Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Телевидение России воспитывает патриотов США

10 сентября 2007, 10:08
По объёмам детского вещания Россия сегодня находится на последнем месте в Европе.
С 1 сентября в России начал вещать первый государственный детский телеканал «Бибигон»: мультфильмы и фильмы, развлекательные и познавательные программы. 65% из них — отечественного производства. Это новость безусловно хорошая. Теперь о плохом. Доступ к полной 19-часовой версии этой телероскоши получат за деньги лишь подписчики одного из спутниковых каналов. Всем остальным российским детям придётся довольствоваться той малой толикой «Бибигона», что поделили между собой каналы «Россия», «Культура» и «Спорт». В общей сложности набирается 8 часов в день. Немного! По подсчётам, проведённым МедиаСоюзом, Россия сегодня находится на последнем месте в Европе по объёмам детского вещания. Два десятка российских метровых и дециметровых каналов за 2006 год показали детских программ меньше, чем один (!) голландский государственный детский канал. И это при том, что у каждого российского канала существуют квоты, согласно которым детские программы должны занимать не меньше 10% всего объёма телепродукции. Так что в теории лицензию на вещание у любого из каналов можно отбирать хоть сегодня.

30 мая на заседании Совета по культуре и искусству при президенте В. Путин резко спросил: «Ну, когда у вас будет детское телевидение?» И посмотрел на руководителей телеканалов. Строго так посмотрел. «С 1 сентября», — бодро отрапортовали они. А если бы президент не спросил? Так ничего бы и не было?

Патриоты чужой страны

«А зачем детям вообще телевизор смотреть? Пусть лучше книжки читают!» — ворчат некоторые. Конечно, книжки лучше, чем телевизор, — с этим никто не спорит. Господа ревнители правильного воспитания, вы сами-то когда последний раз книжку брали именно для того, чтобы сесть и почитать, а не скоротать время в транспорте? Как показывают соцопросы, именно телевидение сегодня стало основным источником получения информации. А детям оно порой заменяет не только воспитателя, но и лучшего друга. В условиях, когда родители вынуждены работать чуть ли не 24 часа в сутки, чтобы прокормить семью, недостаток общения с близкими людьми ребёнок компенсирует при помощи «голубого экрана».

«Если взрослые нуждаются в сказках и не могут жить без тех переживаний, которые поставляет телевидение, то почему дети могут обойтись без всего этого? — говорит культуролог, член Совета по культуре и искусству при Президенте России Даниил Дондурей. — Правильнее было бы сказать так: дети не нуждаются в ТАКОМ телевидении, которое им предлагают сегодня российские каналы. А в телевидении, где было бы много познавательных программ, исторических фильмов, рассказов о благородных помыслах и поступках, дети нуждаются очень. Более того, они нуждаются в российских анимационных фильмах. Но наши мультики сегодня больше показывают за рубежом, а здесь крутят купленные по дешёвке на Западе». Как точно заметил один из американских телевизионщиков, «ваше телевидение сегодня воспитывает патриотов нашей страны». Преподаватели хватаются за голову: нынешние школьники не знают, кто такие Емеля, Кощей Бессмертный или что приключилось с ёжиком в тумане, зато без запинки могут перечислить всех друзей и врагов Человека-паука или поимённо назвать «покемонстров». В России выросло уже целое поколение детей, чьё сознание сформировалось целиком на западной анимационной продукции«.

«Если ситуация с детским вещанием на Российском телевидении не изменится, мы потеряем ещё одно подрастающее поколение. Наше телевидение из развязного, глуповато-гламурного „злого дяди“ должно превратиться в друга, советчика», — считает кинорежиссёр, проректор Института повышения квалификации работников ТВ и радио Олег Чернов.

Кто заведёт «Будильник»?

Советское телевидение принято ругать — и скучное оно было, и тоталитарное. Может быть. Только не надо забывать, что там показывали и «Будильник», и «АБВГДейку», и «В гостях у сказки», и «Весёлые нотки». Существовал даже целый образовательный канал. Эти программы не только развлекали, они ещё и общались с нами, маленькими зрителями, — мы посылали туда рисунки, письма с ответами на загадки, свои сказки и истории. Это было то самое интерактивное телевидение, о котором так модно говорить сейчас. Но что говорить о прошлом? Взгляните на современную Европу: в Германии существует два общедоступных детских канала, в до мозга костей буржуазной Бельгии и бесшабашной Италии государственные каналы для детей обязательны. Во Франции большая часть мультфильмов и фильмов, идущих на них, связана с историей страны.

«Любое нормальное государство берёт на себя какие-то обязательства перед обществом, — говорит Даниил Дондурей. — И я не понимаю, почему наше правительство пенсионерам уделяет внимание, а формированию здоровых — прежде всего морально — детей — нет. Мы можем позволить себе роскошь иметь спортивный канал, который — скажу вам как социолог — никакого интереса к спорту не развивает. Во всём мире спортивные каналы — платные. У нас же целый канал держат ради 2% зрителей. Почему? Потому что в сознании угнездился примитивнейший стереотип: спорт воспитывает не столько здоровье, сколько патриотизм».

На пути в капитализм мы потеряли очень многое. В частности, индустрию создания детских программ. Студия им. Горького, Ялтинская или Одесская киностудии, где в основном снимались фильмы для детей, давно почили в бозе, все мало-мальски опытные художники-аниматоры эмигрировали из страны ещё в начале 90-х. И каналу «Россия» — «родителям» «Бибигона» — сейчас придётся чуть ли не по камушкам восстанавливать разрушенное. Но кому-то надо начинать — иначе в конце концов мы получим поколение, которое слово «Россия» будет писать с одним «с» и через букву «а».