Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Екатеринбург vs Дубай: снизу вверх смотрим на конкурента в борьбе за «Экспо»

8 апреля 2013, 08:00
Екатеринбург vs Дубай: снизу вверх смотрим на конкурента в борьбе за «Экспо»
Фото: 66.ru
От пресловутого «Экспо» спасу нет и в отпуске. Первый же увиденный рекламный щит содержал порядком надоевшее «2020», опоясанное арабской вязью: Дубай заявлен наравне с нами. А ровня ли мы им?

Из-за уральских метеоусловий рейс чуть задержался, и успеть по прилете на нужный трансферный автобус не получалось никак. Потому поездка по ОАЭ началась под лозунгом «Слабоумие и отвага».

Коль опоздал, вариантов ровно три: ночевать в аэропорту, на автостанции или брать машину напрокат. После пяти часов лету, с устаточку да в полночь по уральскому времени арендовать в незнакомой стране авто и ехать без привязки к местности по темноте за сотню километров — не самое разумное решение. Но победило именно оно.

Прокатный Lancer на вариаторе обошелся в 125 дирхамов в сутки, плюс единовременный платеж 30 дирхамов за расширенную страховку на случай ДТП. Итого — 1 302 рубля на наши деньги.

Куда еду, зачем еду? «Авось — mode on». Что я вообще знаю про Эмираты? Тут, вроде, арабы живут. В пустыне. Ага. «В пустыне».

Поворачиваю от аэропорта направо и попадаю в царство пятизвездочной цивилизации. Магистраль прямая, как стрела, и гладкая, как стекло. И на всем протяжении — освещенная. Все 8 полос, все 155 километров, отделяющие Шарджу от столицы ОАЭ — Абу-Даби.

Придорожная инфраструктура — на загляденье: фаст-фуды, ресторанчики, паркинги, заправочные комплексы с бензином по 1,7 дирхама (~14.45 руб.) за литр.

Трафик интенсивный и необузданный. Арабы ездят еще хуже, чем у нас в глубинке. Оно и понятно: чего требовать от народа, который только 42 года назад пересел с ишаков и верблюдов на четырехколесный транспорт?

Объединение эмиратов из разрозненных поселений в единое государство произошло на этом месте в Дубае 42 года назад.

За этот небольшой (по историческим меркам) период им удалось на месте раскаленной пустыни вырастить передовую цивилизацию. Передовую настолько, что европейские столицы и города типа нашего на их фоне смотрятся как Таборы на фоне Москвы.

Представьте город, состоящий сплошь из «Высоцких». Город, на который смотришь почти всегда снизу вверх и с подобострастием. Небоскребы растут один выше другого, стройка не останавливается нигде и ни на минуту.

Как-то за завтраком познакомился с предпринимателем из Ирана. Спросил, на чем здесь поднимаются люди? Только ли на нефтедолларах, или есть что-то еще? На той самой недвижимости, как выяснилось. Дубай переживает бум строительства. Хотя, казалось бы, куда еще больше-то?

В строительство идет много сторонних инвестиций, есть большой внутренний спрос на помещения. Местные газеты пестрят объявлениями об аренде и продаже. Так, снять офис квадратов на 50 в деловой части города стоит от 29 575 (3500 AED) до 50 700 рублей (6000 AED). Причем вторая цифра более распространенная.

Для сравнения, цена за аренду офисной площади в Екатеринбурге варьируется от 800 до 1 300 рублей за квадратный метр, то есть аналогичный офис обойдется в сумму от 40 000 до 65 000 рублей.

Другая сторона недвижимости в ОАЭ — моллы, которых сотни сотен, и многие по площади могут конкурировать с какими-нибудь нашими районами города. Причем незаметно, чтобы они пустовали — спрос есть, моллы строятся еще и еще. И местное население при этом не выходит на пикеты против строительства с требованиями засадить эти площади, например, пальмами. То ли их не спрашивает никто, то ли сами понимают, что пальмы новых рабочих мест не создадут, казну не пополнят и крытую парковку не сделают.

Бесконечная девелоперская активность несколько удивительна. Особенно внешние инвестиции в это дело. Для того чтобы построить мало-мальский небоскреб, иностранной компании придется брать в долю местного партнера — таковы условия ведения бизнеса, ориентированного на ОАЭ. Второй момент: недвижимость — одна из немногих сфер, облагаемых в ОАЭ налогом. Так, на коммерческую налог составляет 10%, на жилую недвижимость — 5%.

В остальном с налогами, конечно, проще и легче, чем у нас: нет НДС, налогов на доходы физлиц, подоходного и ряда других. Транспортного, например. Поэтому местное население крайне любит хорошие машины с V8 минимум. А лучше — с V12 и тонировкой «лба». Хоть за это и штрафуют нещадно, и машину могут на год конфисковать.

ПДД в целом напоминают наши за исключением некоторых ограничений. Так, в городах скоростной лимит повсеместно 80 км/ч, на автобанах — 120 км/ч. И то, и другое соблюдают редко. Если едешь медленнее сотни в городе, рискуешь быть обибиканным и удостоиться злобного арабского взгляда.

А с тошнящими в левом ряду тут вообще не церемонятся: лупят дальним, яростно бибикают. В общем, все как у нас, только злобнее и чаще. Некоторые леворядные в принципе дальний не выключают — так и поливают с ним на скорости под 200.

Местная дорожная инфраструктура понравилась своей простотой и логичностью. Власти ОАЭ не стали мудрить и отдали приоритет в движении общественному транспорту и автомобилистам. Пешеходом тут быть неудобно. Даже не столько из-за длинных дистанций, которые по жаре трудно преодолевать. А из-за условий, в которые пешеходы поставлены. Приоритет, повторюсь, у транспорта. Поэтому зеленые циклы светофоров для него горят минутами, а для пешеходов — считанные секунды. Успел перебежать — молодец. Не успел, ну…

Властям ОАЭ удалось добиться непрерывности транспортного движения. Шаги простые, легкие, но эффективные. Во-первых, надо убрать с дороги пешеходов. Наземных переходов для них почти нет (а где есть — фаза их светофора короткая), подземных — очень много. Во-вторых, нужно избавиться от столпотворения на перекрестках. Поэтому левые повороты делаются по стрелке (дополнительная секция есть почти на каждом светофоре), правые — без светофора вообще.

То, о чем так долго думают наши депутаты, в ОАЭ есть уже давно, и работает. Повернуть направо можно даже при красном сигнале светофора. Для этого есть специальные узкие ответвления с искусственной неровностью и пешеходным переходом. Пока основной поток стоит на красном, ты спокойно уходишь вправо, пропуская попутно двуногих участников движения.

Что имеем на выходе. Пешеходы не стопорят движение и безопасно перемещаются с одного конца проспекта на другой под землей; циклы светофора для каждого направления длинные, и трафик попросту не успевает скопиться на светофоре. В том числе за счет того, что никто не блокирует перекрестки, тупя при поворотах налево. Часть потока молча уходит направо, и в итоге на красном остается стоять не так много транспорта.

Рисовать разметку краской — анахронизм, в ОАЭ ее повсеместно меняют на пластиковую, выпуклую. Видно в любое время суток и отбивает желание ездить между рядами или по разметке — гул будет стоять невообразимый.

Но перемещаться на колесах по ОАЭ самому не столько даже опасно, сколько скучно: сплошные прямики. Повороты — на вес золота, круговые движения — редкость. Правая нога затекает на акселераторе ее держать. А на круиз-контроле ехать страшно: того и гляди уснешь со скуки. Поэтому многие используют общественный транспорт и такси.

Дубай vs Екатеринбург: бюджетное такси.

Стоимость километра пробега 13,44 руб. (1,6 дирхам) и ~26 рублей.

В этой роли обычно используются новые Camry, реже Camry старые, а еще реже — Nissan Altima. Многие — с пробегом за полмиллиона километров, но чистые и ухоженные. Как и их водители, способные вести связный диалог на чистом английском. Поражает сильнее, чем то, что усы у местных таксистов тоже через одного, а вот Наговицын из магнитолы не играет. Катаясь по Дубаю, разговорился с одним таким шофером. Имя длинное, запомнил только «…Али». 38 лет, в ОАЭ 2 года.

— Что нужно сделать, чтобы работать в Дубае таксистом?
— Получить лицензию. А для этого надо сдать экзамены по вождению, на знание города, показать умение вежливо общаться с клиентами и продемонстрировать владение английским языком.

— И что, так жестко?
— Да. Лицензия выдается на год, но каждые шесть месяцев есть аттестация, когда мы подтверждаем право перевозить пассажиров. Все по кругу: язык, знание города, здоровье.

— Много зарабатываете?
— День на день не приходится. В конце каждой смены я должен отдавать компании 300 дирхамов (2 520 руб.). Остальное себе. Иногда не добираю, приходится перерабатывать больше 12 часов.

Все такси во всех эмиратах оборудованы таксометрами с контактными данными водителя и тикающим счетчиком поездки.

Моя поездка от центра города до Бурдж-Аль-Араба вышла в 32 дирхама: 3,5 за посадку и 1,6 за каждый километр пробега. Поездка заняла где-то час, значит, за 12-часовую смену 300 дирхамов набегает, но вознаграждение водителю остается весьма скромное. Приходится таксистам перерабатывать сверх положенного. Может, не всем, но многим. За все время моего пребывания в ОАЭ я неоднократно наблюдал зевоту и потирание глаз и висков водителями.

Предупреждение «Мою скорость мониторят» служит, по-моему, для очистки совести водителя и успокоения туристов. Продавить гашетку и посоревноваться друг с другом местные таксисты ой как любят. И даже не обращают внимание на предупреждение «Сбавьте скорость!», которое доносится из динамиков авто при превышении рубежа 120 км/ч.

Такси в ОАЭ — считай, монополия. В каждом из эмиратов работает по 2–3 муниципальные компании с фиксированными ценами и условиями проезда. Частных таксопарков, а тем более диспетчерских служб, нет и в помине. «Бомбить» не принято. Более того — жестко карается. Останавливаться посреди улицы, чтобы кого-то высадить и подобрать, тоже нельзя. Притормозил возле автобусной остановки — лови штраф. Такой подход тоже, кстати, способствует свободе трафика — хаотично останавливающиеся водители не стопорят поток.

В итоге за все время поездки по ОАЭ я ни разу не стоял в пробках. Разок стопорнулся в мелком заторе. И тот был вызван каким-то локальным ремонтом дороги под мостом. 10 минут — и снова едем. Больше в пробках не стоял. Ни разу. Ни в Шардже, ни в двухмиллионном Дубае, ни в двухмиллионной столице Абу-Даби. Ни рано утром, ни в обеденное время, ни в разгар трудового дня, ни по вечерам.

Население Екатеринбурга, по последним данным, 1 424 702 человека, в Дубае немногим больше — 2 106 177. В обоих случаях — без учета населения агломерации (В. Пышма, Арамиль, Березовский).

Общественный транспорт в Дубае, да и в других эмиратах, — отлаженный и четкий механизм. Автобусы снуют во все концы города, в пригород, в самые популярные туристические точки типа острова Яс.

Дубай vs Екатеринбург: общественный транспорт.

Окна с тонировкой, внутри — кондиционеры и терминалы оплаты поездки.

Междугородные автобусы ходят каждые 40 минут, и поездка за 150–200 километров обойдется в 25 дирхамов (210 рублей) в комфорте, с ремнем безопасности, едой и напитками по умеренным ценам. Только с кондиционерами осторожнее — иногда они тут пашут на полную катушку.

Бюджет Екатеринбурга на 2013 год — 29 075 000 рублей; у Дубая, согласно открытым источникам, почти в 13 раз больше — 376 950 280 рублей

Я неспроста так подробно останавливаюсь на транспортной составляющей. Как ни крути, а в современном мире вопрос мобильности — один из ключевых. Особенно когда живешь или бываешь по делам в городах с многомиллионным населением.

Площадь Екатеринбурга — 495 кв. км, Дубая (с учетом прилегающих островов) — в 8 раз больше: 4 114 кв. км.

Не скажу за туристические достопримечательности — интерес поездки был в большей степени академическим, — но жить и питаться в Дубае дешевле, чем у нас; одеваться дешевле, чем у нас; малым бизнесом заниматься проще, чем у нас (помним про налоги?).

Дубай vs Екатеринбург: районы на периферии города.

Недвижимость недешевая, конечно. Но сопоставимо с нами. Аренда однушки на периферии города обойдется в 25 000 дирхамов в год (~17 500 рублей в месяц), покупка подобной квартиры в пятиэтажке не в центре города — в 300 000 дирхамов (2 520 000 рублей). В центре, понятное дело, и уровень цен другой.

Дубай vs Екатеринбург: небоскребы ОАЭ и небоскреб Екатеринбурга.

Пока один. Единственный.

В остальном со своим екатеринбургским доходом нищебродом я себя там не чувствовал. И не отказывал ни в чем себе особо, не заглядывал с тревогой в кошелек да на карточный счет. Жил и тратил в спокойном режиме.

Даже захочешь — не разоришься: паста в итальянском ресторане обходится рублей на 100 меньше, чем в среднестатистическом ресторанчике здесь (порядка 200 рублей против средних 300). Проезд на общественном транспорте на 7–10 рублей дешевле, такси чуть дешевле, бензин на 10 рублей дешевле, одежда местного или китайского производства — гораздо дешевле (приличные футболки и рубахи — по 250–300 рублей), брендовая одежда известных марок стоит сопоставимо. Да что там говорить, когда даже алкоголь дешевле! У арабов он вроде как под запретом. Но приезжие ищут и находят.

Дубай vs Екатеринбург: набережная в городе.

Ну, и про внешний вид даже говорить не хочется. Чистые тротуары, освещенные автострады, ровные дороги, гостеприимные горожане, пятизвездочный сервис даже там, куда ты просто заехал плеснуть десять литров в бак. Вежливые англоговорящие таксисты, дешевые прокатные компании, терминалы оплаты безналом в каждом магазине, питьевая вода по 16 рублей за полторашку, чистота. Жарко только: летом — до плюс пятидесяти на припеке.

Я, конечно, не Лоссерталес. И решение — отдать «Экспо» нам или не отдать — принимаю не я. Но на месте комиссии, выбирая между Дубаем и Екатеринбургом, даже раздумывать бы не стал. Либо получить стопроцентно гарантированный результат и точно провести выставку без накладок и в окружении уже развитой инфраструктуры, либо на выходе заиметь павильоны на болоте и митингующих у облправительства строителей с мольбой «Верните наши деньги». Вы бы что выбрали? Лоссерталесу виднее. Хотя, может, икра у наших забористая была, да медведи воодушевляюще сплясали.

Не знаю, какие цели ставит перед собой Бюро выставок: эффективно провести мероприятие или помочь отстающим и убогим. Если первый случай — то Дубай, однозначно. Если благотворительностью заняться — милости просим к нам. Если кто-нибудь вообще знает, где мы находимся.

Закончить хочу еще одним диалогом с еще одним таксистом в Дубае. Он, в общем-то, начал с оптимистичного рассказа про «Экспо-2020». И понятно: туристический трафик вырастет, ему лишняя копеечка в карман. Я сказал, что сам приехал из города — кандидата на проведение выставки. Мухаммед удивился и нахмурил лоб, силясь вспомнить название города.

— Да, я знаю, что от России заявлен какой-то город. Но вот названия не помню.
— Екатеринбург.
— Ека… как, еще раз?
— Екатеринбург. Это на Урале. Там холодно — минус 15 сейчас.
— Йекатир… Йекатиринбург, значит? Нет, не слышал.

За помощь в подготовке материала благодарим авиакомпанию AirArabia

Кирилл Зайцев, Шарджа — Дубаи — Абу-Даби, специально для 66.ru

Фото, инфографика автора

Полюбоваться на виды Объединенных Арабских Эмиратов можете в галерее ниже. Там много не вошедших в основной материал картинок.

фото: Кирилл Зайцев, портал 66.ru