миллиард! Правильно говорят: кризис у людей в головах! Поставь экран, напиши программу — он окупится за 5–10 лет за счет продажи рекламного пространства! Разве это не будет шагом вперед?

— Кто будет деньги давать в итоге?
— Область, конечно.

— Областной бюджет? Федерация не даст?
— Это предмет расторговки. Я думаю, что дадут. Им же тоже выгодно, чтобы регион развивался. Что такое для Федерации, допустим, миллиард? Ничего. Но зато по телевизору покажут, как Путин сидит, какую-нибудь папочку открывает. Надо только попросить хорошо и правильно. В нужное время нужный человек нужную тему поднял — и получил. Но это не моя песня.