Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Зачем вам 30 маршрутов? Хватит и 9». Автор новой транспортной системы Екатеринбурга из США — о диких водителях, метро и деревьях в горшках

16 апреля 2016, 16:20
интервью
«Зачем вам 30 маршрутов? Хватит и 9». Автор новой транспортной системы Екатеринбурга из США — о диких водителях, метро и деревьях в горшках
Фото: Галина Соловьева для 66.ru,архив 66.ru
Вчера вечером Джарретт Уокер, работающий над реформой сети общественного транспорта в Екатеринбурге, выступил на открытой лекции в БЦ «Палладиум». Американский аналитик объяснил специфику городского пространства, рассказал о важности геометрии и о тактическом урбанизме. Портал 66.ru публикует самые главные тезисы его выступления.

«Если у каждого будет своя машина, в городе не хватит места»

Существуют разные истины. Геометрия — это выверенные значения, формулы. Как число Пи. А на уровне культуры человек может позиционировать себя так: «Большинство людей не согласится на вашу инициативу». Но под «большинством» они подразумевают себя и своих друзей. Так вот проблема городского пространства, количества места — это геометрия. Споры о том, менять или не менять общественный транспорт, не изменят ее. Поэтому что бы там ни говорили любители автомобилей — если у каждого человека будет своя машина, в городе не хватит места.

Вопрос «Куда я могу добраться?» равнозначен вопросу «Насколько я свободен?». Если вы не можете добраться до какого-то места, это все равно что его не существовало бы в природе. С кем вы будете общаться, где вы познакомитесь с будущими друзьями, второй половинкой — все зависит от способности добраться куда-либо. Таким образом, возникают некие границы доступности, стена вокруг вашей жизни. Мы расширяем стены.

Допустим, я хочу открыть свой офис. Я могу это сделать в центре: дорого, зато к нему будет повышенная доступность. А могу открыть его за городом, где улицы не так хорошо связаны. При новой системе транспорта я смогу свободно выбрать местоположение офиса, будучи уверен, что любое место в равной степени для меня доступно.

Некоторым слушателям даже не потребовался перевод с английского.

«Сложная структура отталкивает людей»

Представим, что есть три жилых комплекса и три зоны занятости. Необходимо проложить маршруты таким образом, чтобы человек из любого жилого комплекса смог добраться в любую из трех зон. Можно создать прямые маршруты: их получится девять, средняя частота движения транспорта — раз в полчаса. Но можно ведь проложить три маршрута с пересадкой в центре. Частота движения повысится — транспорт будет ездить каждые десять минут.

«Когда я смотрю на карту трамвайных маршрутов Екатеринбурга, то недоумеваю: как вы можете всё это запомнить?! Такая сложная структура отталкивает людей».

В Екатеринбурге 30 трамвайных линий. То есть на каждой остановке в среднем ездят трамваи четырех-шести маршрутов. Мы же хотим оставить всего девять линий. В такой ситуации, если бы вы стояли на остановке, вам бы не пришлось издалека всматриваться в номер трамвая — вы бы наверняка знали, что это ваш транспорт. Такая система «один путь — один маршрут» действует, например, в Амстердаме.

Количество маршрутов урезается в пользу частоты хождения транспорта. Во-первых, уменьшается время ожидания. Во-вторых, упрощаются пересадки. И в-третьих, повышается надежность. Иными словами, чем выше частота, тем выше продуктивность.

Геометрия — основополагающая истина, на которую необходимо опираться разработчикам новой транспортной системы. В первую очередь это связано с ограниченностью городского пространства, считает Джарретт Уокер.

«Люди будут ездить на общественном транспорте даже ночью»

Возможен такой тариф, при котором вы сможете приобрести билет на 90 минут. И в эти полтора часа вы сможете пользоваться любым транспортом с любым количеством пересадок, чтобы добраться до нужного вам места. Таким образом, повышается эффективность работы общественного транспорта.

Скажем, вам необходимо попасть из южного конца города куда-нибудь в район Уралмаша. Вы сядете на трамвай и поедете на нем до конца, потому что так дешевле. Но было бы куда быстрее доехать на трамвае до станции метро и на подземке добраться до пункта вашего назначения. На самом деле государство должно стимулировать вас к этому. Не только потому что так быстрее для вас, но и потому что так вы не будете занимать место в трамвае, необходимое для людей, которые действительно направляются по этой части маршрута. В этом смысл билета, оплачиваемого повременно.

Среди наших задач в том числе — построить сеть, которая будет работать круглые сутки. Люди будут ездить на транспорте и ночью, если будут знать о нем.

Будущая система общественного транспорта Екатеринбурга будет кардинально отличаться от той, что действует сейчас.

«Автобусы почему-то соревнуются между собой. Для вас, пассажиров, это плохо»

Меня спрашивают: что вы думаете о таком-то виде транспорта? А о таком-то? Мой вам совет: не имейте вообще никаких мнений! Главное для нас — создать эффективно работающую сеть. Мне удалось прокатиться в общественном транспорте Екатеринбуга. В трамвае было комфортно, так как было пусто. А вот автобус был забит битком.

Мы предлагаем иерархию транспорта, основанную на его вместительности. Первым, конечно же, является метрополитен. В метро тесно лишь пару часов в сутки, в остальное время это пространство можно использовать. Далее — трамвай. После него — троллейбус. Оба вида транспорта будут обслуживать пассажиров метро, выходящих на станциях. А автобусы — большие, мини- и микроавтобусы — будут ездить там, где нет метро. У вас, кстати, автобусы в городе почему-то соревнуются между собой. Но они должны сотрудничать. Ведь в их соперничестве нет ничего хорошего для пассажиров.

Американский гость рассказал о планах введения нового тарифа оплаты. Предполагается, что купленный билет будет действовать в течение определенного времени, за которое пассажир успеет сделать все необходимые для него пересадки.

«Вернуться к предыдущему варианту никогда не поздно»

Вопросы: «Ездили бы вы в общественном транспорте, если бы…?» — совершенно бесполезны. Тактический урбанизм — простое решение проблемы. Благодаря ему можно экспериментировать с городскими ландшафтами с помощью временных изменений.

Например, можно не делать бордюры, а на время ограничить дорожку конусами. Можно не садить деревья, а поставить горшки с растениями. И не нужно придумывать абстрактные решения — можно экспериментировать с любыми вариантами. Люди, которые боятся негативных последствий, могут не переживать — ведь изменения временны, всегда можно вернуться к предыдущему варианту. Психология людей такова, что для них в любой ситуации должен быть победитель и проигравший. Но это не спорт. Транспорт — это для всех.

В конечном счете у нас есть выбор, но мы не можем не принять факты геометрии. А ей плевать на мнения.

Текст: Юлия Щепеткина для 66.ru. Фото: Галина Соловьева для 66.ru,архив 66.ru