«Мы часто учимся не тому, что надо»: основатель e96.ru – о том, почему онлайн-обучение не заменит офлайн

22 июня 2021, 12:00
Фото: 66.RU
Из-за пандемии COVID-19 и развития онлайн-образования в мире обострились дискуссии о классических университетах: нужно ли полноценное высшее образование или достаточно послушать лекции онлайн. В совместном проекте УрФУ и 66.RU — «Дело в вышке» — основатель интернет-магазина e96.ru, топ-менеджер «Галамарта» и выпускник физтеха УПИ Дмитрий Пивоваров рассказал, почему виртуальное образование никогда не заменит лекций в реальных аудиториях, какие навыки из университета пригодились ему на практике и какие качества необходимы для успешной карьеры.

Дмитрий Пивоваров, 38 лет, топ-менеджер:

В 2005 году окончил физико-технический факультет Уральского государственного технического университета (УГТУ-УПИ). С 2004 по 2006 год работал в компании «Сумма технологий» в качестве руководителя отдела продвижения. В 2006 году вместе с партнерами основал интернет-магазин е96.ru. В ноябре 2020 года стал директором по электронной коммерции и лояльности в «Галамарте».


Школа пивоваров или физтех УПИ. Между двумя этими направлениями я выбирал, когда был в старших классах. Я родился в Нижней Туре, окончил школу с золотой медалью, после переехал в Екатеринбург. Несмотря на то, что в разное время жизни хотел стать железнодорожником и уфологом, тяга к естественным наукам победила — поэтому поступил на физтех. О пивоварении я скорее размышлял в шутку, но — вы не поверите— в начале 2000-х этому действительно учили в Екатеринбурге.

Мне всегда нравилось совмещать фундаментальное с современным. И с физтехом УПИ у меня случилась любовь с первого взгляда. Я приехал на день открытых дверей и сразу понял: мое. Прямо в фойе играл диджей. Я сразу понял, что здесь особая каста людей. Физтех, конечно, лучше всех — студенты и выпускники меня поймут.

Нас учили инновационным технологиям, когда это слово только входило в обиход. Мы опережали время. Я оказался в первом наборе на специальность «Управление качеством». УПИ был тогда одним из немногих вузов в России, где обучали инженеров-менеджеров по качеству. Например, экологичное производство, о котором сейчас повсюду говорят, мы проходили еще в 2004 году. На таких курсах параллельно обучались руководители крупных уральских предприятий, которые заплатили за это большие деньги, а я слушал лекции бесплатно.

В университете меня научили учиться. Я и по сей день постоянно изучаю что-то новое, стараюсь закрывать свои пробелы в знаниях технологий и бизнеса. Университет вбил в мою голову простую, но важную мысль: человеческий мозг всегда должен работать и потреблять новые знания. Наши преподаватели говорили честно и прямо, что студентам не надо запоминать весь лекционный материал, главное — понимать логику построения бизнес-процессов и стратегических решений.

В университете развивают эмоциональный интеллект. Человек, приезжающий из глубинки, попадает в новые условия и начинает социализироваться. Общение с однокурсниками и преподавателями закладывает коммуникационные основы до конца жизни. Именно университет научил меня договариваться, обращаться за помощью, находить необходимый материал и задавать правильные вопросы. Такому сложно научить на онлайн-курсах без живого общения, студенты могут до конца своей жизни остаться интровертами.

Если ты не умеешь структурировать информацию, тебя съедят. Универсальный способ побеждать в нашем мире — обладать знаниями, системой мышления, умением постоянно учиться, улучшать себя. Знания должны лежать на нужных полочках в голове. Именно этому меня научили в университете. Специальное и профессиональное образование даст лишь ограниченный набор навыков.

Мы часто учимся не тому, что надо. Но сложно предугадать, когда и что понадобится. Современные старшеклассники часто у меня спрашивают: «Зачем идти в университет? Можно сразу научиться и работать программистом». Отвечаю: «А если не сможете? Лучше стать программистом параллельно с получением высшего образования». Университет дает не только базовые знания, но и формирует особую культуру коммуникации. Мой опыт показывает, что работники с высшим образованием коммуницируют на качественно ином уровне, чем люди без него. Молодые люди, которые учатся только на бесплатных онлайн-курсах, часто остаются в узком социуме. В этом и заключается проблема онлайн-образования.

В учебе нужно сохранять баланс офлайна и онлайна. Смешанное образование — предпочтительная модель. Благодаря нему студенты становятся более свободными, могут менять среду обитания и расширять свою картину мира. Дистанционное образование позволяет лучше воспринимать и запоминать информацию. Если слушать лекции из разных локаций, мозг начинает работать лучше. Однако важно соблюдать цифровой этикет: если студенты присутствуют на онлайн-лекции с выключенными веб-камерами, то обратная связь невозможна. Это то же самое, что прийти в аудиторию с завязанными глазами и ушами.

Как понять, туда ли поступил? Если все однозначно устраивает — вы точно не прогадали. Если вам очень сложно, но интересно — погружайтесь в предметы и тратьте на них больше времени, все получится. Бывает, специальность совсем не нравится. Тогда стоит порефлексировать и попытаться перейти на другое направление — благо в вузах так можно.

Нужно правильно определять цели. Этому нас учили на физтехе. Студенческие годы — это то время, когда можно испытать себя в разном. Сначала я был пионервожатым в лагере, потом устроился грузчиком и быстро вырос до экструдерщика на производстве пластиковых окон. На старших курсах занялся поисковым продвижением сайтов. У каждого места работы была четкая цель: в пионерлагере я научился общаться с детьми, на производстве изучил изнутри циклы работы предприятия. К 2006 году мы с партнерами перепробовали разные сферы и в конце концов основали интернет-магазин е96.ru, который относительно быстро превратился в большой бизнес.

Успешная и счастливая личность — это не всегда синонимы. Счастливый человек достигает своих целей и четко понимает, чего хочет от жизни. Я дружу с журналистом, который однажды решил, что не хочет зарабатывать миллионы и жить в большом городе. С точки зрения Instagram он неудачник, но на самом деле этот человек просто четко следует своим жизненным принципам. И я вижу, что он чаще счастлив, чем угрюм.

Любая цель — это правильная цель. Главное, чтобы она не была незаконной и аморальной. Однажды я поставил себе задачу — пробежать 42 километра на Московском марафоне. Очень долго готовился, и в прошлом году мне удалось преодолеть дистанцию. Когда я бежал, то мысленно для себя решил: если устану и мне будет плохо, то я просто сойду, спущусь в метро и поеду домой. Советую всем так относиться к каждой цели. Не получилось сегодня, попробуйте завтра.

Самое дорогое воспоминание из универа — защита диплома. Это как со свадьбой: сценарий похожий, но все равно для каждого свой.

Михаил Вербицкий
журналист

Читайте также