Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Получается, любого могут закрыть?» Что не так со статьей 228 УК РФ и как ее нужно поменять

13 июня 2019, 16:14
Временное уголовное преследование журналиста «Медузы» Ивана Голунова заставило публично заговорить о несовершенстве 228-й статьи («Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов») и задуматься о количестве невинно осужденных людей. «Получается, таким образом любого могут закрыть?» — задались вопросом многие. Мы прочитали десятки мнений официальных лиц, экспертов и участников таких уголовных дел, чтобы обозначить изъяны и в законе, и в методах его исполнения.

Что не так с 228 УК РФ:

  1. Статья — «народная». Ежегодно по этой статье осуждают около 130 тыс. человек. Минимум каждый четвертый заключенный в России сегодня отбывает наказание по 228-й.
  2. Весом наркотического вещества считается вес всей смеси, а не только действующего вещества. «То есть если человека задержали с сильно разбавленным наркотиком, он будет отвечать так же, как человек с аналогичным весом чистого действующего вещества. Такой подход делает составы преступления гораздо более тяжкими, чем они могли бы быть», — пояснил «СМИ» социолог Кирилл Титаев.
  3. Причин подбросить наркотики — много. Помимо разного рода корыстных целей, наркотики подбрасывают сами полицейские, чтобы выполнить план по выявлению преступлений. Или чтобы «закрыть» барыгу, за которым давно следили, но в момент задержания у него не оказалось при себе запрещенных веществ. В этом силовики подозревали, в частности, сотрудников «Города без наркотиков», объясняя обыски в фонде в 2012 году.
  4. Наркотики не только подбрасывают, но и ДОбрасывают. Постановлением правительства для каждого вида наркотиков установлен значительный, крупный и особо крупный размер. В зависимости от веса изъятого вещества подозреваемому может грозить до трех лет колонии, от трех до 10, либо от 10 до 15 лет. Сотрудники Европейского университета в исследовании 2017 года пришли к интересному выводу, что чаще всего сотрудники полиции изымают массу марихуаны, гашиша или героина, минимально необходимую для возбуждения уголовного дела. Что касается только героина, то люди, у которых его изъяли, гораздо чаще имели его при себе чуть больше, чем нужно для более тяжкого состава 228 УК РФ, и гораздо реже — чуть меньше. «При этом найти наркотики для подброса у полицейских не проблема — часто при задержании барыга успевает сбросить порошок и уходит от ответственности. Бывает и по-другому — на заведомо железных доказательствах достаточно изъять необходимый для тяжелой статьи минимум, а остальное отсыпать себе. Но товар в наличии, и когда нужно — его пускают в дело», — анонимно рассказал «Ленте.ру» капитан полиции.
  5. Доказать, что вы невиновны, очень сложно. Ивану Голунову повезло, что он журналист и его дело получило огласку. В целом же юристы констатируют, что у таких преступлений низкий стандарт доказывания преступлений. Проще говоря, для того чтобы предъявить обвинение по 228-й статье, достаточно показаний понятых и оперативников. Часто это подкрепляют чистосердечным признанием, которое задержанный дает в обмен, например, на более легкую квалификацию. Ситуация усугубляется тем, что на задержания полицейские часто возят «своих» понятых.

«Как будто они специально чаще носят с собой столько, чтобы в случае задержания получить более суровое наказание», — говорит об аномальных массах изъятых силовиками партий героина автор исследования Алексей Кнорре.

Сразу после освобождения Ивана Голунова из-под домашнего ареста о необходимости реформирования 228-й статьи публично заявил глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Позже в Госдуме рассказали о готовящихся поправках в уголовную статью. Они предусматривают смягчение наказания за хранение наркотиков без цели сбыта — то есть перевод таких преступлений из категории тяжких в категорию средней тяжести. По мнению авторов законопроекта, поправки позволят уменьшить число сфальсифицированных уголовных дел.

Однако юристы считают, что изменение второй и третьей частей статьи 228 не исправит ситуацию.

Как реформировать 228 УК РФ:

  1. Изменить таблицу размеров, с которых наступает уголовная ответственность и с которых партия считается крупной. Наличие у подозреваемого одноразовой дозы наркотиков не должно относиться ни к крупному, ни к особо крупному размеру. (Например, крупный размер амфетамина, с которого начинается повышенная уголовная ответственность, начинается с одного грамма. При этом в незаконном обороте приобрести наркотики амфетамин меньше одного грамма нельзя).
  2. Декриминализировать наркотики, социальная опасность которых не доказана или невысока (природные производные канабинола и псилоцибинов).
  3. Усилить контроль со стороны надзирающих органов за уголовными делами, в которых вес изъятых наркотиков был пограничным с точки зрения квалификации преступления.