Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Эвакуированный из тундры паровоз поставили на рельсы в Верхней Пышме

12 мая 2014, 15:30
Сталинский локомотив, десятки лет ржавевший в глуши Приполярного Урала, собрали по кусочкам и теперь превратят в «черный паровоз» для бронепоезда.

Из цехов Уралэлектромеди на площадку верхнепышминского Музея военной техники «Боевая слава Урала» выкатили паровоз ОВ (в народе — «овечка»). Послевоенный локомотив прибыл сюда из тундры еще в октябре прошлого года. Прибыл по частям. И все это время на заводе его собирали, чтобы сделать частью новой экспозиции. Сталинский ОВ станет «черным паровозом» для бронепоезда.

Александр Емельянов, заместитель директора Музея военной техники УГМК:
— «Черный паровоз» — это локомотив, который тянул бронепоезд на дальние расстояния, доставлял его на огневую позицию. Его использовали для того, чтобы не перегружать основной паровоз, так как машина, тянущая за собой закованный в броню состав, работает на пределах своих возможностей.

Сейчас «черный паровоз» стоит весь красный. Его покрыли грунтовкой, которая не дает металлу ржаветь. Слой черной краски нанесут сверху.

Этот локомотив, напомним, гнил в тундре с пятидесятых годов прошлого века. На Ямале после кончины Сталина его бросили строители так называемой дороги смерти (по проекту, должна была растянуться от Салехарда до Игарки). И так бы и сгинул он на кромке полярного круга, если бы в прошлом году в два захода локомотив не разобрали и не вытащили оттуда грузовыми вертолетами.

Вот таким ОВ нашли в тундре.

В таком виде он приехал в Пышму.

А вот так он выглядит сейчас.

Как минимум на 90% сталинский ОВ собран из родных деталей, рассказывает Александр Емельянов. В тундре он лишь проржавел и лишился некоторых небольших частей. К примеру, реставраторам заново пришлось собирать прожектор, созданный по американским чертежам. Но ходовая часть сохранилась. И теоретически локомотив можно поставить на ход.

Александр Емельянов:

— Эксперты говорят, что он может пережить до 40 капитальных ремонтов. И паровозы девятнадцатого века, например, в Великую Отечественную войну работали. Наши друзья из сообщества любителей железных дорог нам сейчас настоятельно советуют поставить ОВ на ход. Но такое решение еще не принято.

От экскурсантов новый паровоз пока прячут за забором. Его откроют тогда, когда, во-первых, покрасят сам локомотив, а во-вторых, когда выстроят вокруг него целую экспозицию. Всех деталей новой площадки музея его сотрудники пока не раскрывают («чтобы был сюрприз»). Но рассказывают, в частности, что помимо «черного паровоза» здесь появится и сам бронепоезд: со своим локомотивом, двумя бронеплощадками и зенитной платформой.

Фото: Дмитрий Горчаков; архив 66.ru