Раздел Общество
14 октября 2014, 10:28

«Директора наэкономили». Деньги на зарплаты учителей поищут в заначках школ

«Директора наэкономили». Деньги на зарплаты учителей поищут в заначках школ
Фото: Дмитрий Горчаков, архив 66.ru
Об этом в интервью Порталу 66.ru рассказал замначальника городского управления образования. По его словам, область готова вернуть отнятые у педагогов 75 млн, но сначала решила заглянуть в балансы лицевых счетов екатеринбургских школ.

Пока мэр Евгений Ройзман и депутат Вячеслав Вегнер слушали разгневанных екатеринбургских учителей в классе школы №197, я говорил с заместителем начальника городского управления образования Игорем Бурдаковым. Он — главный по «экономическому и материально-техническому обеспечению образования» в мэрии. И кому, как не ему, знать, сколько зарабатывают учителя, почему их зарплаты сократились и когда начнут уже расти.

Стол в кабинете г-на Бурдакова на пятом этаже горадминистрации буквально завален бумагами. Отвечая на мои вопросы, он ловко извлекает из этого документального хаоса нужные служебные записки, справки и отчеты. Сверяется с цифрами.

— Не так давно мы узнали, что фонд оплаты труда екатеринбургских учителей похудел на 75 млн рублей. Как так вышло?
— В соответствии с указами президента Владимира Владимировича Путина, зарплата педагогических работников общеобразовательных школ должна в 2014 году равняться средней заработной плате по экономике субъекта Федерации. Когда формировался прогноз развития Свердловской области на 2014–2016 годы, областная власть приняла показатель средней зарплаты в 30 600 рублей. Из этой суммы рассчитывали субвенции на зарплаты учителей — так, чтобы все муниципалитеты вышли на упомянутый уровень средней зарплаты.

Но, как следует из письма председателя правительства Свердловской области, в августе они внесли изменения в прогноз социально-экономического развития. То ли это связано с кризисными явлениями, то ли еще с чем-то, но среднюю зарплату по экономике утвердили в размере 29 872 рублей. То есть ее уменьшили на 800 рублей практически. Естественно, они по всем муниципалитетам посчитали: раз контрольный показатель меньше, то и субвенции можно сделать меньше. Как считали — этого я не знаю, мне не докладывали. Но в итоге высчитали, что у Екатеринбурга надо отнять 75 млн рублей. Вот и всё.

Когда по городу прокатилась первая волна сообщений о похудевших школьных фондах оплаты труда, губернатор Евгений Куйвашев назвал эти новости «слухами», но специальную комиссию для решения вопроса все-таки создал.

— Вы знаете, из майских указов президента лично я почему-то вынес, что зарплаты педагогов должны расти, а не просто равняться среднему показателю по региону…
— Так они и растут. Они же были ниже средней зарплаты по области. К тому же, и средний показатель растет из года в год.

— Но в данном конкретном случае зарплаты сократились. Это ведь нелогично.
— В социальной сфере вообще всё нелогично. Здесь лучше не давать вовсе. Но дав единожды, ни в коем случае не отнимать. Потому что это катастрофа.

— Итого город получил на 75 млн меньше. А дальше что? По какому принципу вы, на своем уровне, урезали выплаты школам?
— В соответствии с подушевым финансированием. То есть каждая школа получает столько денег, сколько она обучает детей. «Стоимость» каждого ребенка — в начальной школе, в среднем звене, в старшей школе — определяется областным законом №119.

Мы взяли на 1 сентября и пересчитали выплаты «в детях», при этом сократив «стоимость» одного ребенка, чтобы вписаться в оставшиеся деньги. Это привело к тому, что школы, контингент которых по сравнению с прошлым учебным годом не вырос, потеряли в объеме финансирования. А те учебные заведения, что приняли в этом году детей больше, чем в 2013-м, либо сохранили свои деньги, либо даже получили немного больше.

Но в целом получилось, что примерно на 3% годовая сумма была урезана. Но это годовая. Так как субвенции упали всего за четыре месяца до конца года, реальное сокращение зарплат достигло 7%. Если у нас средняя зарплата была порядка 31 тыс. рублей, то теперь она снизилась до 29,5 тыс. рублей.

Субвенции из областного бюджета на зарплаты педагогов сократились, рассказывал нам обласной министр образования Юрий Биктуганов. Но тут же добавлял: тем не менее доходы учителей должны вырасти. Каким именно образом — мы так и не поняли.

— Вы говорите о средней зарплате. Но, насколько я понимаю, реальное сокращение идет непропорционально и, я бы сказал, не очень справедливо.
— Почему?

— Потому что, по вашим словам, в среднем учителя потеряли 7%. А по факту, как нам докладывает, например, депутат Вегнер, у некоторых педагогов в сентябре доходы упали вдвое.
— Я знаю, о какой школе вы говорите. Это блеф товарища депутата. Мы разбирались. В этом учебном заведении зарплата сократилась у трех учителей. А в два раза упала всего у одного преподавателя: у нее в этом году сократилась учебная нагрузка и она не получила надбавки стимулирующего фонда. Но это надо смотреть, как она выполняла свои обязанности.

— Премии лишили?
— Да. Но не лишили. Просто не дали.

— А почему учебная нагрузка сократилась?
— Ну, у нее часов просто меньше стало. Наверное, это может быть связано с тем, что детей меньше пришло. Надо смотреть тарификацию конкретной школы и разбираться, почему у нее стало меньше часов. Это определяет руководитель образовательного учреждения совместно с профсоюзом.

Чиновники оперируют средними цифрами. Так удобнее. Иногда даже кажется, что учителя зря возмущаются сокращением фондов на 7% — при их-то средней зарплате выше 30 тыс. рублей. Но, как говорят сами педагоги, таких сумм в платежках они не видели. И зарабатывают по факту чуть больше 20 тыс. В лучшем случае.

— Специальная комиссия при губернаторе объявила: «частные случаи» сокращения зарплат учителей вызваны тем, что муниципалитеты вовремя не отчитались о численности педагогических работников. Какие именно муниципалитеты — не уточняется. Вы отчитались?
— Мы сдали всю информацию в установленные сроки. Кроме того, мы отчитались о том, что с сентября у нас увеличилось количество детей в школах.

— Как следствие — возросла нагрузка на учителей, как следствие — должен расти фонд оплаты труда…
— Конечно! Но это по идее. Вообще-то они должны были пересчитать субвенции в соответствии с тем самым областным законом о подушевом финансировании. Раз законом определен такой принцип, надо его придерживаться. Если в екатеринбургские школы пришло больше детей, а в каком-то, например, поселке, учеников, наоборот, стало меньше, значит там финансирование должно быть сокращено, а у нас — увеличено. Но они считают раз в год. А дальше — ваши проблемы. И, к сожалению, учебный год не совпадает с бюджетным.

— Сейчас вы ведете переговоры с областной властью? Деньги учителям вернут?
— Было совещание в Министерстве образования Свердловской области. Я так понял, что они все-таки разрабатывают мероприятия, чтобы зарплата педагогов осталась на уровне первого квартала этого года.

— Что именно для этого сделают?
— Видимо, вернут часть денег назад.

— Когда будут конкретные решения, вы не в курсе?
— Нам дали две недели, чтобы мы еще раз внимательно просчитали количество детей, средства, которые у нас остались. Видите ли, министерство надеется на то, что деньги в школах распределяются неравномерно. И это так. Директора обычно стараются экономить к концу календарного года. Сейчас как раз поднимается информация о лицевых счетах школ. Если они в самом деле наэкономили, возможно, области не придется выделять дополнительные средства. И тех денег, что есть у школ, хватит, чтобы выйти на установленный уровень средней зарплаты.

— Погодите. Не понял. Речь идет о средствах из каких-то других статей расходов школы?
— Нет. Речь идет о фонде оплаты труда.

— А как директор может сэкономить на фонде оплаты труда?
— Ну смотрите. Условно, в фонде оплаты труда 100 рублей. На каждый квартал — по 25 рублей. Но директор понимает, что в конце календарного года надо выписать дополнительную премию. Потому он в первом, втором и третьем кварталах выдает премии поменьше. Так он немножко экономит, копит. И вот на это министерство сейчас надеется: что у нас денег осталось больше, чем должно было.

— И тогда никаких субвенций не будет, а вам просто дадут рекомендацию не экономить.
— Да. Верно. Скажут: «Вы возьмите эти деньги и раздайте, вы же в итоге выйдете на плановый показатель». Выйти-то выйдем, но учителя все равно останутся обворованными. Потому что они же рассчитывают получить к Новому году премии побольше, потому что экономили весь год. А получат обычную премию.

— Так себе вариант.
— Ну, уж какой есть. Но если наши расчеты покажут, что денег на лицевых счетах школ не хватает, они обещали рассмотреть вопрос о возвращении субвенций.

Фото: Дмитрий Горчаков, архив 66.ru
Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.