Раздел Общество
29 января 2015, 19:00

Что-то пошло не так. Высокинский жалуется на доллар, а другие города спокойно закупают автобусы

Что-то пошло не так. Высокинский жалуется на доллар, а другие города спокойно закупают автобусы
Фото: Дмитрий Горчаков, архив 66.ru
В те же самые дни, когда столица Урала не смогла приобрести 58 новых автобусов, об обновлении своего парка без проблем смогли договориться Уфа, Набережные Челны, Бугульма и Зеленодольск.

Вице-мэр Екатеринбурга Александр Высокинский, видимо, лукавил, утверждая, что декабрьский конкурс по поиску лизинговой компании, которая могла бы поставить в город 58 низкопольных автобусов за 670 млн рублей, сорвался из-за кризиса.

Портал 66.ru изучил похожие конкурсы, которые в то же самое время с успехом провели два российских региона — Башкортостан и Татарстан. У них все получилось, а вот свердловским властям и мэрии Екатеринбурга неожиданно помешал ослабевший рубль и рост ставок по кредитам.

Александр Высокинский, вице-мэр Екатеринбурга:

— О том, что мы будем покупать автобусы, мы договорились в октябре прошлого года. Проведение конкурса занимает два месяца. Это закон. В итоге мы его объявили в тот момент, когда все схлопнулось и курс рубля пошел вниз.

По словам Высокинского, даже у отечественных производителей вместе с курсом доллара взлетели цены, и в среднем за одну машину они стали просить вместо прежних семи миллионов — 11 млн рублей. А лизинговые компании, которые муниципалитет тоже планировал привлечь для закупки новой техники, вместе с ростом ключевой ставки ЦБ подняли свои ставки до 25%. В итоге город остался без автобусов.

Странно, но 670 млн рублей не заинтересовали ни одну компанию.

Видимо, аналогичных трудностей смогли миновать два других российских региона. Например, в декабре 2014 года о покупке в лизинг 30 низкопольных автобусов для Уфы договорился Башкортостан. Пятилетний контракт на 330 млн рублей ГУП «Башавтотранс» через конкурс заключил с ЗАО «Сбербанк Лизинг».

Компания, в свою очередь, профинансировала покупку автобусов у завода «Нефаз», сумма сделки составила 210 млн рублей. Несложно посчитать, что с учетом лизингового процента (12,7% годовых) каждый автобус обошелся «Башавтотрансу» примерно в 11 млн рублей (при заводской стоимости в 7 млн рублей). Никаких 25%, о которых говорил Высокинский, здесь и близко нет.

Примерно в это же время о подписании контракта на поставку 117 новых автобусов для Набережных Челнов, Бугульмы и Зеленодольска без проблем договорились власти Татарстана. Поставит автобусы тот же завод «Нефаз». И хоть детали этой сделки неизвестны, вряд ли Татарстан переплатит больше тех самых 11 млн за штуку.

Но вернемся к Уфе. Конкурс в Башкортостане удивительным образом похож на тот, что пыталась провести администрация Екатеринбурга. Автобусов — 58, денег — 670 млн рублей. Каждая машина обошлась бы городскому и областному бюджетам в 11,5 млн. Завод-производитель получил бы свои деньги, лизинговая компания — свои 12–13% годовых. Предположим, в роли первого выступил бы «Нефаз» (такой вывод можно сделать, прочитав конкурсную документацию), в роли второй — «Сбербанк Лизинг» (чаще всего это так).

Есть только одна проблема. По какой-то неизвестной причине «Сбербанк Лизинг» на конкурс, в котором ему был почти гарантирован выигрыш, предпочел не заявляться. Не заинтересовал тендер и другие лизинговые компании, но это понятно.

Что же не так со «Сбербанк Лизингом»? Корреспондент Портал 66.ру отправил запрос в компанию. Там были немногословны.

ЗАО «Сбербанк Лизинг»:

— Увы, ввиду конфиденциальности информации не будем комментировать.

В общем, у нас есть стойкое ощущение: что-то пошло не так. Лизинговая компания, которая только что выиграла аналогичный конкурс, предпочла отказаться от такого же екатеринбургского.

Версий несколько. Первая — безумная: «Сбербанк Лизинг» конкурс на 670 млн рублей попросту не заметил. Вторая — кризисная: у компании трудности, и она резко сократила объем предоставляемых лизинговых кредитов, то есть Уфе дала, а Екатеринбург — извини. Третья — конспирологическая, от читателей: «В мэрии что-то мутят». Но последнюю отвергают даже специалисты.

Екатерина Петрова, координатор проекта «РосПил» в УрФО:

— Да, в этом конкурсе явно что-то пошло не так. Но я не думаю, что его «слили» осознанно. Деньги не городские, они идут в том числе из вышестоящих бюджетов. Правила проведения конкурсов на покупку этих автобусов тоже устанавливал федеральный центр. И я не представляю, как здесь мэрия могла бы вывернуться, чтобы на этом нажиться. Потому вряд ли они специально что-то делали, чтобы сделка не состоялась.

В любом случае итог один: конкурс проведен, на него никто не заявился, а закупка низкопольных автобусов перенесена на неопределенный срок. Однако тему Высокинский обещал «дожать». Дожмет или нет — мы проследим.

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.