Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Екб качает. Как я подыхал на кроссфите

6 ноября 2013, 14:37
Екб качает. Как я подыхал на кроссфите
Фото: Ирина Баженова; 66.RU
Думаешь, ты в форме? Я так же думал, пока в Crossfit не попал. Это полное осознание никчемности и слабости своего тела. А еще — шанс увидеть съеденный пару часов назад обед.

Когда я задумал сделать серию репортажей из самого пекла мышц, связок и высоких результатов, то даже не думал, что столкнусь с такой жестью, как Crossfit. Когда ты в теплом зале делаешь жим лежа, становую и присед и отдыхаешь между повторами — это одно. А вот когда ты приходишь в Crossfit, то просто подыхаешь. Никто тебя тут не пожалеет, всем плевать. Никто не будет ждать тебя, и говорить: «Ну, отдохни, потом продолжим» (хотя для такого слабака, как я, сделали исключение). Пишу эту статью лежа. Ходил два дня с трудом. Но я жив. А теперь по порядку.

В зал на Гурзуфской я поехал с четким пониманием «куда иду». Настроился на суровую работу и даже сказал тренеру, что прежде, но давно занимался спортом. Лучше бы я заткнулся. Может быть, тогда бы он меня пощадил.

Знакомьтесь: Федор Серков. Убойный чувак, лютейший тренер-атлет из всех, кого я встречал. Серебряный призер чемпионата России по Crossfit 2011, бронзовый призер чемпионата России по Crossfit 2012.

— Федор, привет, я Жека…
— Ну, тогда и я Федос!

— Ок, тогда я спрошу….
— Вот тебе палочка, широким хватом бери и повращай за голову и обратно, сделай 30 вращений. Разомни пока суставы, а я Кая Метова врублю погромче, чтобы тренироваться было веселее.

Началось все отлично: не успев ничего спросить, сразу почувствовал особенности разминки кроссфита. Сильно и качественно размялись, и вот тут, похоже, началось… Иллюстрация, кстати, интерактивная. Наведите на нее курсором и поводите вправо-влево.

— А ты сам-то что больше любишь качать: баночки или булочки? — спросил у меня Федос (он как-то легко и непринужденно порой сам вел интервью).

— Эмм… Да вроде баночки.
— А, ну это более серьезное такое занятие. Так, Жека, вот тебе блин. Берешь, приседаешь и выпрыгиваешь. Затем перед собой его и выталкиваешь блин. Садись ровно, таз чуть назад, спина прямая, колени в стороны, пошире садись. Все понял?

— Да, но…
— ДЕЛАЙ ДАВАЙ!

Федос сказал: «Мы запустим моторчик для дальнейшей тренировки». Мой моторчик завелся с тарахтением. Это были 3 круга. В каждом круге 10 приседаний с выпрыгиванием. Плюс 10 «толчков» блина перед собой. Блин 15 кг, как видите. «Прыгай выше, руки не опускай при выталкивании, ровно держи! ДАВАЙ! ЭТО ТОЛЬКО РАЗМИНКА!» — повышенным тоном командовал тренер.

— Это у вас разминка такая? Слушай, может, мы лучше…
— Ты мне зубы не заговаривай, пошли я тебе оглашу повестку на сегодня.

— Федос, я серьезно, давай хоть вопросы по ходу дела задавать буду? Когда зал Crossfit в Екатеринбурге открылся?
— В 2011 году зародилось движение. А конкретно этот зал открывали в сентябре 2012-го.

— Почему выбрал Crossfit? Ты до этого чем-то занимался?
— Не было какой-то спортивной подготовки, просто я занимался для себя в зале.

— То есть такой шаньгой ты был не всегда?
— Ха, нет, шаньгой я стал уже на кроссфите. Жесткие тренировки и хорошая еда. А почему кроссфит? Потому что это круто, интересно и разнообразно.

— Как узнал об этом направлении?
— В «ВКонтакте» увидел в 2009 году сообщество. И увлекся. Вообще, это очень гибкая франшиза: покупаешь и делаешь, что хочешь.

— Какая-то основная федерация Crossfit международная есть?
— Федерации, которая бы контролировала это движение, в России нет. Нормативов — тоже. Главное — оплатить аренду зала вовремя.

— Нужна такая федерация?
— В Свердловской области она есть. Я ее сопредседатель. Значит, смотри сюда, мы все на доске пишем, чтобы наглядно было. Первое твое упражнение такое:

Мне предстояло сыграть в знакомую всем парням «американку» или «лесенку». Подтягивания и бурпи. Бурпи — отжимания с выпрыгиванием. Со словами «я вижу, ты, парень, разнообразие любишь» тренер дал мне более «интересный» вариант бурпи — с отжиманием от гантели и последующим ее подъемом (бурпи со швунгом). Итого: 2 подтягивания, 2 бурпи, 4 подтягивания, 4 бурпи и т. д. Задача — забраться за 7 минут как можно дальше по «лестнице».

— Я хочу, чтобы ты дошел хотя бы до 18.

— 18 — это середнячок?
— Бабуля моей бабули больше делает.

— Блин…
— Итак, у тебя 7 минут, работай жестко, не останавливайся, темп держи! Начали, Женя! Че стоим?!

Где-то на 4×4 я закряхтел, как старая баржа. На 6×6 меня начало «штормить». На 8×8 я откровенно начал орать, помогая мышцам морально. Сдаваться не хотелось. При 10×10, пытаясь усилием воли заставить тело работать, я понял: бесполезно, дыхалки не хватает, сердце сейчас выпрыгнет, а желудок скоро пришлет открытку с сюрпризом.

— Где весь задор, Женя? Чего замедлился, соберись! ДАВАЙ! Делай! Куда ты ее мотаешь? Поднимай гантелю до конца, «незачет», еще раз!

Вспомните, когда у вас в последний раз одновременно кружилась голова, сводило мышцы, во рту «сушило», тошнота стояла уже в горле, а ног вообще не чувствовалось. Вспомнили? Вот потому мне потребовалось время, чтобы прийти в себя.

Оклемавшись, я решил выиграть время и о чем-нибудь поговорить, ведь вопросы вылетели из головы уже на пятом подтягивании.

— Федя, я, вообще-то, знал, куда иду, но сейчас просто мне надо отдышаться. В редакции всех предупредил, что у вас буду.
— Ты хоть завещал свои стринги главному редактору?

— Дай мне минуту.
— Ты просто психанул! Нафига? Спокойно делай, с передышками! Дыхание должно быть правильным, на каждое усилие выдох акцентированный. Отжался — выдох, ноги к себе подтянул — выдох, гирю поднимаешь — выдыхаешь! Не торопись.

— Да я понял.
— Давай, надо доделать бурпи со швунгом по 2 на каждую руку и заходить на десятый круг.

Доделав 10×10, я снова сдох, в этот раз жестче, чем в предыдущий. Меня почти вырубило, все тело трясло, а в голове было только: «Уползи отсюда, они нас добьют».

В это время наш фотограф Ирина беседовала с Федором. Хорошо, что диктофон лежал неподалеку и, в отличие от меня, был в режиме «вкл».

— Для чего вообще все это вам? Чтобы тело красиво выглядело?
— Нет, конечно. Нам нужно делать быстрее, поднимать больший вес за более короткое время. Мы не думаем при этом, как у нас будут бицепсы выглядеть или спина.

— Смотрю на Женю и думаю: «Они еще и волю, наверное, тренируют». Да?
— Да, тело как приложение, оно много может. Так, аллё! Женя, мы продолжаем или как?!

— Я жив. Ща.
— Диктофончик не забудь, ага. Женя готов, Женя заряжен! Давай, Жентос! К снарядам! Ты 14 кг над головой поднять не можешь что ли? И какой ты мужик после этого? Давай толкай! На турник, быстро!

Все! «Сходи умойся» уже не поможет. Да я чуть завтрак не выпустил на волю! Минут пять ушло на возвращение в чувства. Вставать не хотелось.

— Федя, где попить можно?
— Не надо — обратно полезет. Ты главное там у себя напиши, что Crossfit — это такой женский антицеллюлитный фитнес.

— Очень смешно. Ты пойми, я знал, что мне надо тренироваться, но чтобы все НАСТОЛЬКО плохо, я и подумать не мог.
— Хватит самоуничижения. Не боги горшки обжигают — это раз. И все мы умрем в конце — это два!

— Тебе легко говорить, вот ты как обычно тренируешься?
— Например, видишь штанга лежит, там 100 кг. Если бы у меня была тренировка, то я ее срываю на грудь, встаю, приседаю, встаю, поднимаю над головой ее, кладу за голову на плечи, приседаю, делаю так пять раз потом на канате до потолка столько же и снова на круг. Делаю несколько таких кругов.

— База какая-то есть при обилии всяких бурпи, швунгов?
— Здесь база сразу из нескольких видов спорта. Это тяжелая и легкая атлетика и даже гимнастика.

Это benchmarks, то есть ты смотришь на комплекс, выполняешь и пишешь результат, затем сравниваешь с любым кроссфитером мира, результаты в сети постоянно обновляются. А названы они женскими именами по типу ураганов, потому, что сносят напрочь. Есть вот имена солдат, Райан, Джэйн. А есть такие, как «Fight gone bad» — схватка, которая закончилась блевотиной. Этот комплекс, кстати, в среду у нас.

— Есть такое мнение, что Crossfit — это модификация круговой тренировки, которую еще в СССР практиковали борцы и боксеры.
— Круговая тренировка является лишь маленькой частью кроссфита. Базовые принципы другие.

— Какие базовые принципы у кроссфита?
— Быть сильнее и здоровее. Не просто спортсменом, а именно мощным атлетом, хорошим человеком, здоровья чтобы было много.

— Да я на себе уже почувствовал, что мало просто уметь бегать 25 км и жать 90 от груди, тут все органы и все тело должно быть готово.
— Точно, в этой связи посмотри фильм «Every second count» — «каждая секунда на счету». Кино о кроссфите, все хорошо показано. А вообще я тебе скажу, что Crossfit для возрастных людей хорош, приходят дряблые, а через некоторое время отличной формы достигают.

— Да ладно!
— К нам приходят в 50 лет, с кучей проблем, тренируются и становятся сильнее и жизнеспособнее. Организм мощный становится.

— Когда сюда шел, было мнение, что у вас тут частота повторений, скорость и т. п. «ушатывают» суставы. И вообще нельзя так с организмом поступать.
— Это дикое заблуждение. Все может быть во благо и во зло. Если правильно питаться, разминаться хорошенько, работать спокойно, не лезть «поперек батьки в пекло», то вы будете крепчать. А ты опять зубы мне заговариваешь! Пошли дальше. Сейчас делаешь становую тягу 10 раз плюс 15 отжиманий. Только отжимайся технично, зад не опускай и не выпячивай, ладони не широко ставь и чуть ниже груди, локти не разводи — строго вдоль тела. Поехали!

В завершение третьего круга каждое повторение самых обычных отжиманий, в которых я себя прежде чувствовал уверенно, давалось с диким трудом. Орешь, трясешься, но делаешь, ведь рядом тренер. Он тоже орет: «Задницу подними! Ноги ровно! Куда ты сгибаешься так?»

— У нас недавно мероприятие было. «1000 бурпи» называлось. Мы прыгали каждый по 1000 бурпи, я сделал быстрее всех за 77 минут. К слову, ты за две минуты сделал 30 штук.

— Подожди, мне опять плохо…
— Да это с непривычки. Ты б раза три позанимался — все бы прошло. Так всегда.

— Пока я борюсь за жизнь, ответь еще на пару вопросов. Как на соревнованиях судьи работают? Какие критерии?
— Соревнования представляют из себя формат игр. На каждую игру разное задание, названия и комбинации перемешиваются. Причем атлеты узнают о наборе заданий за несколько часов до старта. То есть ты должен быть вообще ко всему готов. Перед началом есть общий бриф и идет обсуждение, «как, что, почему, сколько», все упражнения разбирают детально, устраняют разночтения. Потом за каждым участником отдельный судья закрепляется.

— Рекорды долго держатся?
— Не слышал, чтобы больше года что-то держалось. Спорт молодой, рекорды каждый день бьются, на заре тяжелой атлетики так же было.

— Ты как далек от результатов мировых атлетов?
— Не очень далеко. Но сам понимаешь, если между нами общая разница две минуты, кажется, немного, а в реальности — пропасть. Это как в легкой атлетике, где битва за доли секунды, но не каждый может догнать чемпиона. Раз уж заговорили, на играх кроссфитер может выполнить норматив КМС по легкой и мастера спорта по тяжелой атлетике. При этом того же КМС по легкой обычного сюда приведи, он тут сразу, как шарик, сдуется.

— По категориям как деление?
— Только гендерно. В остальном древний принцип — побеждает сильнейший. При этом нет такого, что упор на определенный снаряд. Ты должен все уметь. И никого не колышет, какого веса ты штангу можешь поднять. Дано — делай или вали «нафиг с мопеда».

Пока я доделывал еще один подход, Федя стебался над моей слабостью, как мог.

— По питанию: что, сколько, когда?
— Завтрак: 3–4 яйца, зелень и бутеры. Обед: мясо и овощи. Ужин: как обед, обычно. Между этими основными приемами еще перекусы. На ночь литр молока, в него пачка творога, чтоб усваивалось.

— Почему тебя и других кроссфитчиков не зовут в рекламу города на международных аренах? Кто-то в правительстве чего-то не так делает?
— Я политолог по образованию. Могу тебе много и других минусов в работе правительства рассказать.

На вопрос: «Доколе все это?» — политолог Федор ответил: «До упора. Людям, видать, все нравится. Тенденция глобализации политики сейчас. Мы просто незаметно окажемся под кем-то. Никакой войны, ничего, спокойно и незаметно. Мы уже сырьевой придаток. Производства мало в стране. А все потому, что миром управляют трансконтинентальные корпорации и все войны — это просто борьба за ресурсы, чем бы ее ни прикрывали и как не называли».

— Ближайший турнир когда у вас?
— С 15 по 18 ноября в Новосибирске пройдет турнир уровня чемпионата России. Нас туда четверо едет. 14 декабря здесь, в Екатеринбурге, командные среди своих устроим.

— Спасибо. Я пошел есть, спать и радоваться тому, что жив остался.

Текст: Евгений Бабицын
Фото: Ирина Баженова, 66.ru