Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Алексей Волин, замминистра печати России: «Венедиктова нужно было уволить с «Эха Москвы»

12 ноября 2014, 17:30
Алексей Волин, замминистра печати России: «Венедиктова нужно было уволить с «Эха Москвы»
Фото: 66.RU
Один из самых известных медиаменеджеров страны объяснил, почему государство не может совсем уйти из сферы журналистки, и обозначил свою позицию в конфликте между «Газпром-медиа» и главным редактором радиостанции «Эхо Москвы» Алексеем Венедиктовым, отказавшимся уволить Александра Плющева за запись в «Твиттере».

Замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин прочитал лекцию в УрФУ и ответил на вопросы студентов и преподавателей вуза. Послушать куратора российских медиа пришли декан факультета журналистики Борис Лозовский и ректор университета Виктор Кокшаров. Встреча длилась в течение часа. За это время Волин успел обозначить свою позицию по поводу взаимоотношений СМИ и бизнеса, СМИ и государства, рассказать о том, как принимался закон об иностранном владении средствами массовой информации, и оценить уровень медиаграмотности россиян.

О тесной связи журналистики и государства

Недавно мы проводили большое всероссийское совещание руководителей средств массовой информации. В каждом втором выступлении у государства просили денег. Вы определитесь сначала: денег или нам уйти? Потому что дайте денег и пойдите на фиг — так не бывает.

СМИ нужно научиться выживать самостоятельно, без помощи государства. Если средство массовой информации пользуется популярностью, то у него есть или покупатели, или рекламодатели. И, соответственно, у него есть деньги, чтобы развиваться. Если СМИ не пользуется популярностью, то я не понимаю, зачем государству вкладывать в него деньги или проводить с его помощью свою информационную линию, если это СМИ все равно никто не читает. Это спаленные зря деньги! Я считаю, что пресса — это участник рынка. Научитесь зарабатывать деньги сами. Не можете — выращивайте картошку.

О манипулировании СМИ

Любое общение со СМИ является манипулированием. Вопрос в том, насколько ньюсмейкер или государство успешно это делает. Есть два способа воздействия на СМИ. Первый — административно-приказной. Это когда вы зовете к себе главного редактора и говорите ему написать то, что вам нужно, или разместить на первой полосе пресс-релиз с вашим фото. Это неэффективно. В 80-е годы в Советском Союзе сложилась уникальная ситуация. Тогда было много качественных СМИ, которым все равно никто не верил. Все, что было написано в газете «Правда», полностью отторгалось людьми. Способ второй: создавать информационные поводы, которыми можно заинтересовать СМИ. В данном случае создание информационного повода — это и есть манипулирование.

О медиаграмотности россиян

Кого можно считать медиаграмотным человеком? Первое: медиаграмотный человек умеет находить необходимую ему информацию, пользуясь поисковыми системами.

Второе: медиаграмотный человек отличает верифицированный источник информации от неверифицированного. Сначала нужно смотреть на источник информации. Когда вы приходите в магазин покупать продукты, то первое, что вы делаете, — смотрите на упаковку и проверяете срок годности. Точно так же, увидев информацию в интернете, посмотрите на ее источник. Вам сразу станет понятно, нужно ли читать ее и обсуждать.

Третье: медиаграмотный человек знает, как пользоваться системой родительского контроля. Он может защитить своих детей от опасной информации в интернете или злоумышленников. Надеюсь, что большинству из вас родители говорили, что не нужно переписываться с незнакомыми в социальных сетях.

Четвертое: умение защитить свои персональные данные и не распространять в Сети информацию, которая может быть использована против вас. Не надо, например, сообщать в социальных сетях, что ваши родители получили годовую премию, положили ее в тумбочку и отправились вместе с вами на две недели в поход. «Ключ под ковриком». Мы знаем, что информация в социальных сетях много раз становилась основой для преступлений.

Пятое: никому никогда не верьте, во всем всегда сомневайтесь, все проверяйте. «А почему?», «А так ли это?», «А где это можно проверить?». Отсюда правило двух источников информации. На телевидении всегда существовало жесткое правило: если информация не подтверждена двумя независимыми источниками, то ее ставить нельзя.

Об увольнении журналиста «Эха Москвы» Александра Плющева

Информация о том, что Алексей Венедиктов не знал об увольнении Плющева, не верна. Ему изначально было предложено уволить Плющева, что он сделать отказался. В целом отношение собственника и любого СМИ, равно как и любого бизнеса, можно свести к цитате из мультфильма про Простоквашино: «Моя корова. Что хочу, то и делаю». Если все делать строго по закону, то «Газпром-медиа» должны уволить главного редактора.

Есть два способа увольнения сотрудника. Чем меньше мне законодательство будет оставлять возможности уволить его цивилизованно, тем больше вероятность того, что я избавлюсь от него нецивилизованно. И это будет куда неприятнее для работника. Как работодатель я знаю миллион таких способов.

Если вы зарабатываете деньги, то вам никто не мешает уйти на улицу и ни от кого не зависеть. Но никто на улицу не вышел. Всем удобно работать под крылом большой структуры под названием «Газпром-медиа». Но если вы работаете под крылом собственника (кстати, изначально созданного на деньги этого собственника, потому что «Эхо Москвы» не было создано на деньги уникального журналистского коллектива), то вы должны четко понимать, что у собственника должно быть право влиять на вашу политику. Говорить о том, что что-то в каком-то законе написано, бессмысленно.

Об иностранном владении СМИ

Когда эта идея обсуждалась, мы сразу сказали, что можем обеспечить информационную безопасность Российской Федерации без введения этого ограничения. С другой стороны, мы прекрасно понимаем мотивы, которыми руководствовались депутаты Госдумы. В значительной степени они отражали настроения, существующие в обществе. Эти настроения обострились после применения санкций в отношении РФ.

Мы ведем переговоры с иностранными компаниями, которые владеют более 20% акций в российских средствах массовой информации. В переговорах мы руководствуемся несколькими принципами. Люди, которые инвестировали в российскую экономику, не должны потерять деньги. Инвестиционная привлекательность России для нас очень важна. С другой стороны, граждане РФ не должны потерять информационного разнообразия изданий, к которым они привыкли.

Возможны несколько сценариев поведения иностранных компаний. Первый — заключение лицензионного соглашения. Иностранный участник получает прибыль за счет продажи контента. Как это работает? В свое время я выпускал российскую версию журнала Business Week, купив права на использование бренда. Мы переводили часть материалов из американского Business Week и писали собственные материалы по российской тематике.

Основная часть инвесторов — из Великобритании, Швеции, Германии, США… Мы не возражаем, если правительство стран вступит с нами в переговоры и заключит соглашение о благоприятных условиях инвестиций в медиаотрасль. Это второй путь. Другое дело, что соглашение должно быть двусторонним. И если мы создаем особые условия для них, то они должны создать выгодные условия для работы российских компаний у себя. Запад может оставаться в логике санкций, но пусть они тогда не обижаются, когда у американских компаний начинают возникать проблемы в России. Будет странно, если мы будем заботиться об иностранных компаниях больше, чем их правительство.