Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Эволюция города: как в 80-е годы в Екатеринбурге чуть не построили Сколково

28 июля 2015, 10:00
Эволюция города: как в 80-е годы в Екатеринбурге чуть не построили Сколково
Фото: коллаж 66.ru
В очередной серии нашего спецпроекта — история самого интеллигентного и образованного района города.

Сегодня редкий горожанин может, не задумываясь, ответить, что это за три буквы такие — УНЦ? В обиходе район уже давно стали называть Краснолесье, а о том, что некогда именно здесь планировали собрать весь цвет уральской науки, поэтому и назвали район УНЦ — Уральский научный центр, — забыли.

В новой серии спецпроекта «Эволюция города» мы узнаем и историю УНЦ, и то, как этот микрорайон преобразился за последние годы.

Средоточие ума

История юго-западной части города и УНЦ в частности не такая древняя, как у Уктуса или даже Вторчермета. В источниках есть лишь отрывочные упоминания о местечке под названием «Гореловский кордон», который территориально находился примерно на месте нынешнего Краснолесья. Был ли там реальный пограничный пункт и почему он назывался гореловским — доподлинно неизвестно. Уже после революции, в 1919 году в этом районе был создан первый на территории нынешней Свердловской области совхоз. Назвали его по старой памяти — «Гореловский».

Осмысленное и масштабное освоение территории началось лишь в 80-х годах, когда решили построить Уральский научный центр. «О том, что когда-то в России появится «Сколково», тогда, конечно, не знали. Но по сути это был проект, аналогичный современным наукоградам. Задумывали его по образу и подобию новосибирского академгородка: взять чистую землю, с нуля выстроить район и перевезти туда все научно-исследовательские институты», — рассказывает директор Института металлургии Евгений Николаевич Селиванов.

За строительство городка ученых взялись с научным подходом. Во-первых, сразу заложили в проект строительство не только зданий институтов, но и сопутствующих социальных и инфраструктурных объектов — дороги, детские сады, жилье. Во-вторых, сами здания институтов проектировались с учетом потребностей ученых: продумывалось все, от расположения кабинетов до особенностей водоснабжения.

Евгений Селиванов, директор Института металлургии:

— Первые здания, детский сад и общежития, дорога, которая вела в новый район, — все это было построено Российской академией наук, которая ратовала за развитие научной составляющей Екатеринбурга. Именно благодаря Академии наук этот район начал массово застраиваться. Первым был построен Институт геофизики, потом Институт металлургии, позднее тут появился еще Институт электрофизики. Кроме корпусов для научных институтов Академия наук взяла на себя обязательство построить тут же общежитие для сотрудников УрО РАН и детский сад для их детей.

Закладка фундамента одного из зданий научных институтов. Фото из архива Института металлургии.

Уральский наукоград вырос буквально посреди леса. Ученые, впервые оказавшись на месте будущей дислокации, надо признаться, немного растерялись. Но идея создания научного центра оказалась сильнее бытовых сложностей.

«Помню, как мы приехали сюда впервые — это было примерно в 1985–1986 годах. Сплошной лес и несколько зданий посреди этого леса, да дорога. По дороге проезжала одна машина в час, а автобус ходил только один и тоже очень редко. Если опоздал на него, шанса уехать на попутке или такси практически не было», — вспоминает Евгений Николаевич.

Со временем научные сотрудники переехали в новый район, причем многие не только работать, но и жить. В 80-е годы в этой части города была самая высокая концентрация высокоинтеллектуальных людей на квадратный километр. Едва ли не каждый второй прохожий на улице — ученый, а то и кандидат наук.

Одна из главных автомагистралей района — улица Краснолесья — существует с 1989 года, когда на ней был сдан первый из многоэтажных домов для сотрудников УрО РАН.

Академии наук были выделены десятки гектаров земли, все их освоить не удалось. В начале 80-х задумали построить уникальную опытно-промышленную базу для всех институтов… Да так и не построили — началась перестройка. Приоритеты сменились — выделять деньги на науку уже никто не хотел.

Вообще сюда планировали перевести если не все институты УрО РАН, то большую их часть. Но из-за политических потрясений в стране масштабная стройка Уральского научного центра затянулась. Фото из архива Института металлургии

Сложности с финансированием, однако, имели и положительный результат. УНЦ — пожалуй, один из немногих районов в городе, где удалось-таки реализовать механизм частно-государственного партнерства. С привлечением инвесторов, в частности, в конце 90-х — начале 2000-х были достроены здания по ул. Амундсена, 105 и Амундсена, 107.

На УНЦ многие улицы носят имя уральских академиков. К примеру, улица Вонсовского названа так в честь Сергея Васильевича Вонсовского, в 70–80-х годах он был председателем президиума Уральского научного центра. Это при нем начал застраиваться район УНЦ.

Часть земель, которые числятся за РАН, до сих пор пустуют. В 90-х и в 2000-х годах Уральское отделение Российской академии наук несколько раз предлагало варианты развития неосвоенной части улицы Амундсена. Проект назывался «Екатеринбург инновационный» и предполагал создание 5–7 инновационно-технических центров, которые бы занимались машиностроением, биологией, металлургией, электрохимическими процессами и не только. Сумма, необходимая для его реализации, исчислялась миллиардами — найти их, конечно, не удалось. Тем более что страна за последние несколько десятилетий пережила несколько кризисов. Проект до сих пор существует только на бумаге, но в УрО РАН все-таки не отчаиваются.

Умная застройка в «умном районе»

Ну, а пока со строительством научных институтов и инновационных центров все не сильно ладится, район продолжает разрастаться. В конце 90-х годов в районе улицы Краснолесья начинается активное строительство малоэтажных домов. Появился даже отдельный малоэтажный район «Европейский» — первые дома в нем были сданы в 2002 году.

Сегодня для Екатеринбурга в целом Юго-Западная часть города и УНЦ в частности — это одно из приоритетных направлений развития.

Жилое строительство в районе УНЦ сейчас идет достаточно активно. С высоты видно, как дома растут один за одним.

Активной стройке способствует и то, что со времен Советского Союза и перестройки УНЦ оброс инфраструктурой. Вместо одного автобуса, который ходил раз в час, теперь сюда ездят с десяток разных маршрутов (несколько автобусов, маршрутных такси и троллейбус), появились не только детские сады и школы, но и магазины, кафе, парикмахерские, аптеки и частные клиники. В общем, теперь тут не только лес. Хотя и он, нужно отметить, остался.

Свободные территории позволяют строителям возводить жилые кварталы внушительных размеров. Современное воплощение получила идея умного квартального подхода к строительству.

Принцип разряженной квартальной застройки очень хорошо виден на примере жилого комплекса «Балтийский» (в районе улиц Академика Семихатова и Михеева), который возводит компания «Атомстройкомплекс».

Уже в проекте жилых комплексов, построенных по такому квартальному принципу, предусмотрены социальная и торговая инфраструктура на первых этажах домов, подземные и наземные паркинги, прогулочные зоны, детские площадки и — что особенно волнует новоселов — детские сады в жилых кварталах и дороги. Важные принципы советской застройки возвращаются в жизнь в новом воплощении. А главное — разумные идеи, с которыми строители приступали к возведению городка для ученых, вопллощаются в жизнь.

Этот детский сад по адресу ул. Михеева, 4 в районе УНЦ построили по особой немецкой технологии. О нем мы рассказывали в «Эволюции города», посвященной детсадам.

Благодаря тому что на УНЦ еще есть где развернуться, район стал перспективным направлением для строительства жилья не только эконом- , но и бизнес-класса. Научное прошлое территории играет только на руку: высокий процент интеллигенции среди жителей становится еще одним конкурентным преимуществом, наравне с отсутствием вредных производств и наличием лесопарка в непосредственной близости.

Впрочем, в Академии наук уверены: район не только был научным центром всего Урала, но и будет им. Оптимизм ученых имеет под собой основания. Так, этим летом на УНЦ открывается здание еще одного научного учреждения — Института геологии и геохимии УрО РАН. Его строительство задумали еще в 80-е годы, к строительству приступили в 1990 году. Но из-за постоянных перерывов в финансировании пятиэтажное здание не могли достроить два десятка лет. И вот, наконец, долгая история завершается счастливым финалом.

На территории института разместятся пятиэтажный и трехэтажный блоки, пост охраны, трансформаторная подстанция, дренажная насосная станция, вентиляционный центр и автостоянка на 113 машино-мест. Кроме того, для научных сотрудников и жителей близлежащих домов сооружают зону для отдыха и занятий физкультурой, баскетбольную, волейбольную площадки и площадку для настольного тенниса.

Но перспектива развития уральского наукограда — не только в новых квадратных метрах. Пока в районе растут новостройки, в научных институтах трудятся над уникальными разработками. «Каждый день в каждом из институтов ведется колоссальная работа. Мы не оставляем надежды на то, что в экономике настанут лучшие времена и наш проект «Екатеринбург инновационный» будет реализован, а УНЦ сохранит за собой бренд района ученых, академиков и кандидатов наук — каким его задумывали при строительстве», — говорит Евгений Селиванов, директор Института металлургии.